Понравилось (на заметку)

ПАПИНА ДОЧКА

Воспитывать девочку совсем не просто хотя бы потому, что она пусть и маленькая, но женщина, а значит, совсем другая.

Во-первых, создайте в доме такую атмосферу, при которой и жена, и ребенок будут ощущать себя в состоянии покоя, безопасности и гармонии с миром. Обе ваши девочки, и большая, и еще совсем маленькая, должны чувствовать, что их любят. Во-вторых, вы можете разговаривать с малышкой, петь ей песенки. Будьте уверены, она вас слышит (доказано научно).

Главное — ваша дочка задолго до своего появления на свет должна знать, что ее ждут с нетерпением и любовью. Ваши усилия не пропадут даром. Когда дочка родится, то наверняка первым ее вопросом к маме будет: «А кто этот интересный мужчина с таким замечательным голосом, который пел мне песни, — неужели мой папа?»

Современный отец может разрушить еще один патриархальный стереотип, который гласит, что главное в обучении девочки — это домоводство. Уважаемые папы, не позволяйте своим дочерям психологически застревать на женской половине вашего дома. Станьте для дочери первым учителем природоведения, естествознания и физкультуры. Учителем тактичным, внимательным, бережным. Кто лучше и техничнее папы научит дочку плавать и нырять, пользоваться маской и трубкой, обучит приемам самозащиты, покажет, как ориентироваться в лесу и разводить костер. Кто же еще, как не папа, снимет барьер перед сложной современной бытовой техникой, научит пользоваться компьютером, камерой?

Однако особая и, пожалуй, самая важная миссия папы состоит в том, чтобы познакомить дочь с мужским миром. Папа должен показать дочке, что мужская половина не является для нее враждебной, что мужское и женское начала одновременно и разные и равноценные. Для дочки папа — свой человек в «чужой команде», именно он поможет ей получить представление о том, что такое мужской взгляд, слово и дело. Папа должен знать, что, являясь чаще всего первым объектом противоположного пола для дочери, бессознательно фиксируется ею в самом раннем детстве в качестве идеальной модели мужчины. Если это «впечатывание» образа произойдет успешно и он, когда дочка достигнет подросткового возраста, снова «подтвердит» свой авторитет, то, став взрослой, она будет искать себе мужа, похожего на папу, иногда даже не осознавая этого. Более того, если отец сформирует у дочери позитивное представление о мужчинах вообще, то во взрослой жизни ее отношения с ними будут складываться благополучно.

Бойтесь стать отцом, которого боится ребенок. Авторитет отца и авторитет человека с ремнем — понятия разные. Если ребенок вас боится, то, скорее всего, он будет робеть перед преподавателем, будет бояться своего начальника, не сможет отстоять свою точку зрения или попросить прибавки к жалованью. Бунтующий же против своего отца в детстве чаще всего будет продолжать ниспровергать авторитеты и во взрослой жизни. Постарайтесь создать и сохранить хорошие отношения со своей дочерью. Будьте сначала другом, а потом уже родителем. Делая комплименты взрослеющей дочери, вы повышаете ее самооценку и уверенность в собственных силах. Тем самым вы почти гарантированно обеспечите ей нормальные конструктивные отношения с теми «отцовскими фигурами», которые встретятся в ее самостоятельной жизни.

Преодоление детских страхов Одна из главных задач отца — помощь ребенку в преодолении им многочисленных детских страхов. Трудно сказать, кто испытывает больше страхов — мальчик или девочка. Наверное, существенных различий нет. Скорее, они есть в наших культурных стереотипах. Неписаными нормами девочке позволяется бояться в большей степени, чем мальчику. Зато те же нормы предписывают именно папе быть самым бесстрашным человеком на свете. Он должен показывать дочке, что окружающий мир стабильный, предсказуемый и безопасный. Внушать это надо не путем чтения лекций, а собственным поведением и умонастроением. Проследите, чтобы из вашего лексикона исчезли выражения «я боюсь, что», «мне страшно…», «а ты не боишься, что…». Постарайтесь никогда не пугать свою девочку «страшным дядькой с мешком», «милиционером, который заберет», «сереньким волчком, который схватит за бочок». Следите, чтобы ей не попадались страшные сказки, пришедшие к нам из глубины веков и которые далеко не всегда создавались для маленьких детей. Отслеживайте, какие мультики смотрит ваша дочка — не пропускайте в дом и в душу ребенка ужасных монстров-мутантов, беспрерывно кому-то мстящих, и профессоров-маньяков, стремящихся всех подчинить своей злой воле. Позитивный жизненный сценарий В мировой психологии программные установки будущей жизни, закладываемые с рождения ребенку родителями и ближайшим окружением, принято обозначать понятием «жизненного сценария». Все многообразие сценариев можно условно разделить на позитивные, помогающие ребенку (а потом взрослому человеку) жить, и соответственно негативные. В очень большой степени именно от отца зависит, «выберет» ли дочь сценарий «победителя» или «жертвы», «ведущей» или «ведомой», «золушки» или «злой мачехи», «Герды» или «Снежной королевы». Задумайтесь над тем, как часто вы одобряете поведение дочери, применяете по отношению к ней такие воспитательные меры, как «запрещение», «разрешение» или «требование быть такой то или такой-то».

Избегайте крайностей

Если, например, жестко и неукоснительно требовать от дочери никогда не перебивать взрослых, не встревать в их разговоры, не высказывать своего мнения («молчи, пока тебя не спросят»), то в конце концов можно получить забитого, безынициативного ребенка, а потом и взрослого с комплексом ненужности, у которого сформируется жизненная позиция: «Я — плохая, все остальные — хорошие». И наоборот, если ребенку позволено все, если выполняется его любой каприз, со временем вы получите «принцессу на горошине», которая будет относиться к окружающим, и к вам в первую очередь, как к прислуге. Постарайтесь отследить эффект применения вами разных приемов. В работе над собой не помешает и взгляд со стороны. Попросите свою жену (для этого нужна определенная смелость) выступить в роли эксперта и оценить ваш стиль общения с дочерью. Совместное обсуждение (естественно, в теплой и дружеской обстановке) сделанных выводов поможет вам в дальнейшей работе «над ошибками». Конечно, для того, чтобы у ребенка сформировался позитивный сценарий будущей жизни, необходимо совмещение множества факторов. Одним из важнейших является низкий уровень «базисной тревоги». Ребенок, которого хотели и ждали, которого любят «просто так», потому что он есть, а не за успехи в школе или в музыке; который растет и знает, что бы с ним ни случилось, родители всегда будут на его стороне, такой ребенок, глобально доверяя родителям, в дальнейшем будет доверять окружающему миру и, по выражению известной исследовательницы женской психологии Карен Корни, будет «двигаться к другим людям». Похвалу, одобрение, восхищение любят и взрослые, и дети независимо от пола. Конечно, всем понятно, что мальчика принято хвалить за силу мышц, а девочку — за красоту волос. Чаще хвалите свою дочку и просто так, и за дело. Для неокрепшей детской души похвала результатов деятельности («какой красивый у тебя рисунок!») неотделим от похвалы личности в целом («раз рисунок красивый, значит, я хорошая!»). Особенно сильно действует похвала «рикошетом», то есть когда вы хвалите дочь кому-то, говоря о ней в третьем лице в ее присутствии. Любые одобрения для маленького мозга будут означать: «Я хорошая, меня принимают, меня любят, я в порядке, я не хуже всех, я имею такое же право на жизнь и счастье, как и все». Любой ребенок, получавший с раннего детства такой «витамин принятия и одобрения» в нужном количестве, никогда не «решит» придерживаться в жизни негативного сценария типа «я неудачница», «я не имею права, а они все имеют» или «раз вы считаете меня плохой, то получайте!». Такой подход характерен при критике ребенка — негативная оценка результатов действий «слипается» в его сознании с оценкой личности, именно поэтому так болезненно в детстве переживается плохая школьная отметка. В этой ситуации, как пишет Карен Корни в своей работе «Базисный конфликт», «ребенок движется от людей, его единственное желание — держаться в стороне. Он строит мир из самого себя — в соответствии со своими куклами, книгами и мечтами, своим характером».

Если ваша дочь уже школьница, то интересуйтесь не столько ее оценками, сколько тем, что важного и полезного для себя она сегодня узнала в школе. Пусть растет самостоятельно мыслящим человеком, а не магнитофоном, аккуратно записывающим и воспроизводящим чужие мысли. Если ей что-то не нравится в школьной программе, то предложите самостоятельно составить свои, более интересные учебные задания, например по той же биологии, истории или литературе, а потом самой и выполнить их. Научите ее пользоваться дополнительными источниками информации. Конечно, рыться в книгах или в Интернете надо совместно, голова к голове. Даже если вы целый день на работе, обязательно найдите для этого время вечером или в выходные дни. Главное — вместе с дочерью. И пусть вашим девизом будет: никакая школа не помешает нам интересно учиться и познавать мир! Пройдитесь вместе с фотоаппаратом по лесу, по городу, глядя на мир вокруг глазами биолога, фотохудожника или историка краеведа. Интересные кадры можно потом отправить в Интернет, открыть там свою домашнюю страничку. Если хотите, вы можете отпечатать фотоснимки, сделать к ним подписи, наклеить на бумагу, сброшюровать — и вот вам свой первый домашний журнал, где вы с дочкой выступаете в роли журналистов, дизайнеров и редакторов! Можно устроить соревнование: кто напишет больше слов за пять минут, сочиняя рассказ или сказку на произвольную тему, причем на иностранном языке, — вы или дочка, а может быть, мама? Практикуя разные методы воспитания, не забывайте, уважаемые папы, давать дочке, по мере ее роста и развития, свободу и для личного роста. Таким образом, вы вместе напишете сценарий ее жизни, который можно назвать: «Я самостоятельная личность, прочно стоящая на ногах».


Светланка Рузаева
Светланка Рузаева
Кирилл
16 лет
Мегион
00336

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества