Гиппенрейтер Юлия Борисовна / Общаться с ребенком. Как?
Выписала для себя и для Вас наиболее важные (выделенные) мысли в книге.
Дочитываю вторую книгу — Продолжаем общаться с ребенком. Так?, здесь тоже много чего интересного, потом обязательно поделюсь))))
Можно выражать свое «недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом».
Можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства, какими нежелательными или «непозволительными» они не были.
Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятия его.
Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день (обычные утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются).
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься!»
Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:
1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
2. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении.
Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.
Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого.
Правила (ограничения, требования, запреты) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.
Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Каждым обращением к ребенку – словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии, но и всегда о нем, а часто – в основном о нем.
От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я – хороший», а от сигналов осуждения, неудовольствий, критики – ощущение «со мной что-то не так», «я – плохой».
Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности.
1. Безусловно принимать его.
2. Активно слушать его переживания, и потребности.
3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
5. Помогать, когда просит.
6. Поддерживать успехи.
7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
8. Конструктивно разрешать конфликты.
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты… Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.
10. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.
И многое другое, что подскажут вам интуиция и любовь к вашему ребенку, незамутненные огорчениями, которые, хоть и случаются, но ей-Богу, вполне преодолимы!
прочитала давно, но эта книга меня впечатлила больше
конечно, муж это же самый младший деть)))
точно
чуть позже обязательно прочту снова, а может и не раз)))