НЕПРОДВИНУТЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ (про гаджеты и детей)

Современные малыши учатся печатать на компьютере раньше, чем писать на бумаге, и умеют рисовать мышкой так, как Пикассо и не снилось. Но, к сожалению, для многих детей гаджеты становятся едва ли не единственным увлечением. Так как же заинтересовать ребенка традиционными пазлами, магнитной азбукой или красками? И нужно ли спасать подрастающее поколение от влияния научно- технического прогресса? Давайте разбираться!

На самом деле компьютеры, телефоны или игровые приставки не так уж и вредны: владение ими развивает зрительное и слуховое восприятия, мелкую моторику и внимание. Согласитесь, не использовать такие полезные свойства техники было бы по меньшей мере неправильно! Именно поэтому главная задача взрослых заключается не в том, чтобы максимально ограничить общение малыша с компьютером, а в том, чтобы найти оптимальный баланс между количеством времени, потраченным на ПК и на обычные, «оффлайновые» развлечения и занятия. Сила притяжения Чтобы у ребенка возникла нездоровая тяга к видеоиграм, требуется довольно продолжительное время вкупе с целым букетом разнообразных факторов. Рассмотрим самые значимые из них.

1. Положительное подкрепление.
Как правило, знакомство малыша с тем или иным чудом техники начинается в тот момент, когда мама пытается заставить его поскорее съесть кашу или, например, успокоить в ожидании своей очереди к врачу. Довольно скоро этот способ решения проблем становится самым быстрым, действенным и, соответственно, единственным. Со временем родители начинают использовать гаджет в воспитательных целях и частенько лишают чадо вожделенной «игрушки» за плохое поведение. Запретный плод, как известно, сладок, и в результате обычная «пластиковая коробка с монитором» превращается для ребенка в самый большой источник удовольствия.

2. Пример родителей.
Взрослый, проводящий свободное время в социальных сетях, воспринимается ребенком как человек, занятый каким-то интересным, хоть и не очень понятным делом. Если малыш никогда не видел маму с книжкой, а папу, скажем, с отверткой, то именно такой – «компьютерный» – досуг он начинает считать абсолютно естественным и уж совершенно точно самым увлекательным.

3. Амбиции взрослых.
Некоторые мамы и папы считают умение карапуза нажимать на кнопку Enter показателем его высокого интеллектуального развития. Их восхищенные комментарии и частые сравнения с бабушкой, которая, в отличие от внуков, так и не научилась отправлять смс-ки, стремительно взращивают в малыше гордость и чувство превосходства над окружающими. Желая произвести впечатление или просто поддержать репутацию «не по годам развитого ребенка», он снова и снова берет в руки мобильный телефон или ноутбук.

4. Маленькие слабости.
Замечая, что ребенок тратит много времени на электронные стрелялки с бегалками, и не зная, как переключить его внимание на другие занятия, родители заменяют «бестолковые» игры на «развивающие программы», тем самым окончательно обрекая на забвение краски и пластилин.

РАЗВЛЕЧЕНИЕ С ОБУЧЕНИЕМ
Когда компьютер или телефон становятся средствами, позволяющими управлять поведением ребенка, родитель оказывается заложником ситуации. Заслужив хорошим поведением возможность остаться наедине с электронным другом, малыш начинает активно сопротивляться попыткам взрослого сократить «игровое» время, а все предложения об альтернативных занятиях воспринимает в штыки. Для того чтобы предотвратить формирование зависимости от «техники», родителям необходимо изменить ее роль в жизни ребенка. Пусть телефон, телевизор, игровая приставка и компьютер решают конкретные задачи!

1. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ.
Не давайте чаду бесцельно нажимать кнопки. Предлагайте игры, которые могут расширить его кругозор и помочь овладеть разнообразными навыками.

Тренировка внимания.
Последовательные появления изображений в разных частях экрана помогают ребенку научиться быстро и четко концентрироваться на новых объектах. Игры, построенные по принципу «Помоги ежику собрать все яблоки», – отличные тренажеры для развития внимания.

Знакомство с разными цветами.
Продемонстрируйте ребенку возможности графического редактора (например, программу, позволяющую рисовать мышкой, как кисточкой или карандашом). Пусть поначалу картины малыша будут выглядеть нагромождением ломаных линий и не смогут порадовать зрителя захватывающим сюжетом: главное, что ребенок попробует все 16,7 миллиона оттенков и поймет, чем светло-зеленый отличается от фисташкового.

