занятия с детьми с 6 мес и до года

нашла на сайте Рождество

Игры везде: играем с детьми от 6 месяцев

Если Вы внимательно пролистаете страницы книги, посвященные первому полугодию жизни малыша, то увидите много конкретных «рецептов» изготовления тех или иных игрушек. Еще раз повторю: не обязательно делать их своими рукам. Но, покупая или изготавливая игрушку, подумайте, нужна ли она Вашему ребенку. Во второй части книги, которая предлагается Вашему вниманию ниже, Вы найдете гораздо больше информации не только о самих игрушках, но и о том, как и во что играть с малышом. Ведь после 6 месяцев предметы для игр имеют несколько иное значение в жизни маленького ребенка – из источника информации об окружающем мире они превращаются в источник действий и манипуляций.

Игрушки на кухне
После 6 месяцев, научившись переворачиваться и ползать, ребенок постепенно осваивает следующую ступеньку собственного развития – он учится сидеть. Его жизнь меняется кардинально: раз он может подползти к любой интересной вещи, взять ее и сидя рассмотреть, значит, границы окружающего мира для него значительно расширились. Ребенка уже не устраивают привычные игрушки «для детей», для него становятся важны те вещи, которыми пользуются взрослые – папа, бабушка, дедушка, но, прежде всего, конечно, мама. Чаще всего грудничок маму видит на кухне, значит, именно туда он и стремится. Самую большую ценность для малыша на кухне представляет посуда. Лучше всего дать ребенку расписную хохломскую посуду. Во-первых, хохлома всегда покрыта пищевым лаком, поэтому ее без опасений можно лизать, сосать, грызть. Во-вторых, она прочная и не бьется при ударе о пол. В-третьих, цвета подобраны гармонично и универсально для восприятия маленьким ребенком (они не кричащие, не возбуждающие, в меру яркие и привлекательные для глаз).

Как малыш играет на кухне? Подражая взрослым – деревянной разноцветной хохломской ложкой скребет в такой же тарелочке, из расписной хохломской чашки опрокидывает на стол мягкие шарики и свои берестяные коробочки. Одним словом, ребенок играет так, как мы, взрослые, готовим на кухне и едим. Если вы дадите малышу пластмассовые контейнеры для хранения продуктов, вкладывающиеся один в другой, то можно и не покупать специальные разноцветные игрушечные пластмассовые формочки с той же целью. Контейнеры – настоящие, значит, с ними можно «по-настоящему» повторять мамины действия и придумывать свои. Через некоторое время малыш прекрасно поймет, что в маленький контейнер никак не удается запихнуть большой и средний, зато в большую миску всегда входит более мелкая. Очень наглядное знакомство с понятиями «большой-маленький»! В пластмассовые контейнеры интересно вкладывать крупные бусы, кубики, большие пуговицы, большие деревянные яички, маленькие матрешки и т.д., закрывать крышками и …греметь, взяв контейнер двумя руками. Удовольствия – море!
В этом возрасте для малыша отличной игрушкой станет и сито: трогая дырочки, ребенок будет с удивлением и восторгом обнаруживать «отпечатки» на своих пальчиках. Также сито удобно использовать для «транспортировки» предметов из кухни в комнату. Сито подойдет и для игр в ванной, и для игр в песочнице (об этом чуть ниже).
Предложите малышу и пластмассовые бутылки, крышки которых он уже сможет отвинчивать-завинчивать. Неплохая игра для развития тонкой моторики пальчиков руки. Из небольшой пластиковой бутылки (0,33 л) можно сделать самодельные «маракасы»: насыпьте в бутылочку звонкий горох или гречку, монетки или крупную красную фасоль. Крышку наглухо привинтите. Наклейте или нашейте на бутылку кусочки материи, крупные пластмассовые бусы и т.д. Потом покажите ребенку, как пользоваться таким музыкальным инструментом, когда включена кассета с веселой музыкой. Кстати, такую бутылку можно использовать и как каталку по полу.
Еще один «музыкальный инструмент» на кухне – большая тарахтелка из пластмассовых одноразовых тарелочек. Такая тарахтелка привлекательна тем, что отлично заменяет бубен: звук необычный, размер – огромный. Красота! Где такой купишь?

Как сделать тарахтелку из пластмассовых тарелок
1. Возьмите две одноразовых тарелочки.
2. Внутрь положите несколько сухих горошинок.
3. Приложите тарелки «лицом к лицу» и накрепко соедините (склейте, сшейте, примотайте скотчем или скрепите стиплером).

В возрасте 6-7 месяцев многие малыши любят отстукивать ритм. Но настоящие народные музыкальные инструменты (бубны, трещотки, колотушки) относятся к категории тех игрушек, в которые малыш может играть только в присутствие взрослого. В противном случае вы сами откажитесь от них через пару дней – просто голова заболит от постоянных громких звуков.
Как научить малыша играть в бубны-трещотки? Вы видите, что сейчас у ребенка хорошее настроение, он не увлечен другими игрушками, у него есть явное желание с вами поиграть – замечательно! Возьмите в руки бубен и расскажите малышу такую потешку:

Идет петушок, золотой гребешок,
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку! (на «ку» хлопок по бубну) Хвост с узорами, сапоги со шпорами,
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку! (на «ку» хлопок по бубну) Двойная бородка, частая походка,
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку! на «ку» хлопок по бубну) Петя рано встает, детям спать не дает,
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку! (на «ку» хлопок по бубну) Идет петушок, золотой гребешок,
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку! (на «ку» хлопок по бубну) Хвост с узорами, сапоги со шпорами,
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку! (на «ку» хлопок по бубну) Двойная бородка, частая походка,
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку! на «ку» хлопок по бубну) Петя рано встает, детям спать не дает,
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку! (на «ку» хлопок по бубну)

Затем дайте бубен в руки малышу и еще раз расскажите потешку. Очень может быть, что через некоторое время он с удовольствием будет бить по бубну в такт, в нужное время. Конечно, не сразу, но сам «процесс» ему наверняка понравится. Особенно, если вы будете менять «репертуар» потешек, песенок, прибауток. Поиграли, посмеялись, попели – все, дружок, музыкальное занятие закончилось. Убирайте бубен «вне досягаемости».

Информация для размышления
«Зачем же нужны такие игрушки, которые надо прятать от малыша?» – удивятся некоторые родители. Но ведь в любом доме есть вещи, которые не используются постоянно: музыкальные инструменты (пианино, флейта, гитара), ювелирные изделия, бытовые приборы и т.д. И не потому, что они исключительно дороги или хрупки. Дети с раннего детства должны чувствовать уважение не только к цене, но и к труду, вложенному в каждую вещь, в том числе, и в игрушку. Жаль, если грудничок за один раз «расправится» с такой красотой, как янтарные бусы или расписная матрешка. Не бойтесь ограничивать свободу малыша. Как известно, свобода – это осознанная необходимость, а не вседозволенность.

Игрушки в ванне
После 6 месяцев купание в ванне становится совершенно иным: уже нет смысла набирать до краев большую ванну – малыш подрос, плавать с ним здесь неудобно. Занятия плаванием актуальнее продолжать в детском бассейне районной детской поликлиники или в одном из специализированных бассейнов «для мам и малышей». А домашнюю ванну теперь хорошо использовать для интересных игр. Наливайте в ванну столько воды, чтобы малыш мог сидеть и лежать в ней на локтях – и не барахтался, если случайно поменяет положение тела.

