Как правильно развивать речь у ребенка

Мы привыкли умиляться, глядя на то, как наши дети учатся говорить. Но лишь немногие знают, что эти забавные первые годы – еще и очень важный пери од в развитии ребенка, который нельзя упустить. Как правильно развивать речь у ребенка? На что следует обратить особое внимание, а в чём действует принцип «природа поможет»? И в каких случаях следует обратиться за помощью к специалисту? Ответы на все эти вопросы читайте ниже.

Язык и речь – это то, что в первую очередь отличает нас, людей, от животных. У нас есть так называемая «сигналь­ная система», благодаря которой мы можем передавать друг другу информацию. Сигнальная систе­ма появляется исключительно в процессе общения ребенка с дру­гими людьми. Чем лучше мы разовьем у ребенка эту систему, чем активнее будем стимулиро­вать в нем умение говорить, тем более умным и здоровым он вырастет. Конечно, у каждого ребенка своя скорость освоения языка, но общие принципы все же существуют. Их знание поможет вам не пропу­стить возможное отставание и вовремя забить тревогу.

ОТ 1 ДО ПОЛУТОРА ЛЕТ

Что умеет малыш?

• Знает свое имя, а также имена близких людей и домашних животных.

• Его словарный запас составляет уже 30-40 слов.

• Начинает осваивать более слож­ные слова, произнося их пока в своем детском варианте (кошка -«кися» или «кс-кс», бабушка -«баба», собака – «афа» и т.п.).

• Знает много глаголов и активно ими пользуется.

• Понимает боль­шую часть из того, что слышит (даже если еще не говорит).

• Может выполнять простые просьбы («принеси штанишки»; «подними зайчика»...).

• В полтора года происходит рез­кий скачок в развитии речи: ребе­нок может начать активно гово­рить, даже если до этого молчал или был немногословен.

Как вести себя родителям?

• Ни в коем случае не передраз­нивайте ребенка, коверкая слова следом за ним, а наоборот, неза­метно поправляйте его, каждый раз произнося слово правильно.

• Как можно чаще разговари­вайте с малышом, сопровождайте речью все свои и его действия.

• Терпеливо отвечайте на все вопросы, например, «А что это?», которыми ребенок рано или позд­но начнет вас «засыпать».

ОТ ПОЛУТОРА ДО 3 ЛЕТ

Что умеет малыш?

• Имеет словарный запас 1000-1500 слов.

• Понимает значение простых предлогов.

• К трем годам использует все части речи и даже ставит глаголы в прошедшее время.

• Употребляет не только кон­кретные, но и обобщенные поня­тия (игрушка, зверь, еда и т. д.).

• Знает время суток (утро, день).

• Задает вопросы «Где?», «Куда?», «Откуда?», а к трем годам появляется главный вопрос – «Почему?» (это означа­ет новый этап в его умственном развитии).

• Говорит короткими предложе­ниями (в два-три слова).

• Умеет рассказать о своих мыс­лях и впечатлениях.

Как вести себя родителям?

• Считается, что чем раньше ребенок начнет задавать вопрос «Почему?», тем полноценнее его умственное развитие, чем позже – тем очевиднее задержка. Если в три года он еще не задает этот вопрос, необходимо стимулировать его интерес к окружающему миру и спрашивать самим: «А почему то? А почему это?» – и самим же отвечать.

• Почаще обсуждайте увиденное на прогулке, по телевизору.

• Обязательно играйте вместе с ребенком (в кубики, в кукольный театр, в больницу, в прятки...).

• Вместе с ребенком рассматри­вайте и обсуждайте картинки.

• Разучивайте с ним песни.

• Всегда читайте ему вслух перед сном – лучше всего сказки (и обя­зательно обсуждайте героев).

СЛОВОТВОРЧЕСТВО — ЗНАЧИТ, ОН ЗНАЕТ ЯЗЫК

Все помнят книгу К. Чуковского «От двух до пяти», в которой писатель с огромной любовью проанализировал детскую речь и детское словотворчество – период, через который в этом возрасте проходят все детки. В книге собраны результаты этого творчества: уморительно смешные словечки, которые вылетают у детей совершенно спонтанно. «Пахнота» вместо «запах», «прыг» вместо «прыжок», «я тебя любу» вместо «я тебя люблю», «эти сапожки велики, а эти – малоки» вместо «малы», «помогание» вместо «помощь». Различные «страшность», «умность», слова-раскладушки – «бананас», «намакаронился», «вкуски» и т.д. Такое придумывание несуществующих в языке, но при этом образованных с вполне понятной логикой слов говорит о том, что ребенок настолько хорошо изучил строй и алгоритм языка, что свободно компонует языковые единицы. Что касается вреда или опасности детского словотворчества периода «от двух до пяти», то здесь можно не беспокоиться: если семья (и окружение ребенка в целом) говорит грамотно, то ребенок быстро сообразит, какие слова оставить в своем обиходе, а с какими без сожаления расстаться.

ОТ ПЕРВОГО КРИКА ДО НОРМАЛЬНОЙ РЕЧИ

1 месяц – внимательно смотрит вам в лицо кричит (когда голоден, намочил пеленки, болит живот и т. д.)