Развитие зрительного восприятия.
Игры, похожие на старый добрый «Тетрис», или так называемые одевалки, помогут малышу сформировать представления о форме, размере и пространственных признаках предметов. Именно на этом в дальнейшем будет базироваться запоминание образов букв, цифр и других символов. Развитие слухового восприятия. Не просите ребенка выключать звук во время игры или делать его слишком тихим. Сочетание звукового сигнала с определенным действием поможет малышу предвосхитить те или иные события: падение персонажа, преодоление им препятствия и т.д.

Тренировка памяти.
Задания, в которых требуется запомнить расположение предметов, прекрасно расширяют объем зрительной памяти и помогают ребенку научиться усваивать новую информацию. В основе таких программ лежит популярная игра «Мемори», представляющая собой поле с перевернутыми «рубашками» вниз карточками. За один ход можно открыть только две карты: если изображения совпадут, игрок получит очко. Побеждает тот, кто быстрее всех запомнит расположение картинок и наберет наибольшее количество пар.

Развитие тонкой моторики.
Управление маленькой, но хитрой мышкой помогает пальцам стать ловкими и приучает их действовать не только согласованно, но и строго по очереди. Наблюдая за малышом, можно проследить эволюцию движений руки от похлопывания по клавиатуре всей ладонью до точного нажима нужной кнопки одним пальчиком.

Изучение букв и цифр.
Нажатие на различные клавиши помогает ребенку непроизвольно запоминать некоторые символы.

2. ОВЛАДЕНИЕ НОВЫМИ НАВЫКАМИ.
Несмотря на юный возраст вашего пользователя, старайтесь с самого начала придавать смысл всем его манипуляциям с гаджетами и устройствами. Если ребенок заинтересовался принтером, предложите ему вместе распечатать раскраску. Привычка использовать технику по прямому назначению поможет малышу избежать интернет-зависимости или чрезмерного увлечения электронными играми в школьном возрасте. Кроме того, таким образом ребенок получит опыт целенаправленной, последовательной деятельности, что очень важно в деле приучения к порядку и дисциплине. Главное, не подпускайте наследника к интернет-платежам!

3. ОБЩЕНИЕ. Объясните крохе, что телефон – это не просто мигающая и «поющая» игрушка, а средство связи, и обязательно научите малыша звонить бабушке или друзьям. Такой сугубо утилитарный подход позволит избежать постоянных просьб «мам, дай мобильник»: вы без проблем сможете сослаться на то, что именно сейчас не нужно никому звонить.

4. ПОИСК ИНФОРМАЦИИ. Старайтесь демонстрировать на собственном примере, что Интернет – это не только площадка для игр, но еще и кладезь полезной информации. Пусть ребенок видит, что вы не просто блуждаете по сайтам, а решаете какую-то конкретную задачу. Если малыш хочет присоединиться к вам, сформулируйте цель и для него: например, попробуйте вместе найти интересный мультик или рецепт пирога для дня рождения.

5. БОРЬБА СО СКУКОЙ. Не следует приучать кроху к тому, что планшет или мобильник можно использовать для того, чтобы просто убить свободное время. Иначе он с изворотливостью профессионального киллера будет выискивать «окна» для игр. Даже если вы уже целый час сидите в очереди к врачу, не стоит сразу вручать ребенку телефон: почитайте книжку, прогуляйтесь по коридору, разглядывая разнообразные плакаты, покатайте машинки или поиграйте в куклы и только потом пускайте в ход гаджеты.

От «чайника» к «юзеру»: 1-2 года.

В этом возрасте у детей активно развивается речь, поэтому имеет смысл уделить отдельное внимание формированию коммуникативных навыков. Предлагайте малышу поболтать по телефону с бабушкой (или друзьями), попутно приучая его к соблюдению определенных правил ведения беседы: сначала нужно поздороваться, затем спросить, как дела, рассказать свои новости и обязательно попрощаться в конце разговора.
КСТАТИ. Телефонное общение очень помогает развитию фонематического («речевого») слуха: не видя артикуляции и мимики собеседника, малыш будет вынужден внимательно прислушиваться к его словам.
Показывая ребенку мультфильмы, выбирайте истории с простым и реалистичным сюжетом, а потом обязательно обсуждайте увиденное. Время просмотра – не больше 10 минут.

