Наказание!

• Наказания вызывают обиду и гнев.
Как и другие формы контроля, использование наказания обычно вызывает ярость того, к кому оно применяется, и переживание становится вдвойне тяжелым, так как он или она не в силах ничего изменить. То, чему учит нас история народов звучит в том, чему психология нас учит касательно людей:
Если возникнет шанс, те, кто чувствует себя жертвой, в конце концов превращаются в тиранов.

• Наказания создают модель использования силы.
Урок, который преподают ребенку телесные наказания заключен в том, что проблемы решаются с помощью насилия. Вообще-то все наказания учат чему-то подобному. Неизвестно, усвоят ли дети урок, который мы задумали преподать им наказанием («не делай больше Х»),
но они точно усвоят, что когда самые важные люди в их жизни, их ролевые модели, сталкиваются с проблемой, они пытаются решить ее, используя свою власть сделать другого несчастным, и тем самым принудить его капитулировать. Наказание не только вызывает гнев ребенка, оно «одновременно предлагает ему модель выражения
этого гнева», отмечает один из ученых. Другими словами, оно учит, что сильный всегда прав.

• Наказания в конце концов теряют эффективность.
По мере взросления становится все сложнее и сложнее придумать наказание, которое нанесет желаемую степень неприятных ощущений (точно так же, как становится сложнее найти награды, достаточно внушительные). В какой-то момент угрозы становятся пустыми, и дети просто пожимают плечами на «никуда не пойдешь!», или «Больше денег не получишь!». Это не доказывает, что дети трудны и упрямы,
равно как и не означает, что вам нужна помощь в изобретении более дьявольских способов заставить их страдать. Напротив, это доказывает, что попытка вырастить из детей хороших людей,
наказывая их за плохие вещи, была глупой с самого начала.

Подумайте об этом вот с какой стороны:
Когда маленькие дети не понимают, почему они должны быть вежливы или отказывать себе в каких-то соблазнах, у родителей есть выбор.
Они могут использовать уважение и доверие, которое выстроили с детьми, любя их безусловно, использовать аргументацию и убеждение, чтобы показать, как те или иные действия влияют на других людей.
Или они могут обратиться к грубой силе:
«Если немедленно не перестанешь, я тебя накажу».
Проблема с последним в том, что как только ваша власть начнет ослабевать – а это произойдет – у вас ничего не останется. Как написал Томас Гордон, «Неминуемый результат регулярного
применения силы для контроля детей, пока они еще малы заключается в том, что вы никогда не научитесь влиять».
Чем больше вы полагаетесь на наказание, «тем меньше влияния вы
будете оказывать на их жизнь в будущем».

• Наказания разрушают наши отношения с детьми.
Когда мы наказываем, детям очень трудно считать нас заботливыми союзниками, что жизненно важно для их здорового развития. Вместо этого (в их глазах) мы становимся полицейскими, которых следует избегать. Малыши начинают ломать себе голову, почему родители,
это самые сильные люди на земле, от которых они целиком зависят, периодически мучают их намеренно:
Эти гиганты, которые носят меня на руках,
качают меня и кормят меня, и сцеловывают мои слезы, иногда делают все возможное, чтобы лишить меня того, что мне нравится, или заставить себя чувствовать паршиво, или бьют меня по попе (хотя продолжают твердить мне, что Я всегда должен «пользоваться словами»). Они говорят мне, что ведут себя так, потому что я что-то не так сделал, но единственное, что я теперь понимаю, что им точно нельзя доверять, и с ними нельзя чувствовать себя в безопасности. Было бы глупо признаться им, что я взбешен, или что я что-то натворил, потому что я понял, что за это меня могут поставить в угол, или ударить, или говорить со мной таким голосом, в котором нет ни капли любви. Лучше держаться от них подальше.

• Наказание отвлекает детей от важных вещей.
Представьте, что ребенку говорят, что раз он только что ударил брата, то теперь он пойдет в свою комнату и не будет сегодня смотреть мультики. Давайте посмотрим на него, вот он сидит у себя в комнате на кровати. Как вы думаете, какие мысли у него в голове?
Если вы думаете, что он «серьезно думает» о своем поведении, возможно говорит сам себе глубокомысленно «Ааа, теперь-то я понимаю почему не надо причинять боль другим» — ну тогда, конечно же, продолжайте запирать детей в комнате каждый раз, когда они что-то натворят. Если же, вы сколько-то времени провели с реальными детьми (или сами был ребенком), и найдете такой сценарий до смешного неправдоподобным, тогда какой смысл налагать это, или любое другое наказание? Мысль о том, что заключение в свою комнату – приемлемый дисциплинарный прием, потому что они дают детям время подумать – базируется на абсурдно нереальном предположении.
И говоря более в общем, наказание не заставляет детей думать о том, что они совершили, еще меньше о том, почему они это совершили или как им следовало поступить. Вместо этого оно заставляет их думать о том, какие противные у них родители, и как они отомстят (тому ребенку, из-за которого сейчас страдают).
А самое главное, они скорее всего будут думать о самом наказании, насколько оно несправедливо, и как его избежать в другой раз. Наказывая детей, с угрозой, что вы еще раз так сделаете, если они продолжат вас не слушаться – это идеальный способ отточить их умение избегать поимки. Скажите ребенку: «Чтобы я больше такого не видел», и он подумает «хорошо, в следующий раз не увидишь». Наказание также дает огромный стимул лгать (напротив, дети которых не наказывают, меньше бояться признаться, что что-то натворили). Тем не менее родители, сталкиваясь с совершенно предсказуемым враньем, которое всегда сопровождает жесткую дисциплину – «… это не я! Она уже была сломана!» — склонны реагировать не пересмотром смысла наказания, а продолжая наказывать, на этот раз за вранье.

• Наказания делают ребенка эгоистичным.
Слово «последствия» сейчас в широком обиходе, не только как эвфемизм наказанию, но и в роли его оправдания – «Дети должны уяснить, что у их действий есть последствия». Но последствия для кого? Все наказания отвечают на этот вопрос: для себя. Внимание ребенка твердо направляется на то, как лично он пострадает от нарушения правила или непослушания, то есть с какими последствиями для себя он столкнется, если будет пойман.
Когда мы наказываем, мы заставляем детей задуматься: «Что они (взрослые и сильные) от меня хотят, и что будет со мной, если я не подчинюсь». Обратите внимание, что это зеркальное отражение мысли ребенка, когда ему предлагают награду за хорошее поведение: «Что они от меня хотят, и что мне за это будет?». Оба вопроса касаются исключительно личного интереса, и оба совершенно отличаются от того, какие бы нам хотелось увидеть в детях: «Каким человеком я хочу стать?». Ничего удивительного, что два психолога, обнаружив, как наказания мешают формированию внутренних моральных ценностей, суммировали свое открытие, указав, что «наказания ведут ребенка к последствиям его поведения для того, кто его осуществляет, то есть – для самого ребенка». Чем более мы полагаемся на последствия в виде наказаний, будь это пресловутый «угол» — или в виде наград, включая похвалу – тем менее ребенок склонен задумываться, как его действия влияют на других людей (и одновременно он более склонен проводить анализ соотношения цена-
качество, то есть взвешивать риск быть пойманным и наказанным против удовольствия от совершения того, что ему запретили совершать.)
Такой ответ – просчет рисков, продумывание, как бы не попасться, ложь с целью обороны – совершенно разумен с точки зрения ребенка. Разумен и рационален. Единственное, что не морален, потому что наказание – все наказания, по сути своей тормозит развитие моральных ценностей. Поэтому когда защитники традиционной дисциплины настаивают, что дети столкнутся с последствиями своих действий, когда окажутся в «реальном мире», логичным ответом будет спросить, какой человек в реальном мире воздерживается от аморальных поступков, только если он за это заплатит (если будет пойман)? И наш ответ – такой человек, каким мы не хотим, чтобы стали наши дети.

Элфи Коэн «Безусловные Родители»


Яночка
Яночка
Никанорушка
7 лет
Каспийск
08598

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Тагдалия
Тагдалия
Евгений
20 лет
Татьяна
11 лет
Москва

Нельзя всех чесать под одну гребёнку, сыну например достаточно объяснить почему этого делать нельзя и что может случиться, а старшей было всё равно, чем больше ей объясняли, тем чаще она делала это специально и только лишение мультиков или принудительное чтение ею вслух, ставило ей мозг на место

Пожаловаться
Ольга
Ольга
Андрей
8 лет
Москва

а вы в контакте подписаны на паблик «для мам» ;)

Пожаловаться
Яночка
Яночка
Никанорушка
7 лет
Каспийск
ну да))это я ваще для себя кинула, что бы на досуге почитать, ну и кому интересно пусть прочтут))
Пожаловаться
Love
Love
33н

Ну я против физических наказаний

а вообще без любых наказаний не обойтись я считаю




Пожаловаться
АмнеКоронаНеЖмет
АмнеКоронаНеЖмет
Олеся
26 лет
Поля
12 лет
Юляшка
9 лет
Геннадий
5 лет
Барнаул

интересно, а у него дети есть и какими они выросли, если есть?????

Пожаловаться
Тагдалия
Тагдалия
Евгений
20 лет
Татьяна
11 лет
Москва

Кстати да! тот же вопрос возник! Обычно «лучше всех» разбираются в воспитании детей те, у кого нет своих!

Пожаловаться
АмнеКоронаНеЖмет
АмнеКоронаНеЖмет
Олеся
26 лет
Поля
12 лет
Юляшка
9 лет
Геннадий
5 лет
Барнаул

ИЛи на своих ошибках типо — вырастят преступников, открестятся от них, а потом анализируют и пытаются свои ошибки найти.

Пожаловаться
Linda
Linda
сын
18 лет
Дочь
2 года
нужна дисциплина, а не наказание.Когда заранее обговорены запреты