Кризис 1-го года

Кризис 1-го года

Что случилось с вашим милым лапушкой? Отчего ребенок стал капризным деспотом, топающим неокрепшими ножками?

Не спешите пугаться.
Дело не в характере — просто у ребенка кризис первого года жизни. Вполне закономерное явление. В период от 9 месяцев до полутора лет, согласно календарю развития, через подобный кризис проходят все дети.

Ничего удивительного: кризис сопровождает восхождение на каждую новую ступень самостоятельности. Вот почему кризисными становятся возраста: 1 год, 3 года, 7 лет и переходный период с 12-13 до 16-18 лет.

Первый год жизни — важный этап в жизни маленького человечка: он начинает ходить и самостоятельно перемещаться в пространстве. Ему все интересно, все хочется потрогать, попробовать на зуб. Вскоре малыш начнет осознавать себя самостоятельной личностью. Потребности малыша растут, а выразить он их понятным родителям языком не может… И вот уже он со скандалом пытается отстаивать собственные гастрономические предпочтения, гневно отвергает фартучек или новую рубашечку, ставя родителей в тупик. И если бы только это!

Как только ребёнок начнёт говорить предложениями, научится словами объяснять родителям свои потребности… при условии чуткости со стороны родителей к потребностям ребёнка… — кризис первого года начнёт сходить на нет.

Признаками
кризиса ребенка первого года жизни психологи считают следующие:
  • «Трудновоспитуемость» — упрямство, настырность, непослушание, требование повышенного внимания;
  • Резкое увеличение новых форм поведения, попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур;
  • Повышенная чувствительность к замечаниям — в ответ следуют обида, недовольство, агрессия;
  • Повышенная капризность;
  • Противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее;
  • Плохой аппетит — отказ от пищи (но может быть связанно и с зубами).

Зачем они делают это

Главная проблема кризиса первого года жизни в том, что родители часто не успевают перестроиться вслед за бурным развитием своего ребенка.
Еще вчера он спокойно лежал в кроватке и довольствовался подвешенными над ней погремушками, а сегодня у него проснулся интерес к маминой косметике, бабушкиным лекарствам и папиной отвертке.
И на улице беда — чистенький ребенок, которого так усиленно приучали к аккуратности, лезет в лужу, зарывается носом в песок.
За завтраком неуклюжий карапуз пытается самостоятельно действовать ложкой, перемазывается в каше и отчаянно плачет, когда мама пытается взять кормление в свои руки. Первая реакция взрослых — прекратить это безобразие.

Однако капризы и дурное поведение (слезы, крики, скандалы), желание все хватать и проявлять неуместную пока еще самостоятельность — не приметы плохого характера и избалованности, с которыми нужно бороться. Таковы естественные проявления этапа взросления.

На самом деле за каждым из них стоит что-то очень понятное, объяснимое и важное для малыша. Попробуем остановиться и подумать, что чувствует сейчас сам ребенок? Зачем он делает ЭТО? И если ключ к пониманию ребячьей страсти к играм с грязью или вещами из мира взрослых найти легко — достаточно вспомнить себя в таком возрасте, то над иными детскими загадками приходится порой поломать голову.

Мама показывает годовалому малышу, как собирать домик из кубиков, невольно увлекается и сама, и тут отпрыск с хитрой улыбочкой разрушает архитектурное сооружение, чему очень радуется. Маме обидно. Ей кажется, что малыш просто хулиганит. Однако дитя:
— во-первых, еще не понимает, что нужно уважать чужой труд, и требовать этого от него рановато;
— во-вторых, мамин замок он разрушает не из вредности, а потому, что ему интересно наблюдать, как разлетаются в стороны разноцветные кубики.
Пройдет время, и он сам с удовольствием будет строить, а не разрушать. А пока ему гораздо важнее и приятнее другое: наблюдать траекторию падения кубиков.

Стремление ребятишек все потрогать и достать и вовсе имеет научное обоснование: таким образом дитя не просто развлекается, а развивает сенсомоторную активность и поисковую деятельность.


Как себя вести с ребенком у которого кризис первого года жизни?

Все это, конечно, не значит, что ребенку, переживающему кризис первого года жизни, следует разрешать все. Определенные запреты конечно же нужны, но их должно быть немного, чтобы малыш смог запомнить и усвоить именно запреты, а не то, что злые взрослые все ему запрещают. Формулировать правила желательно коротко и четко, причем без улыбки, чтобы кроха сообразил: ему не предлагают поиграть в игру «обмани маму», а говорят серьезно:


Еще один важный момент: правила желательно повторять каждый раз, когда возникает оговоренная в них ситуация. А чтобы обойтись без занудства, можно сложить из каждого правила стишок, например:
— «Раз идем с тобой гулять, надо шапку надевать.»
— «Ну что ж, надо так надо.» — подумает про себя юный скандалист и… покорится.

Большинство взрослых запретов обычно касаются безопасности ребенка. Но и тут можно проявить творческий подход. Так, если маленького исследователя тянет совершить нечто запрещенное, постарайтесь тут же переключить его внимание. Например:
— Можно забрать у него разноцветные таблеточки (и, где он их только раздобыл?!), а взамен предложить такие же яркие, но несъедобные, и крупные пуговицы;
— Взрослую книжку с тонкими страницами, которые кроха может легко порвать, заменить книжкой-раскладушкой для малышей, где странички сделаны из картона;
— «Безобразия» в ванной свести к цивилизованной игре с водой в игрушечном тазике. Скажем, дети 1,6 лет и старше с огромным удовольствием играют в рыбалку. В магазинах сегодня продаются наборы для этой игры, в которых плавающие рыбки и удочка снабжены крошечными магнитами.


Грудное вскармливание вам в помощь

Если вы долгокормящая мама, ГВ поможет решить проблему отказа от пищи и успокоить раздражённого малыша.

— Если ваш малыш категорически отказывается от еды, можно конечно, привязать его к стулу и впихивать еду насильно с воплями и угрозами… после чего, вылить содержимое тарелки ребёнку на голову… — доведя себя и малыша до нервного срыва.
Но можно пойти и другим путём: дать ребёнку грудь чем и сохранить детскую и свою психическую стабильность. Ребёнок будет сыт и более спокоен.

— Если ребёнок довёл себя до истерического крика, можно конечно, отлупить его, наорать… — так же доведя себя и малыша до нервного срыва.
Но можно пойти и другим путём: дать ребёнку грудь чем и сохранить детскую и свою психическую стабильность.

Так что не спешите к году отучать малыша от груди. В кризис первого года грудь может стать вашей верной палочкой-выручалочкой.

Когда не будет хорошо?

Другая задача: нужно не отвлечь кроху, а, наоборот, заставить его сделать что-нибудь, отчего он категорически отказывается.

Тут для начала стоит подумать: а надо ли заставлять?

— Если речь идет об отказе от еды, то, безусловно — нет. Заставлять малыша есть крайне вредно не только для его психики, но и для его физического здоровья. Организм, особенно детский, гораздо умнее нас. Ребенок интуитивно чувствует, что ему сейчас нужно. Пусть сегодня он предпочитает курицу, а завтра соглашается есть одни макароны. Не страшно. Конечно, было бы лучше, если бы он тянулся почаще к фруктам и овощам, но, согласитесь, вред от временной макаронной диеты нельзя сравнить с испорченным здоровьем. А если ребенок вообще отказывается есть? Просто вспомните старую французскую мудрость: ребенок никогда не позволит себе умереть с голоду.
В любом случае, ГВ вам в помощь!

Предпочтения малыша вообще стоит учитывать всякий раз, когда это можно сделать.

— Кроха отказывается от одноразовых подгузников? Что ж, значит, пришло время отвыкать от этого достижения цивилизации.
— Требует себе соску, хотя вроде бы пора от нее отвыкать? Ну так дайте ему соску, особенно если не хотите, чтобы малыш заменил ее каким-то предметом, совершенно не подходящим для постоянного сосания и обгладывания.

Конечно, все эти советы по уходу за ребенком, у которого наступил кризис первого года жизни, могут показаться слишком либеральными. Гораздо проще надавить на ребенка и заставить его сделать (или не делать) то, что мы считаем нужным. Кроха поплачет, по-ноет, а потом успокоится, и все вроде бы будет хорошо. Но хорошо не будет!

Стоит спросить себя: «Каким вы хотите видеть своего ребенка?»
Наверняка: не вялым, безынициативным, не способным принимать решения трусишкой… — одним словом — забитой шуганой рохлей. И не истеричным маленьким грубияном, добивающимся желанной мелочи истериками с криком, слезами… — гиперактивным от которого все окружающие разбегаются в разные стороны.

Давление, как метод общения с малышом — верный способ вырастить ребенка именно таким!

Крохе, не привыкшему чувствовать уважение к себе, трудно вырасти сильным и уравновешенным человеком, способным стать другом и опорой для своих родителей.
Для того чтобы добиться своего, ему скорее придет в голову пустить в ход: слезы, шантаж, а позднее — грубость, насилие...,
чем спокойно, с улыбкой сказать:
— «Знаешь, мама, я бы хотел сделать это вот так. Ты не против?»

Игры лучший помощник родителям ребенка в кризис его первого года жизни

Что кроме терпения и понимания может помочь родителям ребенка в кризис его первого года жизни?
Конечно, чувство юмора, творческий подход и умение играть. С этими волшебными качествами любую «неразрешимую» проблему можно превратить в игровую ситуацию.

Скажем, малыш простудился, и врач велел ему парить ножки в ведерке. Попробуйте пустить в ведерко игрушечные кораблики или другие плавающие игрушки.

Или такая ситуация: даже если ребенку пришла пора отказываться от одноразовых подгузников, зимой на прогулке они ему еще необходимы. Но надевать их малыш отказывается. На выручку может прийти плюшевый мишка, который тоже отправляется гулять и потому надевает подгузник перед выходом на улицу — вместе с малышом повяжите медведю какой-нибудь платочек, символизирующий подгузник.

Мишка выручит и за столом, когда крохе придется надеть фартучек — у некоторых детей и с этим предметом туалета возникают проблемы.

Ребенок отталкивает свитерок, который натягивает на него мама? Можно сыграть в «магазин» и предложить малышу самому «купить» один из его свитерков, разложенных на диване.

Вообще, право выбора (одежды, игры, блюда) — очень важная вещь. Любой карапуз, рвущийся к самостоятельности, обязательно оценит такое доверие к своей персоне.

Помогут ребенку, а заодно и его родителям, и игры особого рода — те, что можно назвать развивающими. Такие игрушки дадут выход чрезмерной творческой энергии малыша и направят ее во вполне мирное русло. Например, у каждого годовалого индивидуума должна быть пирамидка, для начала маленькая из 3-5 колец.
Еще одна чудесная игрушка — матрешка.
Конкуренцию им составляют любые несложные игрушки или заменяющие их предметы, которые можно складывать, разбирать, вставлять, вынимать, в общем, всячески видоизменять.
Например, старый выключатель, который разрешается сколько хочешь включать/выключать, способен стать великолепной игрушкой для чересчур активного крохи, не подпускаемого к кнопочкам бытовой техники.
А уж банка или кастрюлька, куда можно складывать вещи, — просто находка.


Поговорим, мама!

Родителей ребенка первого года жизни смущают не только его непослушание и склонность к капризам. Год — это возраст, когда ребенок учится говорить. И он уже хочет быть понятым. Вот только общается малыш с нами на своем малопонятном языке. А не встречая понимания и сочувствия, очень горько обижается. Как же быть?

Выход один — побольше разговаривать с крохой, стимулируя у него развитие речи.

Для начала попробуем освоить понимание.
Например, одевая малыша, попросите его «помочь» вам:
— «Где твоя рубашечка? Дай мне рубашечку. А где твои тапочки? Принеси мне, пожалуйста, тапочки.»
Постепенно, медленно кроха начнет выполнять указания мамы, а новый уровень самостоятельности поможет ему относиться к скучной процедуре одевания с большим терпением и интересом.

Сопровождение любых действий — ваших и самого малыша, словами, со временем обязательно поможет ему заговорить.
Этот навык нужно всячески поощрять, стараясь добиваться от крохи активного употребления слов, которые он уже способен произнести.
Можно, например, не выполнять просьбу ребенка, если он выражает ее жестом и междометиями, хотя в состоянии произнести и слово. Поощряя каждую его словесную победу, нужно не забывать осваивать и новые слова и слоги, четко проговаривая их вместе с ребенком.

Делать все это стоит просто потому, что, если малыш привыкнет быть понятным без слов, это может затормозить развитие его речи.


Шаг назад и два вперед – развиваемся с кризисом первого года жизни

А теперь резонно будет задать вопрос: так ли уж страшен кризис ребенка первого года жизни?
Конечно нет. Делая определенный шаг назад в этот период, малыш одновременно делает два шага вперед — в сторону своей физической и психологической зрелости.

Разумеется, ему сейчас нужна помощь взрослых. Не случайно именно в этом возрасте ребенок так чувствителен к оценке своих действий родителями, так отчаянно готов привлекать мамино внимание, выбрасывая из манежа игрушки и топая ножками. Капризный, не слишком уверенный в себе, стремящийся к самостоятельности и еще ничего не боящийся, болезненно самолюбивый и обидчивый, переживающий свой первый серьезный кризис ребенок очень нуждается в постоянной родительской поддержке. Более того, его ориентация на оценку взрослого — важное условие правильного развития в «годовалый» период.

Постарайтесь быть терпеливыми, не торопитесь ругать и наказывать вашего неудачливого искателя самостоятельности. А если уж и хотите поругать его, лучше всегда каким-то образом подчеркнуть, что неудовольствие мамы вызвал конкретный поступок карапуза, а не он caм. Если вы сумеете отнестись к малышу, переживающему первую трудную пору своей жизни, с сочувствием и уважением, кризисные явления вскоре исчезнут сами собой.
Кризис сменится периодом стабильного развития, когда пугавшие родителей проявления обернутся важными завоеваниями: новым уровнем самостоятельности, новыми достижениями. Закрепиться, став чертами характера, негативные проявления могут лишь в одном случае: если взрослые будут общаться с ребенком с позиции сильного:
— «Перестань орать и ешь!»;
— «Нельзя, я сказала!» — и ничего больше.

Действуя вместе с ребенком, но никак не вместо него, можно не только быстро преодолеть кризис первого года жизни, но и заложить прочную основу для гармоничного развития малыша и чудесных, доверительных отношений с ним.

Кризис 1-го года


Кризис 1-го года

Язычница
Язычница
Радомир
7 лет
Растислав
2 года
Москва
10201647

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
мама-амЭрика
мама-амЭрика
Шымкент

ООО, спасибо за статью! Отлично мне мозги вправила! В закладки! Будем учиться жить и справляться с этим кризисом.

Пожаловаться
Леся
Леся
28н
Новосибирск
Спасибо большое, как здорово что вы у меня в друзьях =))) столько всего полезного благодаря вам узнаю
Пожаловаться
Язычница
Язычница
Радомир
7 лет
Растислав
2 года
Москва
Пожаловаться
Антошка
Антошка
Москва
как раз то что сейчас нужно )))))



Пожаловаться
Юлия
Юлия
Елизавета
9 лет
Вера
6 лет
Нина
4 года
Москва

Спасибо!

Пожаловаться
Яна
Яна
Роберт
8 лет
Курган

Отличная статья!Для нас очень актуально! Пока особо не проявляется, но капризничать иногда стала огого как на ровном месте! Я стараюсь слишком часто не запрещать, но мы уже научились понимать друг друга, я почти не говорю нельзя, я мотаю головой «нет». Она понимает, т к сама первая так научилась отказываться от чего-либо, а я ее сразу понимаю и не настаиваю.)

Пожаловаться
Саша Баландина
Саша Баландина
Магнитогорск
Хорошая статья, спасибо.
Пожаловаться
Наташа Во
Наташа Во
Челябинск

спасибо большое! как раз вовремя)))уф… будем справляться)))




Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Классная статья! нам скоро пригодится!

Пожаловаться
АннаМама ДвухДочеКиСыночка
АннаМама ДвухДочеКиСыночка
Маришка
21 год
Ник
6 лет
Москва

в закладки)

Пожаловаться
маммаМария
маммаМария
Дима
19 лет
Яночка
12 лет
Алиса
7 лет
Астрахань

Кому-то везет, и кризиса как такового нет)

Пожаловаться
Язычница
Язычница
Радомир
7 лет
Растислав
2 года
Москва
например нам
Пожаловаться
маммаМария
маммаМария
Дима
19 лет
Яночка
12 лет
Алиса
7 лет
Астрахань

Ну какие-то изменения в психике все равно есть))

Пожаловаться
Язычница
Язычница
Радомир
7 лет
Растислав
2 года
Москва
в психике нет ))
какая была спокойная такая и есть )) я её не прессингую, всё разрешаю… у на в семье нет насилия… если на улице вижу гиперактивных и сумасшедших мамаш, не даю своей смотреть… я конечно понимаю, что рано или поздно мы пойдём в сад и там всего насмотримся… но я уже щас объясняю, что это больные люди и с такими ненужно общаться и уж тем более подражать им… ))

forum.baby.ru/blogs/post/173581268-32216313/

Пожаловаться
маммаМария
маммаМария
Дима
19 лет
Яночка
12 лет
Алиса
7 лет
Астрахань

Прямо так и говорите годовалому ребенку?))

Мы вообще живем в селе сейчас, с другими мамашами редко сталкиваемся, но недельку как-то жили в городе. Дочери очень понравились детские площадки из-за того, что много всего: и детей, и «снарядов». Но и мамашки «порадовали»:

сидит, значит, одна, картина такая милая, умиротворяющая. И со своим сюсюкает, и других ребятивек отчитывает спокойно, но стоило ее ребенку вылезти из песочницы и подползти к чужим шлепкам, мама в миг изменилась, на лице все жили напряглись, она покраснела вся, орать истошно начала. Я думала, она его задушит, честно.

Пожаловаться
Язычница
Язычница
Радомир
7 лет
Растислав
2 года
Москва
говорю типа мальчику плохо, он болеет поэтому так себя ведут...

у нас в Москве мамашки жесть встречаются
конкретно в нашем дворе… на ребёнка мат, бьют так, что малыш как мячик летает… прохожие делают замечание, мол так нельзя, а она я родила что хочу то делаю, хоть убью...
и это в адрес годовалых крох, а то и младше...

турникеты да, хорошие, но гуляем мы на них когда на площадке пусто либо с нормальными мамами...

недавно случай был, подошёл к нам мальчик ровесник и взял нашу каталке, дочка в неё не играла, в песочнице рылась. тат же к ней подходит его бабушка и говорит не трогай это не твоё. я говорю пусть поиграет. ребёнок к игрушки тянется, бабуська его оттягивает от неё несмотря на то что я сказала пусть играет… в результате ребёнок заплакал, а бабуська так врезала по голове, малыш аж отлетел и упал рядом с моей дочкой. она это увидела и сама расплакалась — испугалась...
я её потом успокаивала и говорила — больные люди...
а ребёнка безумно жалко… вот за что? и что из него потом вырастит...
и так чуть-ли не каждый день… у нас окна на детскую площадку выходят, вместо детского смеха от туда раздаются мат неадекватных мамашек и детские вопли...
вот так ((

в прошлом году звукоизоляционный стеклопакет поставили, чтоб меньше слышно было…
Пожаловаться
маммаМария
маммаМария
Дима
19 лет
Яночка
12 лет
Алиса
7 лет
Астрахань

Вот раньше лучше было: не до нас было, мы сами себе копались, друг с другом играли, грязные, зато довольные, придем домой, мама почистит, отмоет, отстирает.

Получали конечно, но за дело.

Показухи такой не было. Мама всегда говорила: «Пусть и старенькое, но чистенькое, аккуратное». Сейчас же ребенок одет как на свидание, зато отношение такое свинское.

Пожаловаться
❦Гландыш❦
❦Гландыш❦
Екатеринбург
такое ощущение, что вы в концлагере живите, а не в Москве
Пожаловаться
Анита
Анита
Младший
11 лет
Москва
Жизнь в мегаполисе озлобляет людей. Постоянная гонка. Все на нервах. И публика разношерстная. Отсюда всё. Дети и на площадке и в садах и в школе неадекватные. И до них никому дела нет
Пожаловаться
Александра
Александра
готовимся уже заранее, столько всего про эти кризисы себе сохраняю — спасибо!