Арт-терапия для детей с проблемами в развитии

В последнее время в связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с проблемами в развитии при коррекционном воздействии наблюдается комплексное использование различных психокоррекционных методик, среди которых важное место занимает арт- терапия.
Практический опыт психокоррекционной работы средствами арт-терапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии: с нарушениями речи — заикающимся (Е.Ю.Рау, Ю.Б. Некрасова), аутичными ( О.С.Никольская), с проблемами в эмоционально – личностном развитии (Т.А.Добровольская, О.А.Карабанова), с задержкой психического развития (Л.В.Кузнецова, Е.А.Медведева), с нарушением слуха ( М.Ю.Рау, Е.А.Сошина), при ДЦП (Г.В.Кузнецова), умственной отсталости (О.В.Гаврилушкина, И.А.Грошенков.О.В.Боровик). Это объясняется тем, что арт-терапевтические методики дают возможность широко использовать не только групповую, но и индивидуальную формы работы с ребенком с проблемами в развитии, ставить и решать конкретные психокоррекционные задачи по созданию мотивов, установок, их закреплению в реальной действительности с помощь средств искусства.
Так, положительный псхокоррекционный эффект у ребенка с нарушением слуха может дать использование изотерапии, кинезитерапии, а у ребенка с нарушением зрения использование вокалотерапии, сказкотерапии. Детям с ДЦП может быть показана хорео-терапия, сказкотерапия, вокалотерапия. Имаготерапия, музыкотерапия, особенно коррекционная ритмика, танцетерапия дают положительные результаты почти при всех видах нарушений ( речи, слуха, зрения, задержке психического развития, умственной отсталости, ДЦП).
Наиболее распространена в психокоррекционной работе с детьми изотерапия ( рисунки, лепка и т.д.), которая применяется и при наличии психосоматических расстройств ( Г.В. Бурковский, Р.Б.Хайкин) и личностных нарушений ( А.И.Захаров, О.А.Карабанова): эмоциональная депривация, переживание чувства одиночества, повышенная тревожность, страх, низкая, дисгармоническая, искаженная самооценка, наличие конфликтных межличностных отношений.
Применение изотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с нарушением слуха, речи, с задержкой психического развития позволяет получить положительные результаты: создаются благоприятные условия для заямкнутых детей; обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование ( социально – приемлемыми формами – у детей с агрессивными проявлениями); оказывается влияние на осознание ребенком своих переживаний, на развитие произвольности и способности к саморегуляции, на формирование позитивной «Я – концепции», уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.
Другим видом арт-терапиив психокоррекционной работе с детьми с особенностями в развитии является музыкотерапия ( рецептивная, активная, интегративная). Рецептивная музыкотерапия, используемая в работе с детьми с нарушением зрения, речи, ДЦП, ЗПР и умственной отсталостью. Занятия средствами рецептивной музыкотерапии направлены на моделирование положительного эмоционального состояния.
Имаготерапия в психокоррекционной работе с разными видами отклонений применяется как в индивидуальной, так и в групповой формах. Главная цель: углубление и фиксация психотерапевтического эффекта.
Нарушениями, обуславливающими использование имаготерапии в работе с дошкольниками с отклонениями в развитии речи, слуха, задержкой психического развития, умственной отсталостью, являются: эмоциональная неуравновешенность, неадекватная оценка себя в ситуации общения; установки препятствующие общению; тревожность, страх; проблемы в общении.
Имаготерапия с дошкольниками с проблемами в развитии проводится в форме куклотерапии.
Спектр арт-терапевтических методик также дополняется сказкотерапией как одним из видов библиотерапии (Т.В. Вохмянина, Д.Ю.Соколов, Е.Ю.Петрова. Т.Д.Зинкевич – Евстигнеева). Эта методика дает положительные результаты с дошкольниками с проблемами в развитии, испытывающими различные эмоциональные и поведенческие затруднения, сложности коммуникативно – рефлексивных процессах, принятии своих чувств (стыда, вины и т.д.).
Сказкотерапевтический процесс предполагает включение разных видов народных и авторскиз сказок: дидактических ( в к-х одушевляются абстрактные символы – буквы, цифры, звуки, арифметические действия и т.д.); психотерапевтических ( раскрывающих глубинный смысл происходящих событий, помогающих ребенку увидеть ситуацию со стороны); психокоррекционных ( положительно влияющих на поведение ребенка); медитативных ( направленных на улучшение детско – родительского взаимодействия, отношения к окружающему, раскрывающих личностный потенциал ребенка).
Таким образом, все арт- терапевтические методики, используемые в работе с детьми с проблемами в развитии, направлены на коррекцию личностной сферы ребенка. Применение средств искусства в психокоррекционной работе с детьми с особенностями в развитии оказывает более позитивный эффект, если в эту работу включены родители.


Olja
Olja
Донецк
004426

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества