Ростовые скачки или почему плачет ребенок

Итак начнем по порядку. Первый кризис падает примерно на 5-ую неделю жизни вашего малыша, но даже для тех, кому это уже не актуально, все равно советую прочесть эту часть, здесь описаны вообще основы ростовых скачков, как на них реагировать, как они проявляются и что с ними вообще делать!)))

Первая фаза — 5-ая неделя

Радости и печали пятой недели

Около пятой недели, иногда уже на четвертой, в развитии вашего ребенка происходит первый скачок. Его органы чувств начинают быстро развиваться. Ребенок замечает что в его мире происходит что-то новое и незнакомое. Он смущен, кричит и хочет назад, к тому, чему он больше всего доверяет – своей маме. В этом возрасте все дети ищут больше телесного контакта и внимания чем обычно. Поэтому нормально, что вы замечаете, что ваш ребенок тоже от вас этого «требует». Эти повышеные требования к маме могут длиться как один день, так и целую неделю.

Лейтмотив скачка: назад к маме

Ваш ребенок чувствует – что-то случилось, но не может ничего вам сказать, не может к вам обратиться, не может протянуть к вам свои ручонки. Но он вполне может кричать во все горло и стать беспокойнее чем в обычной жизни. Для такого маленького ребенка это своего рода способ дать вам понять, что он «выбит из колеи». Своим нытьем, криком и визгом он сводит с ума весь дом. Крик дает ребенку надежду, что к нему сейчас придет мама и больше не уйдет.

Ребенок хуже спит. Как минимум когда он лежит один в своей кроватке. Иногда ребенок хочет лежать обязательно на животе, хотя раньше он этого терпеть не мог. Похоже, это дает ему чувство контакта «живот к животу» и защищенности, которое ему так сейчас нужно.

Крик делает мам неуверенными в себе

Все мамы старательно ищут причины этих приступов крика. Они проверяют, не голоден ли ребенок, следят за тем, не тянет ли что или не давит, подмывают его. Они пробуют успокоить своего ребенка и быстро замечают, что этот крик – не баловство.

Кроме того, вы заметите, что ребенок, однажды успокоенный, очень быстро опять ударяется в нервирующий крик. Для большинства мам внезапные изменения в поведении ребенка новы и неприятны. Она беспокоится, чувствует себя неуверенной, у нее появляется множество страхов.

Часто мамочки боятся, что их ребенку чего-нибудь не хватает, у него что-то болит, в его маленьком тельце что-либо не в порядке. Другие боятся, что у них не хватает молока – ребенок постоянно требует грудь и кажется, он постоянно голоден. Некоторые из мам, которых мы опрашивали, даже водили детей к врачу – дети оказались совершенно здоровы.

Мамина близость снимает напряжение

Так как ребенок чувствует, что что-то изменилось, ему нужно ощущение безопасности. Дайте ему его столько, сколько сможете. Все имеет значение – ваш запах, ваше тепло и голос, манера держать ребенка, к которым он привык. С вами он ему становится лучше. Вы даете своему ребенку в эти нелегкие времена чувство уверенности, тепла и защищенности.

Что важно знать

Это совершенно нормально, что ребенок чаще требует грудь, когда у него происходит скачок в развитии. Когда вы его кормите грудью – все в порядке. Ваш ребенок растерян, он ищет ласки и утешения. Многие мамы этого не знают. Многие обращаются к специалистам по вскармливанию, когда тяжелый период затягивается. Мамы хотели бы кормить дальше, но сомневаются, что у них достаточно молока. Совет специалиста: в эти дни обязательно продолжать кормление. Кроме шестой недели, также часто мамы обращаются к специалистам по вскармливанию на третьем и шестом месяцах. Примечательно, что именно в этом возрасте дети переживают скачки в развитии.

Носите ребенка как можно больше

Почти каждая мама замечает, что плач успокаивается, пока ребенок имеет телесный контакт с ней. Он лучше и быстрее успокаивается, если на руках.

Советы, как успокоить ребенка

Если вы хотите успокоить ребенка, важны ритм и тепло. Прижмите ребенка к себе, его попка на одной руке, а другой придерживайте голову, которая лежит на локте. Так ребенок сможет услышать успокаивающее биение вашего сердца. Потом:

— погладьте и поласкайте его

— покачайте туда-сюда

— спокойно походите с ним

— спойте ему песню

— легонько похлопайте его по попке

Всегда помните о том, что ребенок лучше успокоится от того, чем вы с ним занимаетесь, когда он в хорошем настроении.

Мамы, которые постоянно носят своих детей, говорят о них, как о чрезвычайно привязанных. Такому ребенку лучше всего, когда он уютно устроился на руках и его поглаживают. А его мама довольно быстро выясняет, что хотя малыш часто засыпает на руках, он тут же начинает реветь, когда его кладут в кровать.

Мамы, которые придерживаются жесткого плана еды и сна, также выясняют, что ребенок засыпает во время еды. Некоторые спрашивают себя, может их ребенок от постоянного крика и плохого сна слишком устает, чтобы поесть в предназначенное для этого время. И это заявление кажется довольно логичным. На самом деле он успокаивается и засыпает, как только получает то, чего хочет.

Советы, как уложить ребенка спать

У вас на руках ребенок скорее дремлет, чем глубоко спит. На него успокаивающе действуют тепло, движение и тихие звуки. Он легче заснет:

— во время кормления

— если его носят в слинге

— если его катают в коляске

Короткая автомобильная поездка тоже творит чудеса.

Скачок в разгаре

Многое указывает на то, что в районе 4-5-ой недель младенцы переживают процесс быстрого созревания, начиная с обмена веществ, затрагивающим внутренние органы и доходящего до органов чувств. Так младенцы в этом возрасте справляются с проблемами пищеварения, которые у них до этого наблюдались. С другой стороны может стать отчетливее другая «функциональная проблема», которая имелась и ранее, но теперь становится более заметной. Если у ребенка наблюдается пилоростеноз (Pylorusstenose — нем.), то это значит следующее: связующее отверстие между желудком и кишечником, и так довольно узкое с самого начала, может окончательно закрыться. Из-за этого ребенок не может удерживать пищу. Он каждый раз(жирно выделено мной, так как время от времени такое срыгивание типично для этой фазы, но не указывает на заболевание, являясь именно свойством данного скачка развития.пер.)по большой траектории срыгивает еду. Маленькое хирургическое вмешательство, к счастью, помогает решить данную проблему.

Обмен веществ ребенка тоже меняется в этом возрасте. Слезы появляются намного чаще, иногда первый раз в жизни. Кроме того, мамы замечают, что их ребенок больше бодрствует. Все указывает на то, что органы чувств развиваются очень быстро. Дети заметно больше интересуются окружающим миром. Неудивительно, сейчас он может сфокусировать свои глаза на большее расстояние. Сразу после рождения он мог четко видеть предметы на расстоянии не более 20 сантиметров. Для ребенка это новые впечатления, новый опыт. Он хочет новых впечатлений, и поэтому более требователен к внешним раздражителям.

