Заниматься с крохой нужно уже с первых дней его жизни. Какие же игры и занятия подойдут для грудничка?

Никогда ваш малыш не будет расти и развиваться с такой скоростью, как в первый год жизни. Из маленького комочка, который едва может шевелить ручками и ножками и не понимает ни своих желаний, ни потребностей, он превращается в человека, способного ходить, думать и принимать решения. Каждому месяцу жизни малыша свойственны определенные физические и психологические достижения, но не стоит скрупулезно сверять все успехи своего крохи с нормой. Помните, что каждый ребенок развивается индивидуально. Выбирайте такие занятия с малышом, которые, прежде всего, будут доставлять удовольствие крохе и вам. Можно подобрать игры даже для самых маленьких, не говоря уже о малышах постарше. Чем же нам заняться?

1 месяц

Развитие

Ребенок начинает фиксировать взгляд на движущихся предметах, которые попадают в поле его зрения. Он вздрагивает при резком звуке. Постепенно малыш учится недолго смотреть на неподвижный предмет и прислушивается к разным звукам, в том числе и тихим. К концу месяца ребенок может следить взглядом за горизонтально движущимся предметом на расстоянии 30 см, пытается приподнимать головку, предпочитает более высокий голос низкому. Произносит гласные звуки.

Новорожденные дети очень любят рассматривать родное лицо. Наклонитесь поближе к малышу, поморгайте глазами и улыбнитесь.

Игры

Улыбка чеширского кота. Улыбаясь и ласково разговаривая с крохой, медленно перемещайте ваше лицо вправо и влево, чтобы ребенок мог следить за вашими движениями. Чуть позже то же самое повторите с яркими игрушками.

Калейдоскоп звуков. Познакомьте малыша с разно­образными звуками: звоном погремушки, мелодией музыкальной шкатулки. Постепенно приближайте и удаляйте от крохи источник звука.

Кто здесь? Положите малыша на животик и позвените погремушкой, чтобы кроха немного приподнял голову в поисках звука.

Игрушки в этом возрасте малышу не нужны.

2 месяца

Развитие

Кроха может некоторое время удерживать головку, имитирует выражение лица, фокусирует взгляд на предметах разной удаленности и поворачивает голову, следя за движущимися предметами — глаза и голова двигаются синхронно. Он предпочитает смотреть на черно­белые рисунки, ищет источник звука, распевно произносит гласные звуки. Пытается дотянуться до чего-­либо, способен удерживать в руке небольшие предметы.

Игры

Знакомство на ощупь. Вложите в ручку крохе небольшой предмет или игрушку из пластмассы, затем замените его на мягкую тряпочку, потом на влажную салфетку, далее может следовать мягкая игрушка и так меняйте предметы, пока малышу не надоест.

Монохромный миГ. Окружите малыша игрушками и предметами с черно­белыми узорами для тренировки зрения. Кроха будет с интересом рассматривать черно­белые полосы шириной 5 см, черные точки на белом фоне диаметром 2,2 см, шахматную доску и концентрические круги, а также люстры и силуэты на фоне окна. Расположите игрушки и предметы так, чтобы крохе было удобно рассматривать их, и периодически меняйте на новые.

Игрушки крупные, яркие, черно­белые или одноцветные, простой формы — круг, квадрат.

3 месяца

Развитие

Ребенок, лежа на животе, может поднять голову и довольно долго ее удерживать. Он может присесть, если потянуть малыша за ручки вперед. Пытается перевернуться на бок. Следит взглядом за движущимся предметом, изучает детали на узорах. Часто улыбается и гулит. Пытается удерживать игрушку в ладони.

Полувертикальное положение удобнее для детских игр.

Игры

Абракадабра. В моменты особой „разговорчивости” крохи гулите вместе с ним, учите малыша новым звукам.

Самолет. Положите ребенка животиком себе на руку и полетайте по комнате, громко жужжа.

Танцпол. Включите приятную музыку, прижмите к себе малыша и потанцуйте вместе. Что может быть прекраснее вальса?

Ножки. Положите ребенка на спинку и „поработайте” его ножками под потешку.

Игрушки предпочтительнее из мягкой ткани, периодