Для тех, кто идет в садик.

Полезная статья для родителей, которые готовят детей к садику. Взяла с сайта нашего садика, в который зачислили Ваню.

Оформляя ребенка в ясли, детский сад, родители часто переживают. Как его встретят? Будет ли ему хорошо в яслях? Как его будут кормить поить укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах а теперь? Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду?

Это волнение усугубляется, если ребенок не хочет расставаться с привыч­ным и близким, отказывается порой идти в группу. Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб воспитателям, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча ведут их в детский сад. Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад? Одни дети приходят о группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют пред­ложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от близких, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей? Причины такого поведения могут быть различные: отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения; наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании); неумение занять себя игрушкой, несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др. Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт которых был сужен до минимума (мама— ребенок, ба­бушка— ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затрудни­тельно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с чужими определяют характер поведения. Так произошло и с Сережей (2 г. 1мес), который постоянно находился дома то с бабушкой, то с мамой. Особенно он был привязан к бабушке. В детском саду очень трудно с ней расставался, плакал и ждал ее прихода. На все к предложения воспитателя отвечал отказом, плохо ел, днем не спал. Привыкал к детскому саду болезненно и длительно.

Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт общения с посто­ронними взрослыми, льнет к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке.

Например, Наташа, расставаясь с мамой, спрашивает: «Ты меня любишь?» Получив утвердительный ответ, идет в группу.

Дети., у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослымии сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.

Например, Миша Н. — второй ребенок в семье, сестренке 4 года Он много общался со сверстниками сестры. Его воспитывали по режиму. У него есть элементарные навыки самообслуживания, он умеет самостоятельно выбирать игрушки и заниматься с ними. При поступлении в детский сад играет рядом с детьми, в контакт вступает редко, но и отрицательных эмоций не проявляет. Привыкает быстро.

В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих возможностей. Поэтому, чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и, наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее.

Общение ребенка связано с игрой, учебой, трудом, оно воспринимается как само собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребенка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общатьс


Родители должны понять, что общение как деятельность имеет свои этапы развития, и, формируя эту деятельность, необходимо их учитывать.

В первые месяцы жизни для ребенка характерно эмоциональное общение.Он улыбается при виде взрослого, перебирает ручками, нож­ками, а чуть постарше — и протягивает ему ручки, как бы желая приблизить­ся к взрослому, получить от него внимание и ласку. Родители в ответ на это также улыбаются, используют интонацию, мимику, взгляд, выразительный жест, ласку, берут ребенка на руки — и этими средствами удовлетворяют потребность ребенка во внимании и доброте.

Однако, полностью удовлетворяя потребности ребенка, родители часто счита­ют, что и общение ребенка должно быть ограничено кругом семьи. Нередко они сознательно до минимума сужают его, перестают обращать внимание ребенка на других взрослых, а иногда формируют и отрицательное отношение к другим взрослым: «Вот дядя придет, тебя заберет!»; «Видишь, какая нехорошая тетя. Будешь плакать — отдам тебя ей!» и т. п.

Отсутствие общения с другими людьми, отрицательная оценка их взрослыми, а иногда и отрицательный опыт общения приводят к нежеланию и неумению ребенка устанавливать с ними контакт. Ограничение общения кругом близких отрицательно сказывается при поступлении ребенка в детское учреждение, обусловливает негативную картину его поведения, длительное, болезненное привыкание.

Следовательно, родители должны стремиться помочь ребенку быстрее и раньше преодолеть страх перед незнакомыми взрослыми, способствовать развитию на­выков общения. Для этого надо привлекать.внимание ребенка к действиям взрослых и детей, совместно рассматривать результаты их действий, вызывать у него поло­жительное отношение к их действиям, побуждать обращаться к постороннему взрослому: «Отнеси тете книжку», «Покажи дяде машинку». Можно предложить что-нибудь сделать всем вместе, похвалить ребенка, когда он осмелится обра­титься к незнакомому лицу, и т. п. Если ребенок в первые минуты теряется, еще больше прижимается к маме, не надо настаивать, надо дать ему возможность освоиться, разглядеть незнакомого, а затем найти причину для совместного общения: предложить рассмотреть игрушки сына, дочки.

Уже в конце первого года жизни у ребенка формируется действенная форма общения. Его интересуют игрушки, действия с ними, их свойства, и помочь их узнать, конечно, может и должен взрослый. Для этого он может использовать показ как самого предмета, так и действий с ним, сюжетный показ действий («Кукла Света умывается», «Кукла Света пьет чай» и др.). Необходимы и совместные действия ребенка и взрослого с той или иной игрушкой, неоднократ­ное упражнение в действии, вовлечение в совместную со взрослым игру («Прятки», когда просто накидывается платочек или косынка на лицо играющего, а потом узнается, кто же там).

Очень любят малыши подражательные действия: «Поклюем зернышки, как птички», «Полетаем, как воробушки», «Попрыгаем, как зайчики», движе­ния под музыку. Совместные действия и движения с ребенком при положи­тельном эмоциональном расположении к нему помогают установлению ситуа­тивно-действенного контакта со взрослым, расширению опыта общения ре­бенка и формированию у него потребности в общении со взрослыми. При поступлении в детское учреждение такие дети быстрее начинают общаться с воспитателем, не проявляют негативизма.

Овладение предметной деятельностью подготавливает ребенка к длительной самостоятельной игре. И на третьем году жизни он 'все чаще начинает заявлять «Я сам», в то же время обращаясь к взрослому за разъяснением. Ответ, на­поминание, указание взрослого на этой ступени развития деятельности общения удовлетворяют ребенка. Поэтому, если опыт общения у детей сравнительно широк и предметная деятельность развита в соответствии с возрастом, они спокойно входят в группу, самостоятельно выбирают игрушку, занимаются ею, умеют обратиться к воспитателю и выяснить желаемое.

На основе опыта общения со взрослыми расширяется и круг общения со сверстниками. Игра с ними все больше и больше привлекает ребенка. И здесь родители должны показать ему пример общения, научить, как обратиться к дру­гому ребенку, как поделиться игрушкой, как пожалеть плачущего, не обижать его и т. п. Правила взаимоотношений усваиваются труднее, чем бытовые, и в семье необходимо обратить на них особое внимание. Можно вовлекать ребенка в совместную со сверстниками игру во дворе, на площадке, в квартире. Можно использовать игры-инсценировки: «Как кукла Лена обращается с просьбой», «Как кукла Лена отдала свою игрушку девочке», «Как кукла Лена пришла в гости» и т. д. Действия, показанные в играх-инсценировках, закрепляются в игре ре­бенка, через упражнения в аналогичных действиях и поступках.

В зависимости от уровня игры роль взрослого и формировании взаимо­отношений ребенка со сверстниками меняется. Так, если ребенок только овладевает игровыми действиями, контакты его со сверстниками одномоментны и кратковременны. На этом этапе развития взаимоотношений родителям важно показать, как надо поступать в каждом конкретном случае (например: «А тыдай свою машинку Алеше». Скажи: «Играй, Алеша». Вот так. Молодец»).

С развитием более устойчивой совместной игры следует обратить внимание на регулирование взаимоотношений детей («Игрушку отбирать нельзя», «Надо говорить: «Спасибо, Андрюша» и т. п.).В результате такого участия родителей дети быстрее овладевают нужной формой обращения с партнером, от игр с ре­бятами дома, в домашних условиях, легче и быстрее переходят к общению со сверстниками в детском саду.

Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми — важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение.

После оформления медицинских документов не рекомендуется приводить ребенка в детский сад на целый день. В первые дни пребывание в течение 1—2 ч в незнакомой обстановке уже для него является достаточно большой нагрузкой. Лучше согласовать время с воспитателем и приходить с ребенком в часы про­гулок или в вечернее время, когда часть детей уже ушли домой и воспитатель может больше уделять ему внимания. В такие часы он сможет показать роди­телям и группу, где будет находиться ребенок, и спальную, и умывальную комнаты. Можно согласовать режим ребенка, рассказать больше о его привычках. В первые дни посещения недопустимо высказывать сожаления о том, что ребенка приходится отдавать в детский сад. Необходимо своим настроением, отношением к ребенку подчеркнуть, что ему бояться нечего, никтоего не обидит. В часы присутствия в группе мама должна направить все внимание ребенка на окружающие предметы, игрушки, взрослых. А если она будет только вздыхать и еще крепче прижимать ребенка к себе, то только усилит его неуверенность! практически ее присутствие в группе не будет полезным.

Важное значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это надо обращать в семье постоянное внимание. К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С <st1:metricconverter productid=«1 г» w:st=«on»>1 г</st1:metricconverter>. 2 мес. надо воспитывать умение пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнооб­разные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Он должен активно участвовать в раздевании, умывании.

С Iг. 6 мес. ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдать во время еды чистоту, пользоваться салфеткой. Надо научить его снимать расстегнутые и развязанные взрослым части своей одежды, называть одежду. К <st1:metricconverter productid=«2 г» w:st=«on»>2 г</st1:metricconverter>. он должен знать свое место за столом, место для полотенца и одежды, спокойно сидеть, тихо себя вести за столом, в спальне. Таковы требо­вания «Программы воспитания в детском саду», разработанной на научных основах. Возраст от.2 до 4 лет считается оптимальным, т. е. наилучшим, для усвоения детьми навыков культурного поведения. Поэтому родителям необходимо создать соответствующие условия для их формирования, предъявлять единые продуманные требования, организовать так свое поведение, чтобы оно было достойным при­мером для подражания, обращая особое внимание на конкретность требований, их доступность, постепенное увеличение их содержания. На этом этапе важное значение имеет постоянное упражнение ребенка в осваиваемых действиях, поощре­ние за выполненное действие, положительная оценка.

Очень трудно дается детям перенос сформированных навыков в новую обстановку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение наблюдается временная их утрата. Поэтому необходимо не только упражнять детей в при­менении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение.

Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, культурно-гигиенические, быстро и безболезненно привыкают к условиям дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно могут крепкими и здоровыми.

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Дарья Симоненко
Дарья Симоненко
Вологда
017882

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
аннИ
аннИ
Вологда

чуть позже прочитаю

Пожаловаться
ХрюшУнаСалО
ХрюшУнаСалО
Сын
9 лет
Вологда

Я специально водила ребенка в центр раннего развития получить свою дозу общения. Доче очень нрвилоь играть в коллективе.

Пожаловаться
Дарья Симоненко
Дарья Симоненко
Вологда

а вы тоже уже в садик? Думаю, это очень хорошая подготовка.

Пожаловаться
ХрюшУнаСалО
ХрюшУнаСалО
Сын
9 лет
Вологда

Да, тоже)

Пожаловаться
Марина
Марина
Алексей
7 лет
Вологда
а наш самостоятельный — попробуй что нибудь сделай за него — кричит, не дает. Штаны плохо надевает, сандали хорошо. Ест все нормально вроде кроме супа. Ой не знаю… переживаю
Пожаловаться
Дарья Симоненко
Дарья Симоненко
Вологда

а чего переживать тогда?))

Пожаловаться
Марина
Марина
Алексей
7 лет
Вологда
характерок-с не подарок....
Пожаловаться
Марина
Марина
Алексей
7 лет
Вологда
чуть что не по его — сразу в ор… с ума сойду скоро… или у всех так?
Пожаловаться
Дарья Симоненко
Дарья Симоненко
Вологда

у нас тоже сейчас стал резче реагировать и ярче проявлять настойчивость и упрямство, чем раньше.




Пожаловаться
Оля
Оля
Санкт-Петербург

полезная статья! но на деле все сложнее...

Пожаловаться
Дарья Симоненко
Дарья Симоненко
Вологда

согласна). Особенно про требования садика насчет возрастных умений ребенка.

Пожаловаться
Оля
Оля
Санкт-Петербург

вот мой до сих пор сам почти не ест(( и одеть сам может только штаны от пижамы… какое уж там в полтора года… еще в памперсах гонял(((

Пожаловаться
Дарья Симоненко
Дарья Симоненко
Вологда

у меня тоже очень плохо сам ест. Мало, все роняет… Умеет только сандалии сам снимать.

Пожаловаться
Таша
Таша
Рустам
11 лет
Вероничка
9 лет
Ростов-на-Дону

хорошая статья! я вот начала еще сыну говорить, что скоро пойдешь в садик… там так здорова, много игрушек, детей там все интересно и т.д. настраиваю его на позитив! =)

Пожаловаться
Дарья Симоненко
Дарья Симоненко
Вологда

я вот думаю, как бы нам со сверстниками пообщаться еще. Как-то надо специально с кем-то собраться, а то на площадке либо большие уже, либо совсем малыши.

Пожаловаться
Таша
Таша
Рустам
11 лет
Вероничка
9 лет
Ростов-на-Дону

давай, надо посмотреть у кого двухлетки и пересечся где нить! у нас вот сын в основном со взрослыми общается, оставаться без родителей вроде не боится, ща с мужем ездил к родным нормально и по 3 дня без папы у моих родителей был, хотя уже год их не видел!!! со сверстниками только в вишенке общался и то они там больше с преподавателем общаются чем между собой, вот и тоже хочется чтоб со сверстниками пообщался!

Пожаловаться
Дарья Симоненко
Дарья Симоненко
Вологда

на наверное еще не помешало бы тоже в вишенку сходить

Актуальные посты
кресло для кормящей мамы
как долго надо пить фрисолак га