В возрасте 5-6 недель ребенок с удовольствием «постарается», чтобы разнообразить свои впечатления. В одном лабораторном опыте детям демонстрировали цветной фильм про маму, которая играет со своим ребенком, во время которого они сосали. Как только они прекращали сосать, картинка пропадала. Так как детям в этом возрасте сложно одновременно смотреть и сосать, каждый раз им удавалось посмотреть только маленький фрагмент фильма. А когда опыт ставился наоборот, т.е. чтобы фильм демонстрировался, дети должны были прекратить сосать, то они «предпочитали» посмотреть фильм.

Работа головой

В районе 3-4 недели резко увеличивается объем головы вашего ребенка и изменяется глюкозный обмен веществ. Быстрое развитие органов чувств не означает, что у ребенка появляются новые возможности. Он не может обрабатывать впечатления от его органов чувств также как делают взрослые. Даже больше – определенную часть информации он теряет. Врожденная любовь следить глазами за схематично нарисованным лицом пропадает. Поворот головы с сторону звука, подражание движениям лица тоже пропадают. Это указывает на то, что эти примитивные рефлексы управлялись подчиненными (untergeordneten) областями мозга и только сейчас переподчиняются управляющим областям головного мозга.

Что нового в поведении вашего ребенка

Ребенок выказывает больше внимания своему окружению:

— дольше и чаще что-либо рассматривает

— прислушивается чаще и внимательнее

— яснее реагирует на прикосновение

— более явно реагирует на запахи

— первый раз (или просто намного чаще) улыбается

— производит больше радостных звуков

— показывает, что нечто ему нравится или скучно

— чаще становится заметно, что он знает, что происходит

— дольше бодрствует и активен

Физические изменения

Он дышит ровнее, он пугается и вздрагивает реже. Впервые (или чаще чем ранее) у него появляются слезы, когда он плачет. Проходит большинство болей в животе. Реже случается, что он поперхнулся. Меньше пукает.

У вашего ребенка есть любимое ощущение?

У всех детей быстро развиваются органы чувств. Он становятся внимательнее к тому, что происходит вокруг. Но все дети показывают это по-своему. Одни очарованы тем, что видят вокруг. Другие любят слушать. Напротив, третьи целыми днями бы лежали, чтобы их гладили. Некоторым все одинаково нравится. Все дети разные, ни один не похож на другого.

Ваш подход к скачкам

Прежде всего, ребенку нужна поддержка и защита. Этот скачок не затрагивает области понимания, и преимущественно имеет физиологическую природу. В этом возрасте вы не можете избаловать ребенка, поэтому утешайте его каждый раз, когда он кричит.

Как для ребенка, так и для мамы, скачок – радикальное и богатое стрессами событие. Для обоих напряжение может быть слишком большим. Оба могут быть истощены, если они слишком беспокоятся и из-за этого слишком мало спят.

— Ребенок сбит с толку и кричит

— Крик делает маму неуверенной в себе и часто пугает ее. Напряжение может быть таким большим, что мама с ним не справится.

— Ребенок чувствует сверхнапряжение и кричит еще больше чем раньше.

Ребенок и мама могут избавиться от этого перенапряжения. А именно, поддержкой и сочувствием.

— Ребенок успокаивается физическим контактом и вниманием. Так он может лучше и быстрее обработать изменения, которые с ним происходят. Такая поддержка дает уверенность в себе. Ребенок знает, что когда ему нужно, ему помогут.

— Мама вместо критики должна поддерживать. Это даст ей необычайно необходимую веру в себя, которая поможет справиться со следующими, более тяжелыми фазами.

Развитие органов чувств позволяет вашему ребенку открывать новое. Дайте своему ребенку возможность наслаждаться своими чувствами. Выясните, что ему больше всего нравится и позвольте ему получать от этого удовольствие.

Как определить, что ему нравится

Ваш ребенок улыбается если вы делаете ему приятно. Это может случиться, если он видит, слышит, ощущает запах или вкус того, что ему нравится. И так как его органы чувств становятся более восприимчивыми, улыбается он чаще. Как мама вы можете это использовать и делать именно то, что заставляет ребенка улыбаться.

«Когда мы вместе танцуем, мы всегда кружимся, и когда я потом останавливаюсь, он смеется» (Ян, 6 недель)

На что смотрит ваш ребенок, что можете сделать вы

Ваш ребенок смотрит на то, что его захватывает. В большинстве своем, это цветные вещи. Чем контрастнее предмет, тем больше он ему нравится. Также его внимание привлекают линии и углы. И ваше лицо.

Когда вы носите ребенка на руках, вы сами можете заметить, на что он смотрит охотнее. Дайте ему возможность и время обстоятельно это рассмотреть. Не забывайте, что ваш ребенок четко видит не далее 30 см. Некоторые дети любят постоянно рассматривать знакомые вещи. Другие наоборот, быстро теряют интерес. Если вы заметили, что ваш ребенок скучает, покажите ему другой, но похожий предмет.

«Она очень восприимчива ко всему, что она видит. Особенно ей нравится решетка кровати на фоне белой стены, книги на полке, наш пол с большими белыми полосами и узкими черными, черно-белый рисунок пером, который висит на стене. Вечерами наибольшей привлекательностью обладает включенная лампа.» (Анна, 5 недель)

«Когда я медленно катаю мяч слева направо, ребенок поворачивает вслед голову. Действительно замечательная игра! Возможно, гордой маме это доставляет еще больше удовольствия, чем ребенку» (Астрит, 5 недель)

К чему прислушивается ваш ребенок, что можете сделать вы

Все дети внимательно прислушиваются к звукам. Не важно что это — жужжание, свист, звон или журчание. Человеческие голоса становятся интереснее. Высокий (женский) голос нравится больше. И абсолютный фаворит – голос мамы.

Когда вашему ребенку 4-5 недель, вы уже можете с ним мило беседовать. Сядьте поудобнее и приблизьте ваше лицо к лицу ребенка. Расскажите ему о работах по дому, по саду и на кухне, или о чем угодно, что придет вам в голову. Давайте вашему ребенку «ответить» вам, дайте ему тоже высказаться.

«Она отвечает иногда, когда я с ней болтаю. Звуки, которые она издает, стали длиннее. Кажется, что она действительно что-то рассказывает. Очень мило! Вчера она «говорила» в кроватке со своим кроликом и своей погремушкой» (Сюзанна, 5 недель)

Разговоры: покажите своему малышу, что вы его понимаете.

