Случайно услышала сегодня по радио данную новость. подробности нашла только сейчас.
Пардон если уже давно известно но…
На этой неделе 42-летний воронежец Дмитрий Агарков стал известен на всю Россию.
Уже через сутки после публикации его истории клиент «Тинькофф кредитные системы» выступал в новостных передачах федеральных каналов и появился на полосах известных зарубежных изданий.
СМИ и общественное мнение сделали из обычного человека героя, который осмелился пойти против банковской системы. Эксперты отмечают, что ее может сломать удовлетворение беспрецедентного иска клиента к банку. Показать, что люди могут выигрывать у банкиров.
При этом уже сейчас на федеральном уровне заговорили о необходимости убрать мелкий шрифт из банковских документов.
То, что смог Дмитрий Агарков кажется невозможным.
При оформлении кредитной карты в анкете-заявлении он изменил мелкий шрифт на свои условия, предложив «Тинькофф кредитные системы» (ТКС-банк) выдать ему беспроцентный и безлимитный кредит.
Также клиент сослался на интернет-сайт со своими условиями договора.
В банке заявление подписали, судя по всему, автоматически и отправили Агаркову кредитную карту, тем самым заключив с ним договор. Теперь воронежец требует в суде от банка компенсировать нарушение его условий.
В досудебной претензии к банку, ссылаясь на заключенный договор, воронежец указал сумму в 24 миллиона рублей.
Независимые эксперты считают, что у воронежского клиента неплохие шансы выиграть иск к банку.
Прежде всего потому, что есть вступившее в силу судебное решение, в котором договор, заключенный на условиях Агаркова, признан законным.
Комментирую резонансную ситуацию, владелец банка Олег Тиньков высказался в Твиттере:
"Про воронежца — по мнению наших юристов, он не 24 миллиона, а реальные 4 года за мошенничество получит. Теперь это дело принципа".
В СМИ представители банка не раз назвали Агаркова мошенником.
За обвинения, чтобы защитить свои честь и достоинство, Дмитрий Агарков сейчас собирается подать на представителей банка в суд. Отстаивать его интересы будут воронежские адвокаты — после заявлений банкиров Агарков собрался на всякий случай уехать за границу.
Мелким шрифтом
История взаимоотношений Дмитрия Агаркова с банками началась в 2005 году.
Он, как и многие россияне, обжегся на кредитной карте, которую получил по почте.
— По той карте все суды я проиграл. Мне пришлось выплатить огромные проценты за пользования средствами банка.
Во время этих судов меня заставили выучить, что такое акцепт, что такое оферта, я уже все знал о заключении договоров, — рассказывает Дмитрий Агарков.
— В 2008 году мне по почте пришло предложения от «Тинькофф Кредитные системы», где мелким шрифтом мне предлагают взять кредит под большие проценты.
Я уже знал, что в Гражданском кодексе существует статья первая о свободе договора между двумя сторонами, и я вправе предложить банку свои условия.
Что я и сделал.
Если честно, я не ожидал, что банк подпишет договор, который я написал.
Заполнил анкету-заявление и направил его в банк ради шутки, и очень удивился, когда через месяц мне пришла кредитная карта.
Агарков решил предложить банку новые условия договора, которые разместил на своей странице в Интернете.
Он отсканировал заявление-анкету от ТКС-банка и в часть с мелким шрифтом внес свои изменения. Воронежец указал, что процентная ставка за пользование кредитом и комиссия за выдачу наличных средств составляют 0%.
А также прописал, что «клиент вправе не оплачивать все комиссии и платы, предусмотренные тарифами».
Кроме того, там же Агарков вместо адреса банка u сослался на свой сайт www. , подтвердив, что «с действующими Общими Условиями и Тарифами, размещенными в сети Интернет, ознакомлен». Проще говоря, воронежец прописал для себя безлимитный и беспроцентный кредит.
Отдельно в договоре на сайте предусматривались случаи, если банк нарушит условия документа:
— Банк не имеет право вносить изменения и дополнения в настоящие Общие Условия в одностороннем порядке. В случае изменения, дополнения, замены Общих условий в одностороннем порядке Банком, Банк выплачивает компенсацию Клиенту в размере 3 000 000 (три миллиона) рублей, за каждое очередное изменение, дополнение, замену Общих условий.
При расторжении договора в одностороннем порядке клиент прописал компенсацию от банка в размере шести миллионов рублей.
Беспроцентный и безлимитный
Воронежец с самого начала не платил проценты по кредитной карте.
Возвращал банку только то, что брал — то есть «тело» кредита.
Как и было указано в его договоре, который подписали банкиры.
Два года у «Тинькофф Кредитные системы» вопросов к Агаркову не возникало.
Банк расторг с ним договор и выставил заключительный счет в апреле 2010 года.
По мнению организации, клиент начал допускать просрочку по оплате минимального платежа.
В 2012 году ТКС-банк обратился в суд, чтобы взыскать с Агаркова с учетом просрочек, комиссий и штрафов более 45 тысяч рублей.
Клиент предоставил в мировой суд Коминтерновского района договор, подписанный банком, и озвучил условия с сайта. При этом он согласился погасить основной долг — 19 тысяч рублей.
Суд установил, что договор, подписанный в 2008 году — законный.
И что клиент имел полное право, как одна из сторон, предлагать свои условия.
По решению суда от 6 сентября 2012 года, в пользу банка с Агаркова была взыскана только
сумма основного долга — 19 тысяч рублей.
В декабре после апелляции оно вступило в законную силу.
Таким образом, Дмитрий Агарков добился в суде права не платить проценты и штрафы, которые с него пытались взыскать.