3 года.
В этом возрасте малыш уже вполне может освоить простейшие электронные игры, в которых требуется кого-то ловить или перемещать, что называется, одним кликом. С помощью телефона можно начинать изучать числовые символы: показывайте и озвучивайте цифры, из которых состоит номер, и терпеливо ждите, пока ребенок сумеет найти нужную кнопку и нажать на нее.
Сюжеты мультфильмов немного усложняются: используйте мультики в качестве визуализации тех сказок, которые вы уже читали. Возьмите на вооружение правило: сначала читаем книжку – потом смотрим одноименное кино. Время то же – 10 минут.

4 года.
Чтобы стимулировать или закрепить интерес к рисованию, можно предложить ребенку попробовать свои силы в графическом редакторе. Пусть он экспериментирует с цветами, размерами и формами. В электронных играх должен появиться сюжет: конечно, жесткие стрелялки с монстрами малышу совершенно не нужны, а вот спокойная бродилка (поиски клада или, скажем, собирание грибов) вполне подойдет.
В этом возрасте ребенка можно познакомить с некоторыми новыми функциями телефона: научите его фотографировать с мобильника или включать в нем музыку.
От простых мультфильмов переходите к мультсериалам: малыш уже вполне способен запоминать повороты сюжета и следить за развитием действия. Время просмотра увеличивается до 20-25 минут, но обязательно с одним перерывом.

5-6 лет.
Для старших дошкольников существует множество обучающих программ и развивающих игр. Кроме того, можно приспособить компьютер и принтер для того, чтобы писать приглашения на свой день рождения или создавать картины в подарок родственникам. Именно в этом возрасте ребенок «дозревает» до восприятия длинных художественных фильмов, однако ему все еще требуются пояснения по ходу просмотра. Можно проводить перед экраном по 30-40 минут в день с одним перерывом. Полуторачасовые фильмы лучше растягивать на 2 дня.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Некоторые родители испытывают тревогу из-за того, что могут навредить интеллектуальному развитию ребенка, ограничивая его доступ к компьютеру или телефону. Подобные страхи абсолютно беспочвенны, а вот зависимость от гаджетов у ребенка действительно может сформироваться. Так что в первую очередь стоит подумать о том, как грамотно ограничить увлечение малыша информационными технологиями.
С самого раннего возраста не оставляйте телефон, планшет или пульт от телевизора в открытом доступе. Малыш должен спрашивать разрешения каждый раз, когда захочет воспользоваться ими.
Поставьте ребенка перед фактом, что он может проводить за компьютером или телевизором не больше определенного количества времени в день, и договоритесь о двух обязательных пятиминутных перерывах.
Не забывайте о том, что маленькие дети понятия не имеют о компьютерной или интернет-зависимости. Расскажите малышу о том, что некоторые люди настолько привязываются к своему телефону или ноутбуку, что во время игр забывают есть, пить, мыться и спать, – и в результате просто заболевают.
Уделите больше внимания общению ребенка со сверстниками. Если вы приглашаете в дом маленьких гостей, развлечения имеет смысл планировать заранее: готовьте викторины, конкурсы, и, разумеется, призы. Чем теснее связь малыша с друзьями, тем меньше будет у него поводов для заведения виртуальных знакомств и электронных игр в одиночестве.
Постоянно предлагайте наследнику разные варианты совместного времяпрепровождения: будет полезно, если занятия с вами войдут в привычку. Рано или поздно малыш и сам начнет проявлять интерес к тому или иному виду деятельности и обзаведется своими собственными увлечениями, не связанными с гаджетами.


Оля
Оля
Абакан
01848

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Надежда
Надежда
Москва
Очень интересная статья. Но увы без гаджетов в наше время никуда. Сегодня дети уже в 4 года более продвинутые пользователи ПК, чем их родители :) Наш вот с удовольствием раскрашивает картинки онлайн. Вот одна из любимых раскрасок https://kids-corner.net/ Она работает не только на компе, но и на планшетах и телефонах. Можно распечатать картинки и раскрашивать красками. Кому как нравится.