Ваш малыш сейчас гораздо чаще использует различные звуки радости и расстройства. Каждый звук соответствует конкретной ситуации. Он жалобно плачет, когда хочет спать. Другим плачем он может показывать, что что-то не в порядке. Ребенок производит и звуки радости. Обычно, когда что-либо рассматривает или слушает. Многие мамы отлично понимают своих малышей. Если у Вас это тоже так – покажите это ему. Ваш ребенок очень восприимчив к комплиментам.

Что чувствует малыш? Как вы на это реагируете?

Все дети очень чутко относятся к прикосновениям. В этом возрасте дети в первый раз смеются в ответ на щекотку. Но не всем детям это нравится. Со щекоткой очень легко перестараться.

«Она громко засмеялась, прямо разразилась смехом, когда ее пощекотал брат. Все испугались. Наступила мертвая тишина» (Анна, 5 недель)

Помните о том, что в этом возрасте у вашего ребенка может быть переизбыток ощущений. Прекращайте сразу, как заметите, что ребенку достаточно.

Органы чувств вашего ребенка очень чувствительны, поэтому любая стимуляция может быть избыточна. Когда вы играете со своим ребенком, ласкаете его, показываете ему что-то, разговариваете, вы не должны забывать, что вы должны следить за ребенком, а не наоборот.

Ваш ребенок не может долго концентрироваться. Ему постоянно нужна пауза, чтобы успокоиться. Возможно, вам покажется, что у него больше нет настроения. Но подождите, после короткой паузы он снова готов продолжать.

Окончание скачка

На шестой неделе снова начинается спокойная фаза. Ребенок веселее, бодрее, больше слушает и наблюдает. Глаза становятся «яснее», как считают многие мамы. Дети четче показывают, что им нравится, а что нет. Все становится определеннее, чем до того.

«У нас с ним больше контакта, часы, в которые он бодрствует, стали интереснее» (Дирк, 6 недель)

«У меня все больше и больше чувства, что он родной, мы становимся все ближе» (Даниэль, 6 недель)

Вторая фаза — 8-я неделя. Мир узоов.

Радость и горе вокруг 8-ой недели>

Около восьмой недели (с седьмой по девятую) чувствуется приближение следующего скачка. В этом возрасте у вашего младенца появляется одна новая способность. Благодаря ей он может изучать новое.

Ребенок развивает некоторые свои способности, которые он до сих пор не мог развивать независимо от того, сколько с ним занимались. Но новые возможности — это не только нечто приятное. Привычный мир «встал на голову». Ребенок видит, слышит, нюхает, чувствует на вкус, ощущает то, что до этого в его мире не было. Ребенок напуган, запутан, ему нужно время, чтобы привыкнуть. И лучше всего привыкать в надежных руках — у мамы.

Скачок дает о себе знать:

обратно к маме

Дети в этот период больше кричат. Даже таская их целый день на руках, мамы не могут детей успокоить. Состояние ребенка: «мама, роди меня обратно».

Признаки фазы:

— ребенку нужно больше внимания, чтобы с ним занимались?

— ребенок не любит чужих?

— хуже ест?

Младенец так бы и лежал целый день у груди. Но если его приложить, то он почти ничего не ест. Пока сосок находится у него во рту, все в порядке. Но стоит его отнять от груди — начинаются протесты — до тех пор, пока он снова не получит грудь.

Конечно, такое поведение вы замечаете только у тех детей, которые получают грудь по желанию (требованию). Некоторые мамаши начинают думать, что с грудным кормлением происходит что-то не то. Другие начинают себя спрашивать, правильно ли было позволять ребенку самому выбирать время кормления. Но грудь сейчас является не средством утоления голода, а средством утешения. В этой фазе дети начинают чаще сосать большой палец и пальцы вообще.

— висит целыми днями на маме?

— спит хуже?

— больше сосет большой палец?

Телесный контакт ослабляет напряжение.

Около 8-ой недели состояние «обратно к маме» совершенно нормально. В конце концов, этого хочет каждый ребенок. Но некоторые дети показывают свое желание яснее, чем другие. Капризничать и быть трудным в уходе — нет ничего нормальнее для этого мира. Это значит, что ребенок идет вперед. Что его развитие делает скачок. Что он запутан, потому что его мир выглядит чужим. Поэтому он хочет использовать свою маму в качестве знакомого и надежного базиса — где можно по настоящему расслабиться. Находясь с мамой, можно и новый мир осваивать.

Представьте себе, вы напуганы и запутаны, и никто вас не утешает. Вы все больше страдаете от напряжения. На это уходит вся ваша энергия. Вы все меньше понимаете свои проблемы.

Вот так же чувствует себя ваш младенец. Когда в его развитии происходит скачок, он себя ощущает словно в «новом» мире. Он чувствует, что ноша тяжелее той, которую он мог бы нести. Он плачет, кричит. И будет кричать дальше до тех пор, пока не решится его проблема. Вся его энергия уходит в крик. И крик поглощает все его время. Время, которое было бы лучше использовать на знакомство с «новым миром».

О чем вам надо думать:

Младенцы в этом возрасте находятся на белом свете для того, что бы их носили на руках, холили и лелеяли. И много им не покажется.

Если ваш ребенок стал «труднее», вы обнаружите, что он способен теперь на большее.

Когда мама волнуется или раздражается из-за того, что ребенок стал «труднее», она особенно внимательно за ним наблюдает. Что не так? Почему он такой напрягающий? Что я могу сделать? И тут мама обнаруживает, что ребенок вдруг умеет делать что-то новое, или старательно упражняется в чем-то новом. Его новые способности дают ребенку возможность учиться новому.

Скачок — мир «узоров»

Ребенок обнаруживает, что он и окружающий мир не единое целое, «суп» [понятие из предыдущей фазы: ребенок не может отделять себя от окружающего мира – т.е. все звуки, ощущения, запахи, вообще весь мир и он сам едины, не имеют границ, отделяющих ребенка от мира], а различные явления. Он начинает различать «узоры», например он обнаруживает свои руки, которыми он крутит и вертит, которыми он даже может пользоваться, т. к. знает, что они у него есть.

«Узоры» ребенок теперь не только видит. Он может их слышать, ощущать и чувствовать на вкус. Он чувствует их вне и внутри тела. Например, он чувствует разницу между тем, когда его рука поднята вверх и когда свисает вниз.

«Узоры» (см. ниже) в пределах собственного тела так же осознаются ребенком. Он строит гримасы, так как обнаружил, что владеет лицевыми мускулами. Он может фиксировать движения тела — туловище, руки, ноги, голова.

Многие из автоматических реакций, рефлексов, постепенно начинают пропадать в этой фазе. Вместо них появляется нечто, что напоминает сознательные движения. Ребенок теперь не долго будет зависеть от рефлексов — только если он голоден или в плохом настроении, он возвращается к старому способу.

Работа головы:

На 7-9 неделе объем головы вашего ребенка значительно увеличивается, мозговые волны (нем. hirnstromkurven) в это время значительно изменяются.

Все дети приобретают это новое видение. Новый мир открыт им теперь навсегда. В нем теперь есть очень много для того, что бы быть открытым. Каждый младенец делает свой выбор. Он обращается к тому, что ему наиболее интересно: кто-то интересуется всем, кто-то интересуется тем, что можно порассматривать, третий — тем, что можно потрясти и что издает звуки. Кто-то предпочитает делать что-то сам. И так далее. Итак, новые способности, которые ваша подруга обнаруживает у своего младенца, могут быть совсем другими, чем те, которые обнаруживаете вы у своего. Поскольку то, что нравится делать младенцу, в большой мере зависит от его телосложения, веса, предрасположенностей и интересов.

Что откроет ваш ребенок в «мире узоров»?

Область «делаю сам»

— младенец может сам держать голову, когда он по настоящему бодр,

— он поворачивает голову за звуком или предметом,

— он переворачивается с бока на живот,

— он переворачивается с бока на спину,

— он дрыгает руками и ногами,

— он дает себя подтянуть в положение сидя,

— он дает себя подтянуть в положение стоя,

— лежа на животе он опирается руками о плоскость,

— он желает значительно больше сидеть, у мамы на коленях перегнувшись вперед,

— лежа на животе, он может смотреть направо и налево,

— он строит гримасы, «играет» с лицом,

— и др. особенности поведения, которые вы замечаете у своего ребенка.

––––––––––––––––––––––––––––––-

Область «взять, потрогать и почувствовать»

— он хочет взять игрушку, которая лежит в некотором отдалении, но это сделать пока не получается,

— он бьет по игрушке – это предшествует стадии «взять в руку»,

— он бьет по игрушке ногами,

— он зажимает игрушку рукой, если ему вложить ее в руку,

— он берет игрушку и трясет ею (немного «деревянными» движениями),

— он ощупывает игрушку, не забирая ее себе,

— и другие особенности, которые вы замечаете у своего ребенка.

––––––––––––––––––––––––––––––-

Область «видеть»

— младенец открыл для себя свои руки, стопы или колени,

— он наблюдает за людьми, передвигающимися по комнате или чем-то занятыми,

— он в восхищении от детей, которые играют в комнате,

— он с удовольствием смотрит на быстро сменяющиеся картинки в телевизоре,

— он наблюдает за кошкой/собакой, которая что-то делает: бегает, ест, играет,

— он обнаруживает птичку, которая прыгает в клетке,

— он восхищен развевающимися занавесками,

— он обнаруживает источник света: например, пламя свечи,

— он рассматривает кроны деревьев, проплывающих мимо, когда его несут на руках или везут в коляске, особенно, если сквозь них падает свет и шелестит листва,

— он рассматривает полки в магазине,

— он рассматривает современную живопись (модерн) с разнообразными формами (гнутые линии) и красками. Особенно охотно, если его качают,

— он восхищается блестящими одеждами и украшениями,

— он охотно наблюдает за чьим-то ртом в процессе еды,

— он слушает и смотрит на разговаривающий рот,

— он изучает мимику лица,

— и другие особенности, которые вы замечаете у своего ребенка.

––––––––––––––––––––––––––––––-

Область «слушать»

— он охотно слушает голоса, разговоры, песни, высокие звуки,

— он издает звуки: а-а-а, у-у-у, е-е-е, м-м-м-м и сам себя слушает,

— он издает звуки так, будто что-то рассказывает,

— он повторяет звуки, если его в этом поддерживать,

— он поет на свой лад вместе, если перед ним петь и танцевать,

— он «разговаривает» и смеется с мягкими игрушками,

— он сознательно привлекает внимание звуками,

— он «влезает» в чужие разговоры,

— и др., что вы замечаете у своего ребенка.

––––––––––––––––––––––––––––––––

Думайте о том, что ваш ребенок не может открыть мир за один раз. В 8 недель малыш впервые получает возможность войти в этот мир. Но когда он сможет чему-то научиться, зависит от заинтересованности ребенка и того, сколько возможностей он получит. Основные способности ребенок развивает спустя месяцы!

Что выберет ваш ребенок — ключ к его личности

Наблюдайте внимательно за вашим младенцем. Определите, что ему нравится больше всего. В чем состоят его интересы. Между 8 и 12 неделями он выберет умения, которые ему подходят в этом мире больше всего. Уважайте его решения. Вы скоро узнаете, кто он такой, что делает его особенным! Если вы пойдете на встречу его интересам, то сможете лучше помогать в игре и учебе.

ВОЗДЕЙСТВИЕ СКАЧКА: ПОМОГИТЕ ВАШЕМУ МАЛЫШУ В ОБУЧЕНИИ

Вот и начинается вторая часть вашего «задания». Вы можете помочь вашему малышу развивать дальше умения, которыми он наиболее одарен. Как это сделать?

— Приветствуйте каждую попытку ребенка что-либо пробовать делать и показывайте ему ваше восхищение. Когда малыша хвалят, то у него больше желания продолжать.

— Следите за тем, что бы вы стимулировали ребенка к новому, но не перегибали палку. Пробуйте, что ему нравится.

— Остановитесь, когда малыш вам показывает, что ему достаточно.

Как вы поймете, что вашему малышу нужен покой

— Он отводит от вас взгляд.

— Если он очень сильный, то отворачивает от вас тело.

Остановите игру, если вы заметили, что вашему малышу достаточно. Иногда такие паузы довольно короткие, но ребенок в них нуждается. Ему нужно все для начала «переварить».

Доверяйте реакции вашего малыша. Дайте ему возможность вас «вести»

Некоторые вещи ваш ребенок должен будет пробовать самостоятельно. Но и тут немного восхищения с вашей стороны покажут ему, что он на верном пути.

Вот такие они, младенцы

Все новое ваш малыш считает самым красивым. Поэтому реагируйте всегда, и особенно на его новые умения и интересы, которые ребенок демонстрирует. Тогда он будет учиться лучше, легче, быстрее и больше.

Помогите вашему малышу видеть вещи четко

В предыдущей главе [о первой фазе, которая, к сожалению, пока не переведена] описывается эксперимент, где малыши были готовы тяжело трудиться, чтобы видеть фильм на экране с хорошей резкостью. Они добивались этого тем, что сосали соску. Как только переставали это делать, изображение делалось размытым. Таким образом, дети добивались успеха на очень короткое время. Они еще не могли одновременно сосать и смотреть. Начиная с этого скачка они это могут. Что может привести к неприятным результатам.

***

«Вдруг он меня укусил за сосок так сильно, что я автоматически вырвала грудь и почти его шлепнула. Тогда я ужасно испугалась своей реакции. Он сначала совсем не хотел отпускать. Не понимаю, почему он это сделал». (Штефан, 10-я неделя)

Думайте вот о чем: малыш это делает не потому, что он больше не голоден или из вредности. Просто он делает свое дело «как следует». Совсем как взрослый, который очень старается хорошо написать что-либо и высовывает при этом язык.

Вы можете помочь ребенку в учебе, показывая ему пеструю игрушку с различных расстояний. Попробуйте слегка шевелить предметом — так вы легче привлечете внимание своего малыша и сможете его дольше удерживать. Двигайте предмет медленно вперед-назад и наблюдайте, на каком расстоянии ваш ребенок еще наблюдает за ним с интересом.

Покажите вашему малышу настоящие вещи

Вы уже заметили, что ребенок с большим интересом смотрит на настоящие вещи, чем на нарисованные? Но ему нужна ваша помощь. Он еще не может сам до всего добраться. Хочет ваш младенец что-то рассмотреть с маленькой дистанции, — ему нужны ваши руки, чтобы это взять.

«Ей все нравится: картинки, книжки, полки, содержимое кладовки. Мне приходится везде ее брать с собой. Я беру ее на руки, когда иду на улицу или в магазин». (Сузанна, 11-я неделя)

Варьируйте окружение вашего малыша

Восьминедельному ребенку может стать скучно, если он видит, слышит, ощущает и пробует на вкус одно и то же. Он теперь осознает «узоры» и замечает, когда эти «узоры» все время повторяются: та же игра, тот же вид, тот же звук, то же ощущение, тот же вкус. Впервые в своей жизни он не согласен с таким положением дел. Малыш хочет разнообразия, и вы должны ему это дать. Носите ребенка с собой или ставьте его люльку туда, где вы сами чем-то заняты.

Помогите вашему ребенку «открыть» свои руки и ноги

Ваш малыш теперь в состоянии заметить, что предметы, периодически появляющиеся перед его лицом, достойны исследования, – это его руки и ноги. Он может их с удивлением рассматривать. Он может их изучать серьезно. Каждый малыш исследует их на свой лад. Один проводит за этим занятием много времени, другой — мало. В основном дети особенно увлечены изучением рук. Наверное, потому что они их чаще видят.

***

Дайте вашему малышу возможность рассматривать свои руки столь часто и долго, как он сам считает нужным. Ребенок должен знать, что руки умеют, прежде чем он сможет ими по-настоящему воспользоваться. Итак, это очень важно, чтобы он познакомился со своими хватательными навыками.

Научите вашего малыша смыкать ладонь вокруг игрушки

Пробует младенец пользоваться руками? Тем, что он пытается сомкнуть ладонь вокруг погремушки? Он же видит сейчас так много вещей и хочет их все получить. Но это удается не сразу. Восхищение матери и ее поддержка очень нужны малышу при каждой серьезной попытке. Если его хвалить, у него будет настроение для дальнейших попыток.

***

Держите постоянно в уме, что дети в этом возрасте еще ничего не могут взять. Они только-только научились смыкать ладонь вокруг чего-либо. Это значит: игрушка должна быть «принесена ветром». Поэтому положите или повесьте ее в пределах досягаемости. Так ваш ребенок сможет постоянно упражняться в «держании».

Дайте понять ребенку, что его голос важен

Собственные новые звуки ребенку очень интересны. Поэтому реагируйте на них моментально. Дайте ребенку послушать, как эти звуки звучат, когда их произносит кто-то другой.

Реагируйте, если малыш привлекает ваше внимание звуками. Привлекайте внимание ребенка своим голосом. Так он учится, что его голос важен.

Вовлеките ребенка в разговор

Это делает каждая мама. Одна — автоматически целыми днями, другая — в определенное время. Но второй способ имеет минус — ребенок не всегда будет расположен к общению. Он не понимает, что это значит. И его мама быстро сдается: «Он пока не реагирует».

Для самых сильных — игра в подтягивание

В основном малыши обожают эту игру. Из полусидящего положения подтянуться в положение сидя. Или из положения сидя — в положение стоя. Физически сильные дети прилагают и собственные усилия, когда родители их подтягивают. В этой игре они учатся, каково это — принимать различные положения и управлять своим телом. Если малыш прилагает собственные усилия, то он может резко падать из одного положения в другое. Если ему удалось принять какое-то положение, то он в нем застывает. Смена положений пока не очень получается, но малыш в полном восторге, если ему удается принять одно из них. Некоторые дети могут по настоящему разозлиться, если прервать эту игру.

Трудный ребенок может быть одаренным

Некоторым малышам быстро надоедает новое, и они чувствуют себя недогруженными. Им хочется большего — более изощренных и разнообразных игр. Мамам таких детей, у которых, как говорится, шило в попе, приходится нелегко. Часто они чувствуют себя выжатым лимоном. В конце концов мамы не знают, что делать. И ребенок начинает капризничать, если не получает ничего нового.

Что вам надо знать:

— что ваш ребенок жаждет больше знаний, когда его развитие совершает скачок. Что он лучше, быстрее и легче учится, если идти навстречу его интересам;

— что более требовательный малыш автоматически нуждается в большем внимании. Маме постоянно необходимо иметь что-то в запасе для удовлетворения его интересов. Ваш ребенок поможет вам в этом;

— что у крикуна больше шансов в старшем возрасте стать одним из лучших учеников. По крайней мере, если в младенческие годы с ним правильно обращаться;

— что легкий в обращении ребенок требует меньше внимания к себе, и родители меньше занимаются им. Ваша задача — предоставить ему особые стимулы.

Подмечено, что очень одаренные дети были в младенчестве плаксивыми и требовали уйму внимания. Пока они могут изучать интересные вещи или овладевать новыми способностями — все в порядке. Они делают это с энтузиазмом и требуют внимания и помощи посредством капризов. Их голод в познании нового неутолим. Они совершают скачок со скоростью ветра. Они пробуют и изучают почти все, что им предлагает новый мир, варьируют изученное и снова скучают. Мамам не остается ничего другого, как ждать следующего скачка.

Играм в одиночку тоже должно быть место

Почти все мамы считают, что пора бы младенцу и самому себя развлекать. Давая все новые и новые игрушки, мамам удается растянуть это время на 15 минут.

Чудесная неделя 12. Мир плавных переходов.

В районе 11-12 недель ваш ребенок готовится ко входу в очередной новый мир, совершая третий скачок развития со времени рождения. Если раньше ребенок просто пинал и бил игрушки, то теперь он готовится изменить свое отношение к ним.

Разумеется. это не происходит за одну ночь. И когда это происходит — это не просто физическое движение. Это отражает возможность ребенка использовать другие чувства для наблюдения за переменами в окружающем мире.

Мир вашего ребенка становится более организованным с того момента, как он обнаруживает постоянные изменения вокруг него.

Эти изменения позволяют ребенку наслаждаться жизнью в новом виде. Но это не просто вход в новый мир. Для вашего ребенка все вдруг изменилось. Ничего больше не остается неподвижным.

Имейте в виду, если ваш ребенок вдруг внезапно стал более беспокойным — возможно он готовится к освоению нового уровня. Изучайте его внимательно в этот период времени.

В меняющемся мире есть только одна постоянная вещь — вы, вы его лодка в качающемся море. Нет ничего удивительного в том, что он стремится все время быть у вас на руках. На счастье, беспокойство в этом периоде не такое продолжительное, как в прошлом. Некоторые дети возвращаются к обычному поведению за день, другим может понадобиться целая неделя чтобы снова стать спокойными.

Признаки.

Когда происходят изменения, все дети плачут чаще и дольше, некоторые плачут еще чаще, чем большинство.

Некоторые дети становятся безутешными, другие — капризными и раздражительными, сердитыми, унылыми, угрюмыми или апатичными. Некоторые дети могут быть особо трудны в ночной период, другие очень беспокойными днем. Все дети обычно менее плаксивы, если окружены заботой или если на них ображают дополнительное внимание. Но даже при этом можно ожидать, что ребенок расплачется в любой подходящий момент.

Вы знаете, что время приближается, если: (все признаки идут с «такое может быть», они не обязательные)

Ребенок требует больше внимания.

Становится более стеснительным с посторонними.

Приклеивается к маме.

Может меньше есть.

Может плохо спать.

Может чаще сосать пальцы.

Может быть апатичным.

Фаза длится от 1 до 7 дней.

К признакам скачка («хуже спит? хуже ест? и т.д. из предыдущей фазы) добавляется „Меньше двигается и меньше “разговаривает»?" — это от того, что после данной фазы появятся новые движения и звуки, старые будут «переписаны» новыми.

В этой фазе ОЧЕНь важно, что бы окружающие предоставили мамам как можно больше помощи — вообще мам надо разгружать от всякой домашней работы, кроме заботы о ребенке. Именно в этой фазе многие мамаши начинают бить своих детей — это реакция на стресс и страх, несоответствовать запросам окружающих.

«Скачок — мир плавных переходов»

Благодаря своей новой способности м. может воспринимать «мир плавных переходов», если они совершаются другими, а так же и свои собственные — м. учится «владеть собой» — своим телом, своей головой, своими голосовыми связками, своими глазами и т.д.

Например, м. учится плавно переходить из одного положения тела к другому. Он чувствует, как может протянуть руку к игрушке, как может сгибать и выпрямлять свои ноги, чтобы вставать и садиться. Его движения больше не «деревянные» — они теперь более «плавные».

Кроме того, именно в этом возрасте м. может учиться «плавно» глотать твердую пищу — теперь он не может от неё задохнуться, что было возможным ранее.

-плавные переходы голосом (от высокого к низкому и обратно, от громкого к тихому и обратно, как своего, так и чужого голоса)

-теперь малыш видит гораздо лучше — почти как взрослый. Теперь он может следить одними глазами за двигающимся предметом. Так же он может видеть комнату целиком.

После этого скачка может ребенок, однако, только ОДНО плавное движение воспринять или сделать. Например, одно простое движение в одном направлении. Хочет он сделать еще одно, то после короткой паузы. То, что одно движение может перейти в другое, малыш пока не может понять. Это он поймет после следующего скачка.

Как помочь ребенку закрепить эту фазу и развить

— Мотивируйте ребенка использовать голос

Отвечайте на его звуки, мотивируйте его «разговаривать» еще больше, повторяте за ним. Повторяйте за ним все больше и больше — это лучший способ «разговорить» малыша.

— Беседуйте с ребенком

Если ребенок сам начал «разговор», выслушайте его до конца, а потом ответьте. Вы может с ним совершенно нормально разговаривать, или имитировать его звуки — некоторые малыши очень этому веселятся.

Важность ваших бесед с ребенком необычайно высока: голоса из радио, телевизора или в комнате не заменят общения тэт-а-тэт: они не реагириют на то, что говорит ребенок. А именно это и есть сaмое важное. Малыш только тогда будет мотивирован поговорить, если его будут слушать. И Ваше вдохновение, с которым Вы будете учавствовать в процессе, играет решающую роль.

— Реагируйте, когда Ваш ребенок делится с Вами своим настроением

Реагируйте на детские визги — ими ребенок хочет привлеч Ваше внимание. Даже если вы не можете с ним в данный момент поиграть — реагируйте на них голосом. Так ребенок поймет, что может пользоваться своим голосом, если ему что-то нужно.

Ребенок визжит и от радости — «радостные визги» сразу узнаются. Мамы реагируют на них с радостью и лаской автоматически — ребенку дают понять, что что его понимают и приветствуют. Так малыш учится делиться с другими своими чувствами.

— Учите ребенка брать предметы

Попробуйте, может ли ребенок сам взять игрушку, находящююся точно перед ним — пока малыш может совершать одно простое движение в одном направлении. Повторяте это с ним и мотивируйте его. Пока же ребенок еще не умеет оценивать расстояние между собой и другими предметами — этому он научится через 2 скачка (23-26 недели)

— Учите ребенка ощущать

Дайте ребенку ощупывать различные предметы с различными поверхностями из различных материалов. Объясняйте малышу, что это за материал, вкладывая в голос и интонацию характер материала.

— Дайте ребенку изучить себя

Ваше лицо, руки являются предметом исследований вашего ребенка. Медленно вертите руками — за быстрыми движениями малыш еще не может следить. Совершайте рукой простые движения (не налево-направо, а просто прямо, в одном направлении).

«Выгуливайте» малыша нагишом

Дети в этом возрасте становятся подвижнее. Двигаться голышом удобнее — и то, чему ребенок научится с легкостью, он сможет повторить потом и одетым.

Играть одному сейчас не так важно

Научите ребенка поворачиваться с бока на бок

Позволяйте малышу самому подтягиваться, чтобы встать или сесть

Игры для «плавных переходов»

Особенно полулярны в этом возрасте подвижные игры с ребенком: медленно, спокойно и плавно. Кроме того игры должны быть короткими. Играть лучше в разные игры.

Самолет: поднимать, «лететь», «приземляться»

Горка: держите ребенка и дайте ему съехать по вашему телу. Особенно в ванне при совместном купании детям нравится так играть

«Маятник»: посадите ребенка на Ваши колени и качайте его в стороны. Сопровождайте игры соответствующими звуками.

«Качаться на лошадке» — как с «Горки на горку», только без «в ямку бух»

и т.д. (Игры со звуком: монотонно-нарастающий или убывающий, простые движения, вставать-садиться, карабкаться наверх.)

Игрушки

— Ванька-Встанька

— двигающиеся маятники

— Кресло-качалска

— нежно-пищащие игрушки или колокольчики

— погремушки

— куклы с настоящим лицом

Чудесная неделя 19. Мир событий.

Взрослый опыт базируется на знакомых событиях, на том, что мы считаем доказанным. Например, если мы видим что падает резиновый мячик, мы знаем, что он отпрыгнет и возможно проскачет несколько раз. Если что то подкидывается в воздух — мы знаем что они упадет. Мы узнаем начальные моменты удара в гольфе или теннисной подачи, и знаем что произойдет дальше. Но ребенок лишен этого опыта — для него все действия неизвестные и непредсказуемые.

После последнего скачка развития ребенок в состоянии оценивать мягкие переходы в звуках, текстуре, вкусе, свете, замечать движение. Но все эти изменения — простые. Как только они становятся сложнее — ребенок больше не может следить за ними.

В районе 19 недель (между 18 и 20) возможность ребенка осознавать мир вокруг себя становится более развитой и чуть более похожей на нашу. Он начинает экспериментировать с событиями.

До 12 недель (предыдущий кризис) ребенок может сконцентрировать взгляд на игрушке, которую вы держите перед ним, и сжать ее двумя руками. Сейчас он начинает понемногу понимать, что он может дотянуться до игрушки, сжать одной рукой, повернуть, чтобы осмотреть со всех сторон, потрясти, и попытаться засунуть в рот. Новый уровень физической активности намного сложнее, чем кажется со стороны, и намного больше, чем просто физическое развитие рук и пальцев. Это говорит о высокой степени развития неврологического (интеллектуального?). Это развитие позволит вашему ребенку развить целый набор новых умений.

Поначалу эти умения кажутся хрупкими, но постепенно они становятся более очевидными. Звуки, которые издает младенец, могут по прежнему казаться вам младенческим гулением, но они действительно становятся все сложнее и сложнее. Несомненно, когда ребенок соберет звуки в слово «мама» или «папа», вы это заметите. Кроме того вы несомненно заметите его первый переворот и первые попытки ползти. Для всех этих возможностей ребенок сейчас нарабатывает отдельные навыки, которые потом сможет собрать в цепочку последовательностей, которые взрослые назовут событием.

Кроме того, этот процесс позволяет ребенку осознать, что мир состоит из обьектов, которые продолжают существовать, вне зависимости от того, видим мы их или нет. Вы видите, как усердно малыш работает в первый год для осознания мира вокруг себя.

Озабоченность ребенка по поводу новых изменений сопровождает очередной скачок роста, который начинается примерно в 15 недель — между 14 и 17. Эти изменения затрагивают то, как он видит, слышит, чувствует и ощущает. Ему необходимо время, чтобы разобраться со всеми новыми ощущениями, и он предпочитает безопасное и привычное место. Он снова заявляет, что ему необходимо быть с мамой, прижатым к ней, и врастать в новый мир пошагово. С этого возраста беспокойные периоды продолжительнее, чем раньше. В среднем он занимает 5 недель, но может быть всего неделю или растянуться на 6.

Признаки.

Так как ребенок обеспокоен происходящим с ним, он может легче расплакаться в этот период времени. Очень требовательный, ребенок может плакать, хныкать и жаловаться намного чаще чем когда либо до этого. У ребенка нет обьяснений, почему он хочет «захватить» маму в собственность, но он правда хочет быть с мамой.

Ребенок плачет меньше, когда он с вами, и может настаивать на том, чтобы вы уделяли ему безраздельное внимание. Он не только хочет, чтобы его все время носили на ручках — но и желает чтобы его развлекали все это время. Если ребенок не занят (не увлечен чем то), то он может продолжать сердиться, даже сидя у вас на коленях.

Вы знаете, что время приближается, если:

Могут быть проблемы со сном.

Ребенок может быть очень беспокойным всю ночь. Может быть сложно уложить его в постель вечером или он может просыпаться ночами и долго не засыпать. (не обязательно плакать, смысл в том, что ребенок именно просыпается). Может опять потребовать учащения ночных кормежек. Может просыпаться раньше утром.

Может стесняться незнакомцев.

Может отказаться сидеть на чьих нибудь еще коленях, кроме ваших, или может расстроиться, когда незнакомый человек смотрит или разговаривает с ним. Может испугаться своего собственного папы, если видит его мало в течение дня (у нас ровно так — не хотим сидеть у папы на ручках, категорически). В любом случае, его застенчивость более очевидна по отношению к людям, которые не похожи на вас.

Может требовать большего внимания.

Ребенок может требовать развлечений от вас, настаивая чтобы вы делали что то вместе с ним. Или, в конце концов, просто требовать чтобы вы все время смотрели на него. Может начать плакать в тот момент, когда вы уходите от него.

Необходима дополнительная поддержка для головы.

Когда вы носите капризничающего ребенка, вы можете заметить что для тела и головы нужна большая поддержка. Ребенок может сползать в ваших руках вниз, особенно когда плачет. Ребенок стремится приблизится к новорожденному состоянию.

Может хотеть все время быть с вами.

Ребенок может отказаться сидеть один, тогда как если вы стоите рядом и трогаете его — он готов сидеть совершенно спокойно.

Может потерять аппетит.

И детки, находящиеся на грудном, и на искусственном вскармливании обычно имеют снижение аппетита в течение этого промежутка времени. Не волнуйтесь, если ребенок отвлекается на то что слышит или видит вокруг, или если начинает играть с соском, вместо того чтобы есть. Дети могут вообще отворачиваться от груди или бутылочки и отказываться пить (есть) что либо. Иногда капризные дети могут есть что то одно и отказываться от другого. Практически все мамы воспринимают этот отказ как то, что необходимо давать что то еще дополнительно. Некоторые мамы чувствуют как будто бы ребенок отказывается от нее персонально. Это совершенно не так. Ваш ребенок просто беспокоен. Совершенно нет необходимости заканчвать кормление грудью в этот промежуток времени — честно говоря, это плохое время для изменения питания вашего ребенка.

Может быть в дурном настроении.

У некоторых детей в это время отмечаются резкие перепады настроения. Один день они только улыбаются, другой — ничего не может спасти от слез. Изменения настроения могут происходить за момент. Сейчас он смеется, а через минуту — разрыдается горючими слезами. Иногда начинает плакать, продолжая при этом смеяться. Некоторые мамы говорят, что смех и слезы выглядят до того драматически, что кажутся нереальными.

Может быть апатичным.

Ребенок может перестать издавать привычные и знакомые звуки на короткий период, или может лежать без движения, смотря в воздух или теребить свои уши, например. Очень часто в этом возрасте дети выглядят апатичными или поглощенными своими мыслями. Многие мамы находят такое поведение детей странным и настораживающим. Но на самом деле такая апатия лишь затишье перед бурей. Этот перерыв — признак того что ваш ребенок на краю множества новых открытий в новом мире, которые ему необходимо совершить для овладения новыми навыками.

В районе 26 недель у вашего ребенка появляются признаки следующего знаменательного скачка в развитии. Если вы будете пристально наблюдать за ребенком, вы заметите, что он делает или пытается сделать множество новых вещей. Вне зависимости от того, ползает он уже или нет на этой стадии развития, он становится значительно мобильнее, потому что учится координировать движения рук и ног с движениями всего тела. Базируясь на своих знаниях о событиях, ребенок начинает изучать взаимосвязи между вещами, которые создают его мир.

Одним из самых значительных навыков становится то, что ребенок постигает такое понятие, как дистанция от одной вещи до другой. Мы это воспринимаем как данность, но для ребенка это тревожное открытие, радикально изменяющее его мир. Мир внезапно становится огромным местом, в котором ребенок всего лишь крошка, даже если и очень громкая. Что то, что ребенок хочет получить, может находиться на высокой полке, или за пределами его кроватки, и у него нет ни малейшей возможности достать вожделенный предмет. Его мать может уходить, и хотя она уходит всего лишь в другую комнату, для ребенка это равнозначно, как если бы она уехала в Китай – он не может последовать за ней, потому что он торчит в своей кроватке или не достаточно хорошо освоил навык ползания. Даже если ребенок уже специалист по ползанию, он все равно осознает, что мать может двигаться намного быстрее, и может от него убежать.

Это открытие страшит ребенка, и переживание этих недель может дорого стоить родителям. Но если вы поймете источник его страха и сложностей, вы очень многим сможете ему помочь. Действительно, после того как ребенок научится преодолевать пространство вокруг себя и контролировать расстояние между собой и вещью, до которой пытается дотянуться, он будет способен делать намного больше, чем раньше. Но это будет период, когда ему будет необходима постоянная поддержка.

Вхождение в мир взаимоотношений затронет все, что ваш ребенок воспринимает и делает. Он ощущает эти изменения в районе 23 недель, и с этого момента ребенок потеряет покой. Попавший в море новых впечатлений, ребенку необходимо вернуться к основам, к маме, и прижаться к ней, создавая себе уют. Знакомые чувства безопасности и тепла, которые она предоставляет, помогут ему расслабиться, позволить опуститься наплыву новых вещей и «прорасти» в новый мир как на свое место. Этот беспокойный период обычно занимает порядка 4 недель, но может быть от 1 до 5 недель. С того момента, как ребенок освоит взаимоотношения расстояния между вещами, ваш ребенок, скорее всего, станет беспокойным вновь в районе 29 недель – после того как навык разовьется целиком. Это не признак нового скачка – это означает, что он понял, что мама тоже может уйти.

Помните, что если ребенок становится более беспокойным, наблюдайте за ним внимательнее, чтобы понять, приобретает ли он новые навыки.

Признаки.

Когда ребенка начинают беспокоить изменения в его мире, он становится более плаксивым, легче начинает плакать. Многие матери в этот период говорят, что ребенок становится раздражительным, недовольным, неудовлетворенным. Обычно спокойный ребенок становится беспокойным, нетерпеливым, трудным. Практически все дети плачут меньше, если их носят на руках, прижимают к себе, или, по крайней мере, составляют компанию во время игры.

Вы знаете, что время приближается, если:

Может хуже спать.

Ребенок может спать меньше, чем обычно. Большинство детей имеют проблемы с засыпанием, или просыпаются раньше, чем обычно. Некоторые не желают спать днем, другие не хотят засыпать вечером. Есть и такие, которые отказываются делать и то, и другое.

Могут сниться кошмары.

Ребенок может спать очень беспокойно. Иногда ребенок так сильно мечется, крутится и размахивает руками, что это выглядит так, как будто ему снятся кошмары.

Может становиться более стеснительным с окружающими.

Ребенок может возражать, когда посторонние люди смотрят на него, говорят или трогают его, и совершенно не желает сидеть у них на коленях. Кроме того, часто ребенок хочет иметь вас в зоне обзора, даже когда рядом нет посторонних. Практически все мамы отмечают это в данный промежуток времени. В этом возрасте застенчивость еще более очевидна по очень простой причине – ребенок понимает, что вы можете от него уйти.

Может требовать больше внимания.

Ребенок может требовать, чтобы вы больше с ним играли, больше проводили времени, и просто больше смотрели на него.

Может стремиться всегда быть с вами.

Ребенок может настаивать на том, чтобы всегда быть с вами. Многие дети не хотят все время быть на руках, но некоторые не удовлетворяются спокойным сидением у мамы на коленях, и рыдают, прося, чтобы их взяли на руки. Как только они своего добиваются, они начинают отталкиваться от мамы, и стремятся дотянуться до разных интересных вещей в мире вокруг него.

Может потерять аппетит.

И дети, находящиеся на грудном вскармливании, и дети, находящиеся на искусственном вскармливании иногда едят меньше или отказываются от еды вообще. При этом они обычно отказываются и от других видов еды или питья. Часто ребенку нужно больше времени для завершения еды. Иногда дети предпочитают просто посасывать сосок или соску, вместо того чтобы есть.

Может становиться апатичным.

Ребенок может перестать издавать такие знакомые вам звуки. Или может лежать без движения, уставившись перед собой или просто оглядываясь вокруг. Матери обычно находят такое поведение странным и настораживающим.

Может возражать против смены подгузника и одевания.

Ребенок может плакать, пинаться, метаться и крутиться, когда вы устраиваете его для смены подгузника или одевания. Такое происходит с очень многими детьми. Они просто не хотят, чтобы мать трогала их одежду.

Может чаще прижимать к себе вещи.

Чаще всего дети тянутся за мишкой, тапками, простыней или полотенцем. Для большинства детей не принципиально что именно это будет, главное чтобы оно было мягким, но некоторые дети воспринимают только один определенный объект. Часто они совмещают прижимание предмета к себе с сосанием большого пальца или тереблением уха. Выглядит это так, как будто бы предмет дает ребенку чувство безопасности, особенно когда мама занята.


Алиса
Алиса
Астрахань
10815130

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Наталья
Наталья
Дмитрий
8 лет
Москва

уфф, а я то мучилась. У нас второй раз для меня заметный скачок оказывается. А я голову ломаю-что же это такое!!! И по неделям совпало с нами. Спасибо за статью!

Пожаловаться
Анна Чупина
Анна Чупина
Оренбург

классная статья!

Пожаловаться
Елена Рогожкина
Елена Рогожкина
Артур
8 лет
Казань

статья супер. Спасибо

Пожаловаться
Алиса
Алиса
Астрахань
Не за что! Пользуйтесь на здоровье)))
Пожаловаться
Шаманка
Шаманка
Букашка
11 лет
Северок
9 лет
Москва
Ооо, как много букафф)) Как я поняла, это для совсем малышей
Пожаловаться
Шаманка
Шаманка
Букашка
11 лет
Северок
9 лет
Москва
поставь аватарку=)
Пожаловаться
Алиса
Алиса
Астрахань
Да для малышей, но там описывается поведения ребенка и из-за чего оно такое
Пожаловаться
Шаманка
Шаманка
Букашка
11 лет
Северок
9 лет
Москва