Возможность развиваться остается неизменной

Мозг способен к изменениям в любом возрасте!

Важной основой для успешной работы с детьми является принятие во внимание индивидуальных предпосылок и непосредственного жизненного их окружения. Для этого необходимо тесное и непрерывное сотрудничество педагогов с родителями. Фундаментальная способность мозга принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его и есть та основа, на которой держится все дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту. Таким образом, если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать. Это все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере. 

В течение первого года жизни вес мозга увеличивается в среднем с 400 г при рождении до 1000 г в возрасте двенадцати месяцев. Наша зависимость от ощущения любви и заботы со стороны других людей в раннем детстве настолько сильна отчасти потому, что большие участки нашего мозга начинают развиваться только после рождения. Связи между нейронами в префронтальной коре, которая помогает нам регулировать эмоции, устанавливаются в течение первых двух лет жизни, но происходит это только благодаря присутствию близких людей (в большинстве случаев это — мать, она в буквальном смысле слова формирует мозг своего ребенка). 

Каждый ребенок при рождении имеет богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки головного мозга, но это только потенциальные, возможные связи. Действующими они становятся только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности и по «линиям связи» начинают проходить биотоки. И чем моложе ребенок, тем образование связей проходит легче. Никитины назвали этот процесс НУВЕРСОМ- Необратимым Угасанием Возможностей Эффективного Развития Способностей. 


В работах шведского нейробиолога Холгера Хиндена сообщается, что эксперименты, проведенные на «молекулярном уровне», говорят о том, что мозг требует для своего полного развития, особенно в ранних стадиях, не только соответствующего питания, но и стимуляции. Нейроны, лишенные любого из этих факторов, особенно стимулирующей «учебной» среды, не могут формировать богатую сеть волокнистых соединений, они становятся образно говоря, пустыми мешками и в конечном счете атрофируются.

В конце 60-х принято было считать, что у детей мозг наиболее пластичен, а у стариков он вообще не меняется. Оказалось, что не так. Мозг способен к изменениям в любом возрасте! Главное — дать мозгу правильные стимулы, в правильном порядке и с правильным распределением во времени, чтобы вызывать в нем пластические изменения.

Майкл Мерцених ведущий мировой исследователь в области нейропластичности мозга говорит: «Все то, что мы наблюдаем в молодом мозге, может происходить в мозге пожилого человека». Единственное требование заключается в том, что человек должен получать вознаграждение или наказание, достаточное для того, чтобы он сохранял концентрацию внимания на протяжении всего периода обучения, которое в ином случае может казаться скучным. Если вам это удастся, то, как утверждает Мерцених, «изменения могут быть такими же значительными, как у новорожденного».

На самом деле, вводить в обучение человека (а не животного) искусственное поощрение и наказание необязательно. Мотивацию к обучению создает естественный для человека интерес к новому, интерес к жизни вообще. Если такой интерес не пропадает в зрелом возрасте, он и служит «поощрением» для полноценной работы мозга.  Читать…  




Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Актуальные посты