«Клиенты могут предлагать банкам свои условия»
1 августа в Коминтерновском райсуде Воронежа состоялись предварительные слушания по беспрецедентному иску Дмитрия Агаркова к «Тинькофф Кредитные системы».
Как считает Агарков, выступив с иском к нему о взыскании процентов и штрафов, банк нарушил свои обязательства.
И это подтверждается материалами и решением мирового суда.
Воронежец требует, чтобы банк исполнил свои обязательства: выплатил за изменения условий и тарифов в одностороннем порядке по три миллиона за каждое.
По мнению клиента, банк нарушил восемь таких пунктов. Агарков направил в юридическую службу банка для урегулирования спора в досудебном порядке претензию, в которой указал сумму в 24 миллиона рублей.
При этом сумма исковых требований — 900 тысяч.
С исков до миллиона не надо платить госпошлину, составляющую с 24 миллиона рублей несколько десятков тысяч рублей.
И если Агаркову удастся добиться решения в свою пользу, и оно вступит в законную силу, следующий обоснованный иск на более крупную сумму будет удовлетворен автоматически.
— Я хочу доказать, что по статье 1 Гражданского кодекса не только банки, но и обычные люди имеют право на свободу договора, — говорит Дмитрий Агарков.
— По закону, клиенты могут предлагать банкам свои условия. З
а деньгами и известностью я не гонюсь.
Хочу, чтобы люди знали о своих правах и действовали в рамках закона.
Чтобы клиенты читали договоры, которые им предлагают банки.
Прежде всего, читали текст, написанный мелким шрифтом.
В пресс-службе «Тинькофф Кредитные системы» пояснили, что банк будет отстаивать свою правоту в суде, однако озвучить позицию по ситуации с воронежским клиентом отказались, сославшись на то, что идет судебный процесс и комментарии могут навредить банку. В банке озвучили версию об «однократном техническом сбое», произошедшем при оформлении кредитной карты Агаркову в 2008 году.
Однако технологию, при которой сбой мог произойти, раскрыть отказались.
Записали в мошенники и определили срок
Информационная волна, сделавшая Дмитрия Агаркова народным героем, спровоцировала банкиров на агрессивные комментарии. Владелец банка Олег Тиньков в своем твиттере заявил:
"Про воронежца, по мнению наших юристов он не 24 миллиона, а реальные 4 года за мошенничество получит. Теперь это дело принципа для @tcsbank".
Также на одном из федеральных интернет-ресурсов появилось странное заявление со ссылкой на представителя банка, согласно которому «против мошенника может быть возбуждено уголовное дело».
К тому времени, когда появились подобные высказывания, СМИ уже раскрыли личность Дмитрия Агаркова, и он легко идентифицируется.
— Если в течение суток от представителей банка и от господина Тинькова не последует публичных извинений на тех же интернет-ресурсах, то им придется доказывать в суде, что клиент банка мошенник, — говорит представитель истца Дмитрий Михалевич.
— Мы удивлены тем, что человека без суда и следствия обвинили в тяжком преступлении и уже определили срок, на который он сядет. Поэтому придется подавать иски о защите чести и достоинства с требованием компенсации морального вреда к тем лицам, которые публично и в СМИ назвали Агаркова мошенником.
И представители банка получат еще более абсурдную ситуацию.
Приговоры в России все еще выносит суд, а не банкиры.
Интересно, что Агаркову, несмотря на вступившее в силу судебное решение, из ТКС-банка и сейчас приходят SMS-сообщения. В них написано, что Агарков должен банку с учетом просрочек, комиссий и штрафов более 45 тысяч рублей — сумму, которую с него пытались взыскать в 2012 году.
Шансы для прецедента
Независимые воронежские и федеральные независимые эксперты оценивают шансы воронежца на удовлетворения иска о компенсации за нарушение условий договора как высокие. П
режде всего потому, что есть вступившее в силу судебное решение, в котором договор, заключенный на условиях Агаркова, признан законным.
Поэтому юристы считают, что у истца «бесспорно, качественная правовая позиция».
При этом они не видят в действиях воронежца признаков мошенничества.
Так руководитель адвокатского бюро «Рывкин и партнеры» Станислав Рывкин отметил, что не усматривает в ситуации «ничего, кроме головотяпства и самоуверенности сотрудников банка».
— Мошенничеством может считаться хищение средств путем обмана или злоупотребления доверием.
Ни того, ни другого я в ситуации с воронежским клиентом банка не вижу, — отмечает Станислав Рывкин.
— Заемщик направил банку свои условия договора, и тот их принял, выслав ему карту.
Если считать мошенничеством форму, в которой заемщик сделал предложение (я имею в виду мелкий шрифт и ссылку на сайт), тогда мошенничеством можно считать и действия банка.
Ведь форма, в которой банк предложил делать оферту клиенту, идентична оферте этого заемщика.
В данном случае банк прислал клиенту не договор, а анкету-заявление, тем самым предложив заемщику сделать оферту. Что он и сделал,предложив банку свои условия.
Банк их принял и попал в ловушку, которую выстраивают обычно сами банки.
В действительно правовом государстве, где все участники гражданских правоотношений равны, подобный иск клиента с большой вероятностью был бы удовлетворен.
Тем временем в социальных сетях появились группы поддержки Дмитрия Агаркова.
— Дмитрий Агарков — обычный человек, и ему сейчас очень нужна поддержка.
Давайте объединимся, чтобы Агарков чувствовал, что за ним сила.
Если в эту группу вступят те люди, кого когда-либо обманывали банки, в ней будет тысячи, если не миллионы человек. Давайте защитим человека, который бросил вызов системе…
ситуация конечно забавная но что то подсказывает мне что дело пахнет жаренным и тинькофф просто обьявит себя банкротом… а потом появится что то тинькофф2...
хе… прям все прочитала… интересно теперь что будет дальше....