Брошенного на дороге ребенка и его семью теперь ищут
Судьбой Дениса занялись сотрудники полиции, департамента по защите прав детей и органа опеки и попечительства.
Денис
Сообщение нашей читательницы Галины Романенкоhttps://www.nv.kz/2013/06/18/54769/ не осталось незамеченным. Судьбой брошенного маленького мальчика занялись сотрудники полиции, департамента по защите прав детей и органа опеки и попечительства.
— Вот здесь он был, – мы с Галиной Романенко шагаем вдоль дороги, что идет в степь от улицы Говорова (это район бывшей медсанчасти). – Собака лежала, а мальчик – на ней. Я даже сначала не поняла, что это такое. Ехала на машине, остановилась. Вижу – ребенок рыдает. Я в первую минуту подумала, что, может быть, он собаку боится и пройти не может. Говорю: «Быстренько в машину садись!». Он сел, я поехала. Собака бросилась к машине и потом долго следом бежала…
Много рассказать о себе чумазый малыш не смог. Зовут Денисом, пять лет. Свою фамилию, имя мамы так и не назвал. Адреса тоже не знал. Галина Петровна приготовилась было к долгим поискам. Однако Денис уверенно указал на невзрачное строение, стоящее там же, на улице Говорова. С виду – сарай сараем. «Дома» никого из взрослых не оказалось. Оставить мальчика в компании свирепой на вид овчарки (той самой, что охраняла Дениса на дороге и которая уже успела вернуться обратно) не рискнула.
Дом, на который показал мальчик
— Ребенок грязный, голодный, мокрый. Ну, куда его? Взяла листочек, написала, что Денис находится у меня, и указала свой адрес. Сунула записку в забор. Поехали ко мне домой. Стала мыть Дениса – он плачет. Видимо, давно уже не мылся, лицо обветрено, в каких-то болячках вроде цыпок. Одела в одежду внука, покормила. Он сел мультики смотреть, а я переживаю. Мало ли, скажут еще, что похитила ребенка! Люди ведь всякие бывают. Одежку ему с собой собрала, печенье в пакет насыпала. Поехали обратно.
«Дом» Дениски по-прежнему пустовал, записка Галины Петровны все так же торчала в воротах. Мальчик вошел во двор, деловито полез прятать печенье в валяющуюся здесь же большую ржавую трубу.
Пытаясь застать родных Дениса, Галина Петровна возвращалась сюда несколько раз. Решила уже оставить малыша у себя на ночлег, раз уж не получилось найти его мать. В итоге, когда уже смеркалось, застала на месте женщину-соседку.
— Я ей сказала: «Передайте маме, если еще раз увижу ребенка грязного и голодного, сразу пойду в полицию». Правда, потом я с мамой этой все-таки тоже увиделась. Через день приехала к Денису, фрукты ему привезла. Вышла ко мне молодая женщина в грязном халате: «Вы что, забирать его приехали?». Встала у машины и не отходит…
Галина Петровна выяснила, что Денис не единственный сын женщины. Есть еще старшая дочь Таня. Девочка в этом году закончила четвертый класс.
К сожалению, нам не удалось пообщаться с матерью Дениса и Тани. Мы простояли под калиткой почти полчаса. На сердитый лай овчарки Найды никто так не вышел.
— Дети соседские говорят, что недавно Дениса видели. А старушка-соседка говорит, что семья уже отсюда съехала. Представляете, в каких условиях жили дети?! Ведь это же сарай, в котором держат свиней!
— Очень здорово, что есть неравнодушные люди, которые, увидев плачущего ребенка, не остаются безучастными к его судьбе, вникают в детали и пытаются помочь, – комментирует начальник отдела защиты прав детей департамента по защите прав детей Наталья Королева. – Но, к сожалению, не зная, как это правильно сделать, решают проблему по-своему. В случае, о котором сообщила читательница вашей газеты, ей надо было обратиться в органы полиции. Полицейские сообщили бы об этом факте в орган опеки и попечительства. Затем родителей разыскали бы и вернули им ребенка. Или же этот мальчик как безнадзорный и беспризорный был бы помещен в центр адаптации несовершеннолетних. И уже дальше ЦАН совместно с органами полиции, опеки и попечительства решал бы судьбу ребенка.
После публикации в «Новом Вестнике» письма Галины Романенко сотрудники департамента по защите прав детей связались с ювенальной полицией.
— Оттуда в свою очередь поступило задание в Кировский отдел полиции. Полицейские должны проверить то место, где жила эта семья, как долго там жили люди. Конечно, если они сейчас выехали, то найти их будет сложно.
Сотрудники органа опеки и попечительства также занялись этим случаем. Однако и здесь пока нет точных сведений о том, где сейчас находится Денис, его сестра и мама. По некоторым данным, семья уехала в поселок Мирный Осакаровского района. Но эта информация не подтвердилась.
Куда обращаться в таких случаях?
Что вы будете делать, если увидите на улице грязного оборванного малыша? Сунете монетку или булочку? Просто уйдете? Сотрудники департамента по защите прав детей и органа опеки и попечительства напоминают, что любой гражданин обязан о подобных случаях заявлять. Правда, не все знают, куда именно нужно обращаться.
* звоните в полицию – 102
— В управлении внутренних дел есть инспектора по делам несовершеннолетних, которые, в частности, занимаются детьми, оставшимися на улице, – объясняет заведующая сектором опеки и попечительства городского отдела образования Айгуль Исахова. – Инспектора приедут и выяснят, в чем дело, почему ребенок находится в данном месте. Если заметят, что ребенок в опасности, сразу звонят нам. Мы выезжаем. Малышей помещаем в дома ребенка, детей постарше – в центр адаптации несовершеннолетних.
Айгуль Сапаровна объясняет: провинившихся отцов и матерей могут в итоге лишить родительских прав. Но это не происходит мгновенно. Сначала назначается ограничение в правах на полгода. Это время дается родителям, чтобы они взялись за ум – перестали выпивать, нашли подходящее жилье. Если за шесть месяцев они так и не наладили жизнь, происходит лишение родительских прав.
* сообщайте в департамент по защите прав детей – 42-09-97 (телефон доверия)
Телефон работает круглосуточно, семь дней в неделю. Сообщения записываются на автоответчик и обязательно прослушиваются.
* зайдите в ближайшую поликлинику
— Сегодня в поликлиниках есть социальные работники, – объясняет начальник отдела защиты прав детей департамента по защите прав детей Наталья Королева. – Эта служба в поликлинике относительно новая. И пока идет выстраивание и определение функций и полномочий. Мы принимали участие в семинаре, который организовало управление здравоохранения. Дали соответствующие разъяснения: если становится известно, что ребенок остался без попечения родителей, то социальные работники немедленно сообщают в органы опеки. Соцработники, посещая семьи, видят моменты, которые говорят о том, что здесь неблагополучно либо требуется помощь. Естественно, они сообщают о таких фактах. Мы благодарны за это поликлиникам и социальным работникам.
Официально
За что лишают родительских прав
Ст. 75 Кодекса «О браке (супружестве) и семье»
1. Родители лишаются родительских прав, если они:
1) уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе злостно уклоняются от уплаты алиментов;
2) отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения), из организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных организаций;
3) злоупотребляют своими родительскими правами;
4) жестоко обращаются с ребенком, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ним, покушаются на его половую неприкосновенность;
5) злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими средствами, психотропными веществами и (или) их аналогами.
2. Родители лишаются родительских прав при совершении ими умышленного преступления против жизни или здоровья своего ребенка, супруга либо других членов семьи.
Жесть