«Ну пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, мамочка! — умоляет семилетняя Лариса. — Ну можно мне поехать с Леной на дачу на выходные?» Мама в полной растерянности. Дочь никогда еще не ночевала в чужом доме, без нее. С одной стороны, все когда-то бывает в первый раз. С другой — как определить, когда рано, когда не рано?

Она звонит родителям Лены: действительно ли они не против. Мама Лены утверждает, что ей даже проще, когда девочек двое и они сами находят себе занятия: «Они же уже большие, никаких особых забот не требуют».

Мама Ларисы лихорадочно перебирает в уме привычки и пристрастия ребенка, прикидывая, что именно может пойти не так, с чем она может не справиться и сможет ли вообще заснуть в непривычной обстановке.

Дочь, напротив, полна энтузиазма и сама собирает свой рюкзачок: свитер, пижама, тапочки, зубная щетка и полотенце, — кажется, ничего не забыто… Нет, вот еще маленький — в ладонь — медвежонок-панда, который каждый вечер укладывается с девочкой спать. Именно этот медвежонок поддерживал у мамы ощущение, что дочь еще малышка. И вдруг оказалось, что она готова куда-то ехать без мамы и к тому же умеет прекрасно складывать вещи.

Определить, когда и сколько самостоятельности предоставлять ребенку — одна из труднейших родительских задач.

От рождения до 1,5 года

Дайте ему побыть младенцем

Самый верный способ заложить основы независимости в первые месяцы жизни ребенка состоит в признании его полной от вас зависимости. Давайте ему все, что ему нужно. Кормите его, когда он голоден. Утешайте его, когда он плачет. Будьте отзывчивы к его нуждам. Пусть он знает, что может всегда на вас рассчитывать.

Ощущение постоянной заботы взрослых дает младенцу чувство защищенности. Ребенок, уверенный в неизменной любви и поддержке родителей, растет более спокойным, менее требовательным и менее пугливым.

Около трех месяцев малыш уже получает свой первый урок независимости: «Я могу занимать себя сам целых пять, десять, двадцать минут, разглядывая висящие погремушки и иногда доставая до них руками». Когда это происходит, не отвлекайте ребенка, вынимая его без нужды из кроватки, не пытайтесь дополнительно забавлять его, играть с ним. Не бойтесь, что ему станет скучно. Если это произойдет — он даст вам знать. Помните также, что чем старше становится ребенок, тем дольше он в состоянии сам себя занимать. Если вы принимаете душ, а ваш шестимесячный малыш заплакал в кроватке — не выскакивайте как ошпаренная и не бегите сломя голову: за десять минут с ним ничего не случится. Если ребенок находится в безопасном месте — он может и подождать. Постепенно ему предстоит научиться самому себя успокаивать и занимать.

По мере приближения к году в ребенке нарастают противоречивые чувства. С одной стороны, он хочет самостоятельности. С другой — ему требуется ваше неизменное присутствие и поддержка (ведь расти и взрослеть — тяжелый труд).

Не удивляйтесь, если он целых полчаса увлеченно играет, не обращая на вас ни малейшего внимания, и вдруг поднимает крик, стоит вам на секунду выйти из комнаты. Он вцепляется в вашу ногу или наотрез отказывается спуститься на пол с ваших колен при появлении незнакомого человека.

В таких случаях бессмысленно стыдить его и вообще как-то давить. Если малышу в определенных ситуациях необходимо дополнительное внимание — будьте терпеливы и идите ему навстречу. И помните: сейчас, как и на всех последующих этапах, независимость вырастает изнутри. Ее нельзя требовать, ее можно лишь поощрять. Когда ребенок будет готов к очередному шагу — он даст вам знать.

От 1,5 года до 3 лет

Мир полон заманчивых возможностей

Двухлетний Ростик рвется на поле, рассчитывая принять участие в футбольной баталии.

  • Нет, зайка, видишь — там большие мальчики.
  • Нет, я хочу-у! — Он с неожиданной силой вырывается, бежит и, споткнувшись, падает у края поля. Вот кстати. А то непременно попал бы в кучу-малу, в которой азартно тузят друг друга десятилетние футболисты.

Этот «праздник Непослушания», который всегда с вами, на самом деле знаменует важнейший этап обретения самостоятельности. Он осознает себя как отдельную от вас личность — со своими желаниями, с собственной волей (которая у некоторых бывает просто стальной). Личность, готовую и намеренную идти своим путем.

Особая трудность этого этапа в том и состоит, что эта новообретенная воля сразу же сталкивается с препятствиями. Малыш бывает обескуражен, обнаружив, что не может всегда поступать по-своему. Это трудный урок для усвоения, и родитель, которому приходится иметь дело с разочарованным, а иногда и разъяренным малышом, должен обладать терпением.

Уберечь ребенка от опасностей, не подавляя его, не сокрушая его воли, — это высший родительский пилотаж. Это искусство компромисса.

Мама Ростика владеет этим искусством. В подтверждение чего она достает из сумки шарик и надувает подходящий «футбольный мяч» для своего малыша. У края поля они устраивают свой отдельный матч, при этом сохраняя ощущение участия в общем веселье. Сверх того Ростику обещано, что он будет стоять в настоящих воротах, когда закончится матч.

Предложение сделать выбор и самому принять решение еще один прекрасный способ дать малышу ощущение самостоятельности и контроля.

Предположим, ваш трехлетний ребенок выбрасывает песок из песочницы. Вы можете ему сказать: «В песочнице такой порядок, что весь песок должен оставаться внутри. Кто нарушит это правило — уходит домой. Что ты выбираешь: играть так, чтобы песок оставался внутри, или идти домой?»
При таком повороте дела уже не его желания сталкиваются с мамиными. Вопрос состоит в том, хочет ли он следовать правилам и остаться или нарушить их и уйти. Выбор — за ним.


Эн Хетуэй
Эн Хетуэй
Москва
00877

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Актуальные посты
с чем носить кофту с баской
уздг расшифровка ri s/d