Иногда с Демьяном мы попадаем в круг деток его возраста (3-х лет) которые говорят на своем языке. Демьян их понимает, а я… нет.
Статью встретила на ФБ. Может и вам она понравится.
Проблема неговорящих детей. Возраст от 0 до 3.
(Речевое развитие малышей от 0 до 3 лет)
Гуляя со своим ребенком на детской площадке, я всё чаще стала слышать от мам: «Мой совсем не хочет говорить, ленится!» И действительно на сегодняшний день растет много таких «молчунов», которые начинают говорить лишь к 3 годам. А всё дело в том, что по различным причинам, будь это отсутствие информации о речевом воспитании или занятость на работе и зацикленность на своих взрослых проблемах, родители пропускают самое ответственное время в формировании речевой функции – так называемый сензитивный период: от 0 до 3 лет. Родители стремятся материально обеспечить кроху всем необходимым, накормить, одеть, а всё остальное время ребенок, как правило, предназначен сам себе или телевизору. Печально, не так ли? Так что же делать родителям, чтобы избежать речевой задержки их малыша? Мой ответ: обратиться за консультацией к логопеду. Или прочесть эту статью.
Свою консультацию я начинаю с вопросов родителям и сбора информации о раннем развитии ребенка. Здесь важно то, в какие сроки малыш сел, пополз, встал, пошел самостоятельно. А также когда начал гулить, лепетать, произнёс свои первые короткие слова-подражания. Ведь речевое развитие тесно связано с моторным. И если по каким-то причинам малыш пропустил один из этапов, к примеру, не ползая сразу пошёл, это может сказаться на его психо-моторном развитии. Ведь тогда не будут простроены специальные связи в головном мозге, что может повлиять на межполушарное взаимодействие и слаженность работы мозговых структур.
Затем меня интересует, каким темпераментом обладает ребенок. В случае, если он спокойный, стеснительный малыш, осторожен с малознакомыми людьми, то он будет меньше стремиться к вербальному взаимодействию с окружающими. Ему пока достаточно тесного контакта с близкими. И познает окружающий мир он невербально: прислушиваясь, рассматривая, трогая, изучая на вкус и по запаху. Он так устроен. С таким малышом необходимо эмоциональное общение родителей с целью накопления его пассивного словаря. И, наоборот, подвижный ребенок, непоседа, раньше заговорит и быстрее будет пополнять свой активный лексикон.
Отдельной темой беседы я поднимаю вопрос о пользе грудного вскармливания. Объясняю преимущества естественного вскармливания для развития мышц артикуляционного аппарата. Мы обязаны двум гормонам: окситоцину и пролактину, которые в паре запускают лактацию. И к счастью, только у 1% женщин физиологически не может быть лактации. В остальных случаях всё происходит у нас в голове. А именно: при стимуляция ребенком комплекса “сосок-ареола” нервно-рефлекторные импульсы посылаются в гипоталамус материнского мозга, вызывая секрецию пролактина в передней доле гипофиза и окситоцина – в задней, и соответственно выработку молока. И ещё один факт: научно доказано, что при наличии у матери желания вскармливать собственное дитя своим грудным молоком, и если мать не сомневается, что в силах это сделать, то эта отлаженная нейрогормональная система по грудному вскармливанию будет благополучно работать даже в условиях стресса.
Естественно, я понимаю, что есть ряд объективных причин, в результате которых мама вынуждена заменить естественное питание искусственным. И тогда ребенок, попробовав бутылочку, понимает, что так проще и комфортнее, не надо напрягаться. В этом случае я советую как можно раньше вводить в меню крохи твердую пищу (пусть это будут сушки, фрукты, овощи). Если же малыш долгое время (а бывает этот период сердобольные бабушки и мамы затягивают на срок до 2,5-3 лет) питается исключительно пюреобразной пищей, я на 99% гарантирую, что у ребенка будут проблемы со звукопроизношением. И объясняется это слабостью мышц речевого аппарата.
Ну и в конце нашей беседы я призываю родителей к теплому эмоциональному общению с их чадом. Родителям совсем не обязательно обладать специальными педагогическими знаниями, чтобы воспитывать и развивать своего ребенка. Это сделают профессионалы в саду и школе. Каждый ребенок нуждается в том, чтобы близкие ежедневно открывали ему мир таким, какой он есть. Показывайте, рассказывайте, фантазируйте, комментируйте в деталях всё, что хотите: чем занимается папа на работе, дети на площадках, птицы за окном, люди на улицах, в магазинах и транспорте. Изучите с ребенком голоса животных, их местообитание, чем они питаются. К примеру, первым словом моего сына было «кар» при виде вороны или при воспоминании об этой птице.
Читайте, рассказывайте наизусть, пойте: потешки, колыбельные, считалочки, детские стишки и прозу (Возьмите на заметку всеми любимых детских авторов: А. Барто, К.Чуковский, С.Я.Маршак, Е.Благинина, В.Маяковский, С.Михалков, В.Г.Сутеев). Играйте с пальчиками: ведь на руках находится множество нервных окончаний, стимулируя которые, мы активизируем речевую моторную зону в коре головного мозга. Деткам очень нравятся такие забавы: «Вот кулак, а вот ладошка. На ладошку села кошка. Поскребла немножко. И пошла-пошла-пошла, до мизинчика дошла!» (Возьмите руку малыша в свою и производите различные движения под фразы из потешки). Разучите с малышом известные стишки про «Сороку-ворону», «Мальчика-пальчика, который с этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, а с этим братцем песни пел», «Ладушки-оладушки: мы печем оладушки. Получилось ровно пять: один маме надо дать, два коту с усами, два съедим мы сами!».
Включайте малышу аудиосказки и детские песенки. Прослушивание будет способствовать развитию фонематического слуха и слухо-речевой памяти. И где-то с 1,5-2 лет вы услышите, что ваше чадо знает весь ваш литературный арсенал и легко и с удовольствием может закончить строчку или четверостишие. Знакомьте ребенка с русскими народными сказками, просите показать на картинках любимых героев. Запомните, в возрасте до 1,5 лет рассматривая иллюстрации в книгах, обращайтесь к ребенку с просьбой: «Покажи кошку (машинку, цветок)» и «Где Колобок? (лиса, мишка)». После 1,5 лет просите ребенка самостоятельно называть предметы на картинках, отвечать на следующие вопросы: «Кто это? Что это?», «Что делает?», «Какого цвета?», «Где большая машинка? А где маленькая?».
Примерно в этом же возрасте 1,5-1,9 месяцев (сроки варьируются индивидуально) у детей появляется первая фраза. И по этому показателю мы уже можем судить, насколько развита речь малыша.
Если в 2-3 года у ребенка ограничен или отсутствует активный словарь, бедна или отсутствует фразовая речь, пора бить тревогу родителям и обращаться к специалистам: логопеду, психологу, нейропсихологу, неврологу. И не надеяться, что всё само собой выправится, ребенок подрастет и в один прекрасный день заговорит. Ведь этого может и не случится, а благоприятный период будет упущен.
Итак, в заключении хочу посоветовать родителям заботиться о речи ребенка, не пренебрегать обращаться к специалистам в случае каких-то волнений по поводу развития вашего крохи и делать это вовремя, не упустив самое важное время для формирования речи: период от 0 до 3 лет!
Автор: логопед, специальный психолог Селезнева Е. Н.
искуственники обе дочки… старшая заговорила в 11 мес. младшая чуть позже к 1,3… счас младшая давно читает стихи говорит предложениями, не выговаривает только ш, р, л… но это нормально для ее возраста
хорошая статейка
если до 3х лет не говорит, это не есть нарушение.а после 3-общее недоразвитие уже идет.
бред… я паниковать до 4 не буду даже… у меня пока молчит