Первыми игрушками для ванны становятся все те же хорошо знакомые «предметы с кухни» – разнообразные сита, пластмассовые стаканчики и бутылочки, детские пластмассовые чайнички с тонкими носиками. Как малыш играет в ванне? Надо сказать, что вода сама по себе и как материал, и как среда необычайно привлекательна для маленьких детей. Поэтому не воспринимайте ванну только утилитарно – помыть, подмыть, умыть. Именно в ванне малыш знакомиться с физическими свойствами воды, с понятием «объем», усовершенствует свои навыки по координации движения рук (выжимает, переливает, выдавливает, выпрыскивает). Вода в ванне – огромное поле изучения и обучения, причем обучения с увлечением!
Обычная пластиковая бутылка в ванне легким движением вашей руки превращается в лейку (если сделать несколько дырок в крышке) или в подводную лодку (если привязать за горлышко шнурок). Дайте малышу два разных по размеру пластмассовых стаканчика, и он сможет переливать воду из одного в другой, туда и обратно. Чем не первый «урок» по физике, посвященный объему жидкости в разных по величине предметах! Можно воду из ванны набрать в бутылочку и лить ее …в сито. Куда же водичка прячется? А если вместо ситечка подставить ковшик или стаканчик?
Набирая воду в разные по объему емкости (стаканчик, бутылочка с узким горлышком, широкая пластмассовая баночка, ковшик), малыш услышит совершенно разные звуки «бульканья». Посоревнуйтесь: кто быстрее, Вы или ребенок, наберет прохладную воду из-под крана в стаканчик, кто «громче» ее выльет и т.д. Кстати, разнообразные игры с водой приучают малыша не бояться брызг и воды разной температуры – таким образом, с помощью игр вы решаете сразу несколько задач: частичного закаливания малыша и его адекватного отношения к будущему мытью головы. Опытные мамы знают, что в определенном возрасте практически каждый ребенок просто не переносит эту гигиеническую процедуру…
Для игр в ванне подойдут и плавающие игрушки, то есть игрушки резиновые (при покупке обращайте внимание на качество таких изделий!) и промасленные деревянные. Но полноценно играть в «кораблики» или в «уточек» малыш пока не может, для этого надо подождать годик-полтора. Поэтому более функциональными и интересными него становятся предметы, которые используют взрослые во время купания. Например, мочалка. Мыться мочалкой малыш, может быть, и попробует, но у него это вряд ли получится. А вот делать сухую мочалку мокрой, отжимать «лишнюю» воду, «переносить» воду из одной емкости в другую с помощью мочалки – это совсем другое дело! Наиболее подходящая форма мочалки – круглая, овальная или в виде «перчаточки» на руку, но если у вас есть желание и возможность, то для игр в ванне можно сделать специальную игровую мочалочку.

Как сделать рыбку-мочалку
1. Возьмите небольшой кусочек натуральной губки (или натурального мочала).
2. Пришейте к нему с одной стороны махровую ткань.
3. Нашейте плавники и хвост из разноцветной шерсти.
4. Привяжите веревочку к «голове» рыбки, чтобы ее можно было тянуть -рыбка сможет «плавать» по ванне взад-вперед.

Из покупных игрушек, на мой взгляд, достаточно интересными являются так называемые aqua-игрушки, которые «приклеиваются» на любую поверхность, прежде всего, на стенки ванной. Для ребенка в этом возрасте не имеет значение, что прилеплять, для него главное – сам процесс «наклеивания».