2 месяца – издает гортанные звуки реагирует на обращение, начинает улыбаться

3 месяца – «комплекс оживления»: при обращении к нему ребенок улыбается, начинает беспорядочно двигать руками и ногами, издавать протяжные, гортанные звуки

4 месяца – громко хохочет, если с ним играют  плачет со слезами, когда чем-то обижен или недоволен;  издает звуки «агу», «агы», «эга» и т. п.

5 месяцев – «поет»: издает протяжные звуки разной высоты и длительности, поворачивает голову на голос

6 месяцев – лопочет (начинает произносить слоги «ба-ба-ба», «да-да-да», «на-на-на» и т.п.), начинает понимать отдельные слова («дай», «возьми», «брось», «где» и т. п.)

7 месяцев – играет в «ладушки»

8 месяцев – активный лепет

9 месяцев – повторяет звуки за взрослыми.(«ням-ням», «кыс-кыс»)

10 месяцев – подражает звукам и словам

11 месяцев – прощается (машет ручкой, говорит «пока»), знает вопрос «Где?», произносит по слогам простейшие слова: «мама», «папа» «дай» и т. д.

12 месяцев -  умеет произносить 8-10 слов

МАМЫ БЕСПОКОЯТСЯ

Перечисленные выше этапы  становления и развития речи у ребенка следует восприни­мать достаточно условно. В этом вопросе возможны вари­анты. Например, в результате исследования, проведенного среди детей в возрасте одного года (не умственно отсталых и не вундеркиндов), выяснилось, что минимальный словарь ребен­ка в этом возрасте может состав­лять всего 4-5 слов, а максималь­ный – 232! Некоторые дети про­износят первые слова уже в 10 месяцев, а к году переходят на предложения. Другие же упор­но «молчат» лет до двух, отделы­ваясь примитивными словечками, а потом их как будто прорывает: начинают говорить много и раз­нообразно, разом переводя свой пассивный запас в актив. И тот, и другой варианты находятся в пределах нормы, но в некото­рых случаях родителям следует обеспокоиться и обратиться к врачу-логопеду:

• если ребенок совсем не осва­ивает речь (например, не про­износит сочетаний гласных и согласных звуков) и сильно отстает от сверстников (исключе­ние составляют недоношенные дети, которые обычно развивают­ся с отставанием на 1-2 месяца);

• если ребенок после двух лет продолжает оставаться на ста­дии автономной речи (детского лепета), путает падежи и число, то нужно провериться у врача –возможно, у него отклонение, которое называется алалией;

• если ребенок продолжает коверкать язык до 5-6 лет, это подозрение на диспраксию (недо­развитие фонематического слуха), которая требует лечения.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА:

Тамара Тимофеевна БУРАВКИНА, детский врач-логопед

Как это ни парадоксально, но в современном цивили­зованном обществе наблюдается тенденция к росту отклонений в развитии речи среди детей. Сегодня у каждого четвертого ребенка дошкольного возраста обнаруживается замедленное развитие речи. Специалисты связывают это, с одной сторо­ны, с занятостью родителей и, соответственно, с недостатком общения у ребенка, а с другой, с уменьшением живого общения людей в целом в пользу телевизо­ра и Интернета. Еще одной причи­ной отставания в речевом разви­тии у ребенка может быть излиш­няя предупредительность взрос­лых. Общаясь с малышом изо дня в день, легко научиться понимать все его трудно узнаваемые сло­вечки. Но тогда вы лишите его стимулов совершенствовать свою речь. Между тем существует рубеж (3-4 года), после которого «застревание» на стадии автоном­ной речи становится опасным не только для дальнейшего развития речи вашего ребенка, но и для его общего развития. Так как правильно развивая речь у ребенка, вы закладываете «фундамент» его дальнейшей успешной жизни – стоит отнестись к этому максимально серьезно. Очень важно развивать познавательную сторону речи, которая у дошкольников выражается в бесконечных вопросах об окру­жающем мире. Если взрослые ведут себя недостаточно терпели­во (отмахиваются от детей, отве­чают односложно), то дети могут перестать задавать свои вопросы, и тем самым их умственное развитие будет приостановлено.


Лиличка
Лиличка
Бугульма
131891

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Татьяна Баландина
Татьяна Баландина
Дмитрий
14 лет
Дарья
10 лет
Челябинск

Мне в развитии речи сына очень статья помогла эта https://vk.cc/2nzCrH. Вроде истина знакомая, а не применяла ее никогда. После статьи стала следить за тем как разговариваем с сыном, и о чем. Речь улучшилась моментально.

Пожаловаться
НАТАЛИЯ
НАТАЛИЯ
Настя
14 лет
Ярославль
Спасибо за такую обширную информацию! Но мы пока не сильно разговариваем словарный запас примерно слов 10, больше на своем языке болтаем, но вот зато понимает все, все просьбы выполняет, но правда иногда включается бычок, когда просишь прибрать игрушки.
Пожаловаться
КАТЕРИНА
КАТЕРИНА
Даниил
14 лет
Москва
нам год и 8.мы говорим около 20-25слов