Занятия по развитию речи. Может кому-то пригодится.

Для себя сделала подборку по различным методам развития речи. Выкладываю сюда — может кому-то пригодится.

ПОТЕШКИ ДЛЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ВАРЕЖКА

Маша варежку надела:
(сжать пальцы в кулак)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал».
(все пальцы разжать, кроме большого)
Маша варежку сняла:
«Поглядите-ка, нашла!
(разогнуть оставшийся согнутым палец)
Ищешь, ищешь — и найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?»
(сжать пальцы в кулачок)

ЗАМОК
На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок)
Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)
Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
И открыли.
(расцепить пальцы)
Игровой самомассажколючим шариком «Су -Джок» для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук и повышения иммунитета детей. Г.Н.Маковеева Слова Действия Этот шарик непростой, Он колючий, вот какой. (Любуемся шариком на левой ладошке, закрываем его правой рукой) Будем с шариком играть, Своим ручкам помогать. (Катаем шарик горизонтально между ладонями) Раз катаем, два катаем И ладошки согреваем. (Катаем шарик горизонтально) Раз катаем, два катаем И ладошки согреваем. (Катаем шарик вертикально) Катаем, катаем, катаем Сильней на шарик нажимаем. (Катаем шарик вертикально, нажимая до покалывания) Как колобок мы покатаем, Сильней на шарик нажимаем. (Катаем шарик в центре ладошки по кругу) В ручку правую возьмём,
В кулачок его сожмём. Раз сжимаем, два сжимаем Шарик мы не выпускаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке) В ручку левую возьмём, В кулачок его сожмём. Раз сжимаем, два сжимаем Шарик мы не выпускаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке) Мы положим шар на стол И посмотрим на ладошки, Есть у нас на них горошки? (Кладём шарик на стол и смотрим, есть ли на них ямочки от шарика) Мы похлопаем немножко, Потрясём свои ладошки. Мы немного отдохнём,
Заниматься мы начнём. (Хлопаем в ладоши, встряхиваем кисти рук, дети закрывают глаза и отдыхают, положив голову на свои ладони, а в это время шарик «исчезает» и появляются пружинки или прищепки итд, главное, чтобы в конце занятия появился сюрприз: конфета, наклейка,…- всё зависит от фантазии и возможностей взрослых) ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ Правила проведения логопедического массажа.
1.Массажные движения проводятся от центра к переферии.
2.Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, разминания, растирания, вибрации. 3. После 4-5 легких движений сила нарастает, они становятся надавливающими, но не болезненными.
4. Движения повторяются 8-10 раз.

Логопедический массаж губ. 1.Поставить указательные пальцы у крыльев носа и проводить поглаживающие движения с нажатием к уголкам рта, по носогубным складкам. 8-10 раз.
2. Поставить указательные пальцы на середине верхней губы и растирать её к уголкам рта. 8-10 раз.
3. Поставить указательные пальцы на середине нижней губы и растирать её с нажимом к уголкам рта. 8-10 раз.
4. Большим и указательным пальцами правой руки пощипываем сначала верхнюю губу от одного уголка рта к другому, затем нижнюю. По 8-10 раз каждую губу.
5. Указательным пальцем правой руки делаем постукивания над верхней губой и под нижней губой по часовой стрелке. Постукивания должны быть активными, сила движений постепенно нарастает.
6. Указательные пальцы поместить в углы губ и собирать верхнюю губу к середине, потом снова растягивать губы, а потом тем же приёмом собирают нижнюю губу. 8-10 раз.

Логопедический массаж языка.
При выполнении активизирующего (укрепляющего) массажа следует обратить внимание на следующие моменты:
1. Движения при укрепляющем массаже активные, интенсивные и направлены в основном от корня языка к кончику;
2. В основном используются приемы разминания и перетирания;
3. Как правило, при сниженном тонусе мышц языка снижен также и рвотный рефлекс, поэтому массажные движения в этом случае могут быть достаточно активными даже в области корня языка;
4. При сниженном тонусе мышц, как правило, наблюдается гиперсаливация (повышенное слюноотделение), поэтому перед выполнением массажа и в его процессе взрослый предлагает ребенку проглотить слюну.

Активизирующий массаж может включать в себя следующие движения.
1. Перетирание в горизонтальном направлении. Большой палец сверху, средний и указательный снизу. Перетирание мышц языка от корня к кончику с одной стороны языка, затем с другой.
2. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка спиралевидны
ми движениями, сила давления постепенно увеличивается. Движение направлено от корня к кончику языка с одной его стороны, затем с другой.
3. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка в поперечном
направлении с одной стороны языка, затем с другой.
4. Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях
языка. Сжать язык с боковых поверхностей. Удерживать язык в сжатом
положении 1 — 2 с, несколько переместить пальцы и повторить движение.
5. Положение пальцев то же. Правой рукой сжать язык с боковых поверхностей, и большим и указательным пальцами осуществлять перетирающие движения, постепенно передвигаясь от корня к кончику языка.
6. Большим и указательным пальцами осуществлять пощипывающие движения по краю языка.
7. Похлопывание мышц языка шпателем (или рифленой поверхностью
ручки, зубной щетки).
8. Производить вибрацию языка с помощью деревянного шпателя, который накладывается на кончик языка в течение 10—15 с. На нижние зубы ребенка, чтобы не поранить ими слизистую нижней поверхности языка, можно положить марлевый валик. Логопедический массаж для укрепления лицевой мускулатуры.

Характер массажных движений должен носить выраженный тонизирующий характер, кожа малыша может немного покраснеть, но не переусердствуйте
Если кожа ребенка очень сухая, можно использовать небольшое количество детского крема.

Укрепление лицевой мускулатуры:
1. поглаживание лба от середины к вискам;
2. поглаживание лба от бровей к волосам;
3. поглаживание бровей;
4. поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;
5. поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;
6. сжимание подбородка ритмичными движениями;
7. разминание скуловой и щечных мышц (спиралевидныедвижения по скуловой и щечной мышцам);
8. перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);
9. пощипывание щек. Во время массажа можно проговаривать стихи в такт движениям, например, такие:
«Мама лобик деткам мыла,
Мама мыла лобик мылом.
Мама щечки деткам мыла,
Мама мыла щечки мылом.
Мама носик деткам мыла,
Мама мыла носик мылом.
Мама глазки деткам мыла,
Мама мыла глазки мылом.
Мама ротик деткам мыла,
Мама мыла ротик мылом.
Подбородок деткам мыла,
И его не позабыла.»

Звук Ш
К Чебурашке в чашку
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.
Звук Л
Лунный свет голубой
Спать ослу не давал,
Сел осел на валун
И зевал и зевал…
И случайно осел проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул –
И спокойно уснул. Логопедический стишок №6
Не понять никак нам Дашу,
Ведь во рту у Даши каша.
Но не гречка и не плов -
Эта каша-то из слов!

Массаж рук включает в себя воздействие на проекционные точки с помощью следующих движений:
  • Разминание,
  • Пощипывание;
  • Поглаживание;
  • Вибрация.

    Основные движения при массаже.

  • Плоскостное поглаживание (всей ладонью) тыльная сторона кисти от кончиков пальцев до середины предплечья.
  • Щипцеобразное поглаживание ( несколькими пальцами); каждый палец отдельно, от кончиков пальцев к основанию по тыльной, ладонной и боковым поверхностям.
  • Щипцеобразное круговое и прямолинейное растирание пальцев по ладонной и боковым поверхностям (растираем пальцами).
  • Круговое и прямолинейное растирание тыльной и ладонной поверхности кисти от основания пальцев до запястья ( растираем кулачком).
  • Вибрационное и пунктированное движение ( в виде вибромассажа) подушечками пальцев массажируемой руки по тыльной и ладонной поверхности кисти и пальцам; от кончиков пальцев к запястью.
  • Растирание каждого пальца: подушечкой большого пальца – прямолинейные, кругообразные движения вдоль пальца и поперек.
  • растирание каждого пальца ребром ладони по всем направлениям ( по тыльной и ладонной поверхностями).
  • Спиралевидное растирание руки кулаком с обеих сторон.
  • Растирание боковых участков всех пальцев делают одновременно, смыкая пальцы рук в замок, скользя от ногтей к основаниям пальцев.
  • Разгибание и сгибание пальцев в кулак, движения, как при растирании замерших рук.
  • Вибрация или встряхивание рук, каждого пальца.
  • Одна рука в кулачке и начиная с указательного пальца второй руки выкручиваем пальцы из кулака ( правой руки), все пальцы выкручиваем, кроме большого, и так обе руки.
  • Заканчиваем массаж всегда поглаживанием.

    Ниже представлена схема проекционных точек на руке и их соответствие с внутренними органами

    Игровой массаж языка для нормализации мышечного тонуса, активизации речи и повышения иммунитета детей.

    Массаж языка можно выполнять зубной щёткой и специальными логопедическими инструментами.

    Слова

    Действия

    Я люблю свою лошадку,
    Причешу ей шёрстку гладко,

    (Продольные поглаживающие линии от корня к кончику языка)

    Гребешком приглажу хвостик,
    И верхом поеду в гости.

    (Продольные вибрирующие линии от корня к кончику языка)

    Цок-цок-цок-цок-цок!

    Цок-цок-цок-цок-цок!

    (Ритмичное надавливание с усилиями)

    Иго-го-го! Иго-го-го! Иго-го-го!

    (Прокачивающие движения с усилиями)

    Слова

    Действия

    Наша Таня громко плачет:

    (Точечное надавливание на язык справа налево, затем по середине от кончика к корню языка

    Уронила в речку мячик.

    (Продольные вибрирующие линии от корня к кончику языка)

    — Тише, Танечка, не плачь:

    (Продольные поглаживающие линии от корня к кончику языка)

    Не утонет в речке мяч.

    (Прокачивающие движения с усилиями)

    Массаж языка сопровождаем прочтением потешки, скороговорки, стихотворения. Движения пальцев имитируют происходящие в стихотворении события, действия. Это отвлекает ребенка от возможных неприятных ощущений.

    «Дождик»:

    точечные постукивания указательным пальцем по краям языка по часовой стрелке, затем против нее. Дождик, дождик, веселей

    Капай, капай, не жалей!

    Только нас не замочи!

    Зря в окошко не стучи —

    Брызни в поле пуще:

    Станет травка гуще.

    «Дорога»:

    большим и указательным пальцами одной руки придерживать кончик языка, большим и указательным пальцами второй руки скользить вверх-вниз по боковым краям языка.

    От города дорога в гору,

    А из города — с горы.

    Из деревни дорога с горы,

    А в деревню — в гору.

    «Ноги и ножки»:

    точечные нажатия указательным пальцем (слегка вибрирующие) на язык от корня языка к кончику, затем от кончика к корню.

    Большие ноги Шли по дороге:

    Топ, топ, топ, Топ, топ, топ.

    Маленькие ножки Бежали по дорожке:

    Топ, топ, топ, Топ, топ, топ.

    «Дрова»:

    горизонтально лежащим указательным пальцем выполнять поперечные рубяще-похлопывающие движения.

    На дворе — трава,

    На траве — дрова:

    Раз дрова, два дрова, три дрова.

    Не руби дрова

    На траве двора!

    «Волк»:

    язык приподнят на верхнюю губу. Большими пальцами рук массировать (разминать, надавливать) подъязычную область.

    Хлещет, хлещет дождь.

    Скрылся волк под хвощ.

    Хвост под хвощом,

    А сам под дождем.

    «Щенок»:

    перетирать боковые края языка продольно между указательным и большим пальцами одной руки. Щеткой чищу я щенка.

    Щекочу ему бока.

    «Мыло»:

    перетирать язык между большим и указательным пальцами — круговые движения.

    Милая Мила

    Мылилась мылом.

    Намылилась, смыла —

    Так мылилась Мила.

    «Болтунья»:

    выполнять спиралевидные движения указательным пальцем из середины языка к краям по часовой стрелке, затем против нее; далее те же движения от края языка к его середине в разных направлениях.

    Маленькая болтунья

    Молоко болтала, болтала,

    Болтала, болтала,

    Да не выболтала.

    «Баран»:

    большими и указательными пальцами рук держать передний край языка. Выполнять повороты (выкручивание) языка влево — вправо.

    У барана рога

    Скручены — перекручены,

    Вверчены — переверчены.

    «Гармошка»:

    указательными и большими пальцами рук держать боковые края языка. Растягивать (распластывать) язык одновременно в разные стороны, затем сжимать к середине — имитация игры на гармошке. Веселый Парамошка

    Играет на гармошке.

    «Оса»:

    надавливать указательным пальцем на середину языка 8 — 10 раз.

    Ужа оса ужалила.

    Ежу ужасно жаль его.

    «Змея»:

    выполнять змеевидные движения указательным пальцем от корня языка к его кончику, затем от кончика к корню.

    Змея ползет по травке,

    Змея везет подарки:

    Змеенку и змеючке

    Зелененькие брючки.

    «Барабан»:

    выполнять продольные похлопывающие движения горизонтально лежащими указательными пальцами.

    Обрадован баран —

    У барана барабан,

    И баран в барабан барабанит,

    Барабанит баран в барабан.

    И баран гремел, стучал —

    Вдруг порвался барабан!

    «Молния»:

    двигать указательным пальцем из стороны в сторону продольно и зигзагообразно от корня языка к кончику, и наоборот, от кончика языка к корню.

    Ярко молнии сверкают,

    Тучи стрелы посылают.

    Небо светится огнем,

    Искры сыплются дождем.

    «Виноград»:

    большим и указательным пальцами рук выполнять соскальзывающие движения по краям языка от корня к кончику и обратно.

    На горе Арарат

    Рвет Варвара виноград.

    «Веник»:

    указательным пальцем выполнять «сметающие» движения вправо, затем влево.

    Валя веником метет,

    Валя песенку поет: —

    Я мету, мету, мету,

    Быть неряхой не хочу!

    «Пироги»:

    ребенок улыбается, просовывает широкий плоский кончик языка между передними зубами, слегка прикусывает язык от кончика к середине.

    Съел молодец тридцать три Пирога,

    Да все с творогом.

    «Елочка»:

    большими и указательными пальцами рук выполнять соскальзывающие движения «елочкой» от центра языка к краям сверху вниз.

    В лесу родилась елочка,

    В лесу она росла.

    Зимой и летом стройная

    Зеленая была.

    «Гуси»:

    большим и указательным пальцами пощипывать язык.

    Шлепают гуськом

    Гусак за гусаком.

    Смотрят свысока

    Гусак на гусака.

    Ой, выщиплет бока

    Гусак у гусака.


    Совмещение нескольких массажных движений «Курочка»:

    выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

    Вышла курочка гулять,

    Свежей травки пощипать. Точечное покалывание языка указательным пальцем.

    А за ней цыплятки –

    Малые ребятки. —

    Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

    Не ходите далеко.

    Лапками ***,

    Зернышки ищите. Соскальзывающие скребущие движения от середины языка к краям.

    «Борщ»:

    выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

    Боря борщ варил, варил

    Да не доварил. Круговые движении указательным пальцем по центру языка.

    Боря борщ солил, солил

    Да недосолил. Пощипывание языка указательным и большим пальцами одной руки.

    Толя борщ варил, варил

    Да переварил. Круговые движения пальцем.

    Толя борщ солил, солил

    Да пересолил. Пощипывание языка.

    Массаж, направленный на растягивание подъязычной уздечки «Крот»:

    выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

    Во дворе горка, Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.

    Под горой норка. Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.

    В этой норке Крот стережет норку. Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.


  • Ruzana Markova
    Ruzana Markova
    Ижевск
    041606

    Комментарии

    Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
    правила сообщества
    Пожаловаться
    ღღАленаღღ
    ღღАленаღღ
    Челябинск

    ОЙ, спасибо, как раз нам надо! В закладки кинула, потом все прочитаю, и выберу для нас что подходит!!!

    Пожаловаться
    ЕленKа
    ЕленKа
    Екатеринбург
    С логопедическим массажем аккуратно, можно случайно вызвать парез. Если показаний нет, не стоит.
    Пожаловаться
    Ruzana Markova
    Ruzana Markova
    Ижевск

    Ну нам еще невозможно его сделать))) Думаю дочка вряд ли даст мне массировать её язык))) Это подборка на будущее, вдруг пригодится. А вот всякие потешки — нам в самый раз, тем более, что она их любит)

    Пожаловаться
    ЕленKа
    ЕленKа
    Екатеринбург
    Да да, потешки, массажики пальчиков, стишки(вы читаете) само то))))