Чем не нужно играть в ванне?
Во-первых, я против широко разрекламированных в последнее время многочисленных добавок для ванн, ароматических солей (кроме натуральной очищенной морской соли) и пен – дети не испытывают от них того удовольствия, а главное, той пользы, на которую рассчитывают взрослые. Любые добавки, даже самые полезные, имеют определенный эффект действия: например, часто используемая в детской косметике ромашка подсушивает кожу. И если в данный момент у малыша с кожей все в порядке – лучше избегать добавок и пользоваться простой водой. Не прячьте под толстым слоем ароматного детского крема собственные защитные функции кожи Вашего ребенка.
Во-вторых, лично я категорически против различных моющихся пищащих книжек для ванн. На мой взгляд, это несколько извращенный взгляд на книгу, который мы прививаем в таком раннем возрасте. Не удивляйтесь, если через полгода ваш ребенок новую, только что подаренную настоящую книжку, потащит в ванну… Просто у малыша несколько сместились понятия (не без Вашей помощи) – во что можно играть, а во что нет.
В-третьих, не забывайте, что действующих игрушек (в ванне, на кухне, в комнате – не важно) всегда должно быть не более 2-3. В последнее годы среди родителей наметилась отчетливая тенденция любыми путями развивать у ребенка вкус к жизни, устроить для малыша яркий насыщенный праздник каждый день. Возможно, цель сама по себе и не плохая, но вот пути ее достижения (обилие множества ярких игрушек, говорящих и мигающих подвесок-подставок, аудио- и даже видеокассеты для младенцев) не приемлемы. Современным, урбанизированным с рождения, детям требуется нечто совсем обратное – успокаивающее, умиротворяющее, сдержанное.
В-четвертых, не советую активно использовать различные приспособления для поддержки ребенка в воде (типа резиновых креслиц): еще долгое время малыш будет рассчитывать не на себя, не на силу и ловкость своих мышц, а на давно уже убранный на антресоли стульчик. Это иногда приводит к травмам. Исключением, пожалуй, является только резиновый массажный коврик для дна ванны – эта вещь вам прослужит долго, а покупать коврик можно уже в самом начале беременности (не поскользнетесь!).

Куклы
После 6-7 месяцев, когда малыш начинает лепетать, не просто повторяя за взрослыми слова, но четко выражая свои желания и эмоции, он начинает повторять и все манипуляции, которые делает мама. Мама играет с ним, кормит, убаюкивает – все то же самое грудничок будет пытаться проделывать со своими игрушками. В это время в руках у малыша должна появиться его первая кукла. Причем не только у девочек, но и у мальчиков тоже: каждый ребенок, независимо от пола, проживает в этом возрасте образ человека. Пусть первая куколка лишь отдаленно напоминает человека, но зато она имеет много «элементов» для игры. На роль первой прекрасно подойдет узелковая кукла.

Как сделать узелковую куклу
1. Возьмите небольшой квадрат фланелевой ткани (45 см х 45 см).
2. В серединку вставьте достаточно упругий шарик, плотно сваленный из шерстяного чеса. Затяните, расправьте ткань – у вас получилась головка куклы. Закрепите голову нитками.
3. Остальные уголки квадрата – две ручки и нижняя часть «тела» – завяжите узелками.
4. Первая куколка делается «без лица», но с колпачком из прохладного ситца; она похожа на самого малыша: голова у нее довольно большая и твердая, а «руки» и «ноги» – не очень скоординированные, мягкие.

Такая простая игрушка дает малышу много ощущений – разная структура и поверхность материала (фланель и ситец), твердая голова и мягкие ножки, спокойные, но все-таки разные, оттенки цвета. И, конечно, те самые любимые узелки, которые грызутся без конца… Обычно узелковые куколки делаются «без лица» – малыш будет каждый раз сам «дорисовывать», «додумывать» нужное настроение для своей игрушки. Но если ребенок настойчиво требует глазок, не откажите ему в удовольствии -крепко пришейте две маленькие пуговки-глазки. Но все-таки постарайтесь обойтись без ротика.

Для 5-6-месячного ребенка очень интересной станет кукла-неваляшка: к ней можно ползти, слушать, как она звенит, бросать, пытаться положить на пол и с удивлением видеть, как «ванька-встанька» принимает исходное положение… Выбирая такую куклу, не ориентируйтесь на стереотипы своего детства – неваляшка может быть не только яркой, пластмассовой. Наверняка Вашему малышу понравится неваляшка деревянная – уже раскрашенная или еще нет. Позже ребенок сможет раскрасить игрушку сам. Вам останется только покрыть ее пищевым лаком.

После 8-9 месяцев в жизни ребенка появляется следующая кукла – с который малыш будет спать. Эта игрушка прослужит не один год, возможно, станет самой любимой из всех. Сделать такую куклу самим не просто, но если у Вас есть желание, то обращаем Ваше внимание на книгу Карин Нойшюц «Кукла своими руками» (издательство Evadentis; эту книгу ищите в вальдорфских детских садах и школах). Такие куклы нигде не продаются, заказать их можно у отдельных людей. Они представляют собой особую ценность, но это тот случай, когда не нужно жалеть денег.
Можно ли чем-либо заменить куклу – например, мягкими игрушками? Варианты, конечно, возможны, но не забывайте, что абсолютное большинство современных мягких игрушек делается из синтетических тканей, которые являются «пылесборниками». Ищите игрушки из ситца, махровой ткани – они «живые», «теплые». И желательно без пластмассовых голов: не очень приятно во сне прижиматься к бездушной холодной пластмасске.
Кукла, сделанная вручную, побуждает малыша и его родителей к действиям -хочется шить и вязать для нее одежду, обустраивать «место жительства», самому делать игрушечную мебель. Чего нельзя сказать о куклах покупных: для игры с ними все «предметы» хочется не делать, а именно покупать…
Чтобы малыш полноценно играл с куклой, должно быть игровое пространство для этого: куклу надо кормить, укладывать спать, купать. Не забудьте сделать «домик» для куклы, используя коробку или корзинку.

Корзины, коробки, платки
В 8-10 месяцев, когда дети активно манипулируют различными предметами, игрушками, вещами, в детской комнате должны появиться корзинки и большие коробки. Из них удобно вынимать игрушки и складывать обратно. Но не заводите одну огромную «емкость» для всех игрушек сразу, и не позволяйте ребенку просто вываливать на пол ее содержимое. Гораздо удобнее с самого начала упорядочить местонахождение разных игрушечных предметов: в этой корзинки – деревянные матрешки, ложки, стаканчики; здесь – колокольчики и трещотки, тут – игрушки и куклы из ткани. В дальнейшем эти коробки-корзинки превратятся в отдельные «хранилища» для мягких зверей, солдатиков, кукольной мебели. Хорошо бы уже в столь нежном возрасте раскладывать игрушки «по местам» вместе с малышом. Можно петь песенку:

«Бим-бом, тили-бом, собираем все кругом!
Бим-бом, тили-бом, будет чистым наш дом!».

Но не поддавайтесь иллюзиям: до 3-4 лет Вам придется собирать игрушки вместе с малышом, один он не будет этого делать. До этого возраста не требуйте от ребенка самостоятельности и сознательности в данном вопросе. Не впадайте и в другую крайность – не убирайте игрушки сами, за малыша, иначе он и к 10 годам не научится самостоятельно складывать за собой вещи, обувь, конструктор, книги… Большие картонные коробки хорошо подходят и для других целей: начиная с 8-9 месяцев, малышу интересно проползать через «тоннель» коробок без дна. Что касается чистоты и гигиены картонных коробок, достаточно оклеить их обоями снаружи и изнутри.
Малыш не даст вам забыть и о целлофановых и бумажных пакетах большого размера: в них можно складывать игрушки, а также шуршать ими, возить, залезать внутрь. Будьте внимательны: игры с целлофановыми пакетами любого размера требуют присутствия рядом с ребенком взрослого человека (чтобы малыш не надел пакет себе на голову). В маленьких бумажных и целлофановых пакетиках (например, подарочного варианта) удобно складывать и носить небольшие игрушки.
В отдельную корзинку сложите те игрушки, в которые малыш начал играть 2-3 месяца назад: хваталки, держалки, мягкие мячики для бросания и др. Добавьте сюда же платки и большие куски материи – их можно набрасывать себе на плечи или голову, в них можно завернуться, с помощью кусков ткани хорошо играть в прятки. Сделав несколько узелков на платке, вы получите птичку, собачка или кошечку, а малыш – огромное удовольствие.
К большим объемным игрушкам можно отнести и … перевернутую табуретку, и мягкую диванную подушку и место под столом, закрытое спускающейся на пол скатертью. Не препятствуйте желанию малыша прятаться, залезать в укромные местечки, «строить» домики и другие сооружения! Такие игры очень хороши для развития фантазии и творческих способностей.
Наряду с крупногабаритными «игрушками» еще долго детям будут необходимы предметы мелкие – всевозможные коробочки-шкатулочки. Их используют не только как «хранилище» для других маленьких игрушек, но и как «элементы» для ролевых игр: шкатулочки превращаются то в шкафчик, то в тарелочку, то в чемоданчик доктора.

Пирамидки, матрешки и Ко
Не забывайте о традиционных, самых известных, игрушках для годовалых детейпирамидках, матрешках и кубиках. Желательно, чтобы первые пирамидки были образными, например, в виде снеговичка. Для ребенка 8-12 месяцев условная дидактическая задача «от большого к малому через среднее» не актуальна. Гораздо важнее и интереснее для малыша нанизать на палочку отдельные фигурки (не больше 3 штук!) таким образом, чтобы получилось нечто единое целое, например, елочка.
В матрешки ребенок тоже начинает играть не сразу так, «как надо». Возможно, его надолго увлечет процесс вынимания уже собранных фигурок одной из другой. А самостоятельно собирать из двух частей даже одну фигурку-матрешку он может начать не скоро. Не торопите юного исследователя, не требуйте от него игр «по правилам» – всему свое время. Первая матрешка должна состоять не более чем из трех куколок. Она может быть яркой раскрашенной или, наоборот, неокрашенной деревянной.
Своеобразным аналогом пирамидок и матрешек являются различные «нанизывалки». На большой шнурок интересно нанизывать не только покупные фигурки, но и любые другие – рамочки для фотографий, баранки, колечки, мягкие «бублики» для держания. Следующий этап развития этого вида деятельности – игры-шнуровки. На мой взгляд, ребенок будет с большим интересом заниматься шнуровками в том случае, если требуется зашнуровать что-либо реальное: например, в большой коробке проделайте дырки и вставьте в них веревочки, чтобы «дверь» или «крыша» закрывались с помощью шнурования. Настоящие детские ботиночки тоже подойдут. В «ассортименте» игрушек и мальчиков, и девочек которые хорошо ползают, должны появиться достаточно большие деревянные машины и паровозики с ручками. Причем желательно, чтобы до года в машинках не были обозначены окна и двери, чтобы в них нельзя было, даже мысленно, «посадить» водителя и пассажиров – слишком большая ответственность для маленького ребенка. Это «машинки сами по себе»: играя в них, малыш будет проживать все ситуации через себя – возить, поворачивать, переворачивать, сталкивать машинку с другой и т.д. Через полгода ваш домашний «автопарк» пополнится большими грузовиками на веревочках, еще через год – легковыми авто с пассажирами.
Игра «в паровозик» – одна из самых любимых у годовалых ребят, ведь столько разных «вагончиков» можно прицепить друг за другом и перевезти! Не беда, если нет паровозика деревянного, этот вид «транспорта» легко моделируется и из табуреток, из больших и маленьких коробок, из простых веточек-палочек, и из любых игрушек, связанных между собой шнурками и платками.
Отгадайте, в какие игрушки играют годовалые дети всех без исключения стран и народов? Конечно же, в кубики! Не обязательно, чтобы на них были написаны буквы – ведь кубики, прежде всего, служат для строительства башен и других сооружений, а буквы или картинки на кубиках от этого важного дела только отвлекают. Поставить кубик один на один, потом из них построить что-то интересное – этому сложному процессу надо отдаться целиком!
Совершенствовать у малыша мелкую моторику руки, чувство равновесия и чувство материала помогут чурбачкинеобработанные (необтесанные, неокрашенные, не лакированные) куски дерева. Строить их них не только интереснее, но и гораздо и сложнее: надо не просто поставить одинаковые кубики друг на друга, надо придумать равновесную систему из чурбачков разной формы. Освоить это способен не новичок в «строительстве», а уже настоящий «мастер»! Кстати, вальдорфские педагоги предлагают детям такие чурбачки вообще вместо обычных одинаковых деревянных кубиков: считается, что малыши просто не смогут играть в «разновеликие» чурбачки, если сначала попробуют «простые» кубики.
Хорошо, если папа в доме или на даче что-то делает своими руками из дерева -дети видят, откуда чурбачки-кубики берутся, им тоже хочется пилить, прибивать молотком – для этого сначала подойдут пластмассовые или деревянные игрушечные инструменты. Становясь старше, малыши любого пола начинают повторять действия не только мамы, но и папы тоже. Если перед глазами папа, как говорится, рукастый, ребенку тоже очень захочется мастерить что-то своими руками. Это прекрасное желание надо всячески поощрять и поддерживать, ведь не за горами пора красок, пластилина и аппликаций из бумаги. Чуть позже – вышивание и бисероплетение в сочетании с изготовлением кормушек для птиц и скворечников. Не успеете оглянуться, как Ваши дети будут помогать в ремонте квартиры или автомашины.

«Игрушки» в доме
Очень привлекательной вещью для грудничка является телефон. Но не стоит покупать ему такую игрушечную модель, которая за него и говорит, и звенит, и мигает-крутится. Обратите внимание, как играют дети в «мигающе-говорящий» телефон – они даже не говорят по нему, а просто нажимают кнопочки. Иногда самая простая коробочка, имитирующая телефонный аппарат, для игры под названием «разговор по телефону» подойдет гораздо больше, чем супер-игрушка с кнопками и звонками.
Обязательно снабдите ребенка связкой «ключей» (пусть это будет одна из немногих пластмассовых игрушек в Вашем доме). Если Вы каждый день достаете ключи, чтобы открыть дверь, несомненно, что малыш тоже захочет это делать.
Ступеньки подъезда или лестница на этаж надолго завладеют вниманием Вашего ребенка, особенно когда он будет учиться ходить или даже ползать по ним. Не волнуйтесь, если он будет делать это без устали раз пятьдесят – человек осваивает новое движению!
Ну, и, конечно, без спортивного комплекса в квартире, где живут дети, тоже никак не обойтись. Кстати, это отличный подарок на первый день рождения ребенка (подкиньте такую идею родственникам). Наиболее быстро малыши осваивают кольца. Поэтому, если пока нет возможности купить спорткомплекс целиком, можно в дверном проеме детской комнаты повесить перекладину (турник) и прикрепить на нее кольца. Если вы не представляете дошкольное детство своего ребенка без домашних качелей, то их можно крепить на этот же турник, чередуя с кольцами.
Однако есть дети, которые не будут самостоятельно заниматься на спортивном комплексе. Тут возможны два вариант – либо Вы сами активно пользуетесь домашним мини-«спортзалом», причем не только в оздоровительных целях (набросьте большой платок на брусья, вот и «домик» готов). Либо чаще зовите в гости знакомых детей постарше, которые Вашему малышу покажут, что можно делать на комплексе.
Спортивный комплекс, которым в полной мере дети начинают пользоваться после года-полутора, на первых порах прекрасно дополнят прыгунки. Это отличный детский спортивный тренажер – но только в том случае, если прыгунки имеют высокие плотные «трусики» под самые под мышки, в которых малыш висит, а не сидит. Для того чтобы прыгать, ребенок должен отталкиваться от пола двумя ногами вместе. Если прослеживается наследственная склонность к плоскостопию, советую на пол под прыгунки класть коробку, наполненную фасолью или сухим горошком, либо резиновый коврик – тренажер с «пупырышками» и т.д. Как говорится, совмещайте приятное с полезным.
Не советую покупать прыгунки с так называемым «ободом безопасности» (круглое кольцо) и широкими трусами – ребенок, сидя в прыгунках, не отталкивается ногами от пола, а «болтается», в результате чего при прыжках усилие на каждую ногу может быть неравномерным (малыш как бы переваливается при прыжке из стороны в сторону). Иногда это ведет к формированию неправильного положения голеностопного сустава и к закреплению мышечной дистонии, что нежелательно.
Начинать пользоваться прыгунками можно с 4 месяцев, если у малыша нет неврологических и ортопедических проблем, а также заболеваний кожи. Обычно «дружба» с прыгунками не длится слишком долго – уже в 6-7 месяцев ребенку интереснее самому передвигаться по квартире. Хотя многие малыши до 8-10 месяцев скачут в прыгунках под музыку, или пиная большой надувной мячик ножками о стенку. То есть в том случае, когда репертуар движений в прыгунках несколько иной, чем его собственные.
Когда малыш подрастет и начнет ползать, ему очень захочется открыть дверцы всех шкафов в доме и посмотреть, что там лежит. Двери комодов и сервантов можно было бы считать неплохой игрушкой для грудничка, если бы не опасность травм (прищемленные пальчики, разбитые об углы лбы) и нерадостная перспектива покупки новой мебели – малыши любят не только открывать-закрывать дверцы шкафов, но и висеть на них, раскачиваться. В решении данной проблемы, на мой взгляд, есть три варианта. Один из низких шкафчиков можно предоставить в полное пользование ребенка – хранить там корзинки-коробки с игрушками, развивающие игры и т.д. При этом не забывайте при «покушении» малыша на другие дверцы шкафов говорить, что «там нельзя, а вот тут – твой шкафчик, тут можно». Остальные дверцы закройте на ключ или сделайте недоступными как-то еще (например, с помощью новомодных безопасных задвижек-застежек для мебели, их можно купить сейчас в любом детском магазине).
Второй вариант – абсолютно все шкафы заприте и закройте. Ничего не поделаешь, дружок, у тебя есть своя комната, куча игрушек, кухня, ванна -ползай и ходи везде, кроме… Если Вам претит сама мысль о запрете чего бы то ни было для своего малыша, выход один: как только ребенок заинтересовался очередной дверцей очередного ящика или шкафа, бросайте все дела и сидите около малыша в этот ответственный момент «познания окружающего мира». Могу только позавидовать Вашему долготерпению…

Игрушки на прогулке
Самая интересная для малыша игрушка во время прогулок – его собственная коляска. Позволяйте грудничку самому катить коляску так, как ему хочется.
Через некоторое время Ваш ходунок будет в восторге от игрушек «на палочке», которые очень удобно катить перед собой. Кстати, крутящиеся каталочки (при движении вперед на такой игрушке начинают крутиться отдельные «элементы») учат ребенка концентрировать внимание и развивают боковое зрение: мало того, что малыш идет и катит перед собой игрушку, он еще шестым чувством должен «понять», что сейчас будет ямка, а теперь – камешек. Интересная каталка помогает ребенку идти дольше и дальше: ведь не секрет, что годовалые дети ходят только туда, куда им нужно, а не туда, куда хочет мама…
Когда малыш подрастет, на улице ему понадобятся игрушки на веревочке, чтобы возить их «за собой». Ваш ребенок уже хорошо ходит без посторонней помощи? Значит, в ближайшее время, хотите Вы этого или нет, он добредет до местной песочницы. И если у него не будет собственного ведерка, совочка, ситечка и формочек, он будет отбирать их у товарищей по песочнице.

Итак, фантазируйте, ищите, наблюдайте и играйте вместе с вашим ребенком.

Алена Лебедева
руководитель программ по подготовке к родам, автор курса «Потягушеньки», инструктор курса подготовки к родам «Навстречу к малышу» Центра поддержки семьи «Рождество».


Яна
Яна
Ромка
34 года
Артем
14 лет
Химки
242342

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества