Искусство воспитания ребенка

Мы очень любим своих детей. Просто очень! Мы мечтаем об их успешном будущем. Видим их счастливыми, здоровыми, красивыми. Готовы все сделать, чтобы это было так. Но… Это в будущем.

А сейчас, когда они еще маленькие, что вкладываем мы в них? Что считаем важным в их воспитании? Обладаем ли мы тем искусством воспитания, которое даст прекрасные плоды для будущего вашего чада?

Как ведем себя с ними? Как разговариваем? Понимаем ли мы мир маленького ребенка, который видит в нас самых близких, самых добрых и самых умных людей.

Меня до слез растрогала одна маленькая притча. Коротко перескажу ее.

На День Рождения трехлетняя дочка преподнесла отцу подарок, на который истратила целый рулон позолоченной оберточной бумаги, припасенной видимо для других подарков.
«Это для тебя!» – с гордостью и любовью преподнесла свой подарок дочка.
Отец был уже рассержен фактом растраты бумаги. Раскрыв бумагу, он нашел в ней маленькую коробочку. Она была пуста.
Злости отца не было предела! Он обрушился на дочь с обвинениями в грубой форме.
— Ты должна знать, что такие подарки не дарят! Подарок должен быть в коробочке, она не должна быть пустой.
— Папочка! Она не пустая! Я наполнила ее своими поцелуями. Они все для тебя, папочка!
Отец опустился на колени, обнял ее и стал просить прощения. Этот бесценную коробочку он теперь хранит как самый дорогой в его жизни подарок. Когда ему плохо и что-то не клеится, он достает эту маленькую коробочку. Его сердце наполняется теплом, потому что в мире нет ничего дороже этих поцелуев и любви его дочери.

Все наши фразы для ребенка однозначные. Ребенок никогда не слышит подоплеки или второго смысла в наших фразах.
Зачастую самые безобидные на наш взгляд фразы, врезаются в сознание ребенка, цепляясь негативным крючком, и формируя у него не совсем правильные представления или вырабатывая определенные типы поведения.

Давайте понаблюдаем за собой. Не наносим ли мы вред своему ребенку своими же необдуманными фразами.

Так какие мы родители? Давайте посмотрим на себя со стороны…

10 штампов, которые негативно влияют на формирование личности ребенка

1. Дай я сделаю сама, у тебя все – равно не получится

Нередко мы произносим эти слова из лучших побуждений, желая помочь ребенку что-то сделать быстрее и качественнее. А в итоге способствуем воспитанию неуверенного в себе человека, личности, запрограммированной заранее на неудачу. Ребенок, которому в семье не дают право на ошибку, возможность делать что-то самостоятельно, в школе будет безынициативен, в общении замкнут и недоверчив. В будущем такой человек обречен на несостоятельность.

Контр фраза: «Попробуй сделать сам, если тебе нужна будет помощь, можешь рассчитывать на меня».

2. Бери что хочешь, только не плачь

Нытьё, истерики, крики, плач – что еще прибережено в арсенале ваших маленьких шантажистов. Ребенок, привыкший добиваться желаемого путем манипуляций, только и ждёт этих слов от родителей. И единожды дав слабину, в худшем случае, мамы и папы вынуждены расплачиваться за это всю жизнь, в лучшем – долго еще совершать «работу над ошибками». Таким образом, наберитесь терпения и не уступайте юному манипулятору. Постарайтесь переключить внимание малыша на другой объект, а если истерику прекратить не удается, то оставьте ребенка на время одного, помните, нет зрителя – нет спектакля.

Контр фраза: «Я понимаю, что тебе очень хочется…, но ты знаешь, что я не могу тебе этого разрешить».

3. Если еще раз так сделаешь, я тебя накажу

Ваш ребенок давно привык к подобным «обещалкам» и вряд ли на них уже реагирует. Вспомните, сколько раз вы произносили эти слова, а наказания так и не последовало. Почему вы теперь удивляетесь, что малыш перестал воспринимать ваши угрозы всерьез. Однако если в сотый раз вы все-таки решитесь исполнить своё обещание, то не удивляйтесь тому, что он всерьез обидится на вас. Ребенок должен знать, что ваши слова не расходятся с делом, и обещанное будет исполнено, поэтому будьте последовательны и не бросайте слов на ветер.

Контр фраза: Я предупреждал тебя о последствиях, поэтому не обижайся, но я вынужден исполнить свое обещание.

4. Прекрати немедленно, кому говорю…

Представьте ситуацию, на работе ваш начальник или коллега бросает вам в лицо подобную фразу. Ваша реакция? Ну, точно, настроение не улучшится, и желание немедленно последовать приказу не появится. Почему же тогда вы ждете от ребенка, личность которого стоит на пороге своего развития и формирования, немедленного подчинения и положительной реакции на подобное обращение. Скорее всего ваша фраза вызовет диаметрально противоположный эффект тому, который вы ожидаете получить, и никак не поспособствует изменению ситуации, в которой оказались вы и ребенок. Уважая ребенка как личность, общаясь с ним на равных, вы с юных лет прививаете ему чувство собственного достоинства и самоуважения.

Контр фраза: Я вижу, что ты сейчас расстроен, мы поговорим об этом, когда ты успокоишься.

5. Неужели ты не понимаешь, что…

А дальше следует стандартный набор: «он маленький, а маленьким нужно уступать», «так делать нехорошо», «старших нужно уважать» и прочее. И чем монотоннее голос и зануднее нравоучение, тем быстрее срабатывает защитная психическая реакция организма. Ребенок возбужден и расстроен случившимся, и в данный момент ему действительно не понятен смысл ваших слов, он не в состоянии переключиться со своей проблемы. Необходимо дать ему возможность выговориться, если это подросток, либо попробовать переключить его внимание, если это малыш. И только после того как страсти улягутся, в спокойной обстановке, вернуться к проблеме.

Контр фразы: Я готов выслушать твою точку зрения (для подростков). А давай мы с тобой … покатаемся, порисуем и т.д. (для малышей).

6. Ну, разве так можно, ты же девочка (мальчик)

Многим из нас так говорили в детстве бабушки, мамы, учителя. И в итоге: мы мучаемся на нелюбимой работе. А так хотелось стать поваром, но мама твердила не мужское это дело, а бабушка хваталась за голову: девочка – автомеханик, ну где это видано. Привитые с детства стереотипы, откладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь и не дают личности проявить свой творческий потенциал.

Контр фраза: Тебе действительно это нравится?

7. Ну, кто по таким пустякам расстраивается

Вы идете по дороге, и вдруг на ровном месте ломается каблук на ваших любимых туфлях. Вы, конечно, расстраиваетесь, а подруга говорит: «Да ладно купишь новые». Любимая футбольная команда мужа проигрывает, он в панике бегает по комнате, а вы ему: «Ну, не расстраивайся, в следующий раз выиграют». Ситуации знакомые и понятные вам. Однако как сложно бывает понять малыша, который целых пять минут строил замок из песка, а тут пришел вредный мальчишка и все разрушил. Воспринимайте ребенка как личность, с его маленькими обидами и разочарованиями. Ведь так легко подорвать единожды доверие к себе, а потом через лет десять недоумевать: «Почему он у меня такой скрытный?»

Контр фраза: Я знаю, как тебе сейчас обидно, я бы тоже расстроился.

8. Раз ты такой, то я тебя не люблю!

Мы часто и много говорим о том, как дети нами манипулируют, забывая, что этому мы их учим сами. Данной фразой мы четко даем понять, что согласны любить малыша, только если он будет вписываться в наши рамки и правила, забывая, что любить детей нужно не за что-то, а вопреки всему. Конечно, любить покладистых, послушных детей легче. Однако «безусловно, принимать ребенка таким» значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть».

Контр фраза: Ты поступил нехорошо, но я все равно люблю тебя.

9. У нас нет денег на это… Это стоит слишком дорого

А малыш думает, а если бы были, то мама с папой обязательно купили бы эту 125 машинку. Конечно, родителям проще отделаться от ребенка стандартной фразой, чем пускаться в долгие разъяснения, почему не стоит покупать очередную игрушку и что такое семейный бюджет. Однако если вы знаете, что вещь ребенку действительно необходима, то попытайтесь с ним договориться, объяснив, что сегодня вы не готовы ее приобрести, но обязательно ее купите позже. Конечно, это может занять чуть больше времени, чем стандартная отговорка, но это стоит того.

Контр фразы: Дорогая, мы пришли в магазин за продуктами, а дома у тебя есть куколка, и мы сейчас обязательно придем и пошьем ей платье (сделаем причёску и т.д.).

Дорогой, это действительно хорошая вещь, но мы ее купим на следующей неделе, ты согласен?


10. У других дети нормальные, а у меня…

Стоит признаться, что родители часто позволяют себе вешать ярлыки на детей, типа: «неряха», «бестолковый», «непутевый» и тому подобное, тем самым программируя их сознание на определенный стереотип поведения. При этом видимо забывая знаменитую фразу из мультфильма: «Как вы судно назовете, так оно и поплывёт». Не удивительно, что через годы можно услышать отголоски этих фраз: «ну это не с моим характером» или «все люди как люди, а я…». Помните, что «ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает».

Контр фраза: Я люблю тебя и хорошего, и плохого.

Говорят, что воспитание ребенка начинается в утробе матери. Уже доказано, что ребенок начинает слышать мать и реагирует на ее слова уже в беременность 23 акушерских недель. Он улыбается, когда мать и отец говорят ему ласковые слова, посылая импульсы счастья. Он нахмурен и встревожен, когда мать переживает, находясь в атмосфере недоброжелательности и стресса. Он слышит и понимает родителей! Он уже любит их! Именно тогда мы уже можем начинать формировать свои взаимоотношения с нашим ребенком, формируя и у него, и у себя модель позитивного диалога, взаимопонимания и дружеских взаимоотношений, основанных на любви.


Источник: https://damskie-strasti.ru/iskusstvo-vospitanija/


Елена
Елена
Москва
341198

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
мария
мария
Ольборг

спасибо! очень грамотная статья

Пожаловаться
Язычница
Язычница
Радомир
7 лет
Растислав
2 года
Москва
н-да, почитала… и нашу непутёвую мамашку вспомнила…
не повторить нам её ошибок

дай ей почитать, может на старости лет хоть что-нибудь поймёт…

Пожаловаться
Язычница
Язычница
Радомир
7 лет
Растислав
2 года
Москва
Но, я бы немного добавила ))
4 — Есть ситуации, когда ребенок должен слушаться беспрекословно только потому, что он — ребенок.
Это ситуации, когда нет времени на объяснения и уговоры. Поэтому слово «нельзя» должно быть однозначным и немедленно исполняемым, а не только по результатам объяснений, например, почему нельзя бросаться на дорогу на красный свет: «нельзя» или «стой» — сразу, а объяснения — потом.

9 — Б
удет очень хорошо, если вы всё таки сможете объяснить ребёнку: почему не стоит покупать очередную игрушку и что такое семейный бюджет: не на все, на что есть деньги — «да»/«нет».
Если, родители скупые или «практичные», зажимают или экономят деньги на новую раскраску своему ребёнку — это перегиб в одну сторону.
Но, если родители адекватные и денег действительно нет или ограниченное количество, то лучше так прямо и объяснять
почему не стоит покупать очередную игрушку или почему надо выбрать из нескольких понравившихся только 1 игрушку:
— Если есть возможность купить ребёнку 1 игрушку из 3 понравившихся, дать ребёнку право выбрать 1 игрушку из 3.
— Если же нет такой возможности, то ребёнок должен уметь полностью отказаться от покупки.
Пожаловаться
Елена
Елена
Москва

Полностью согласна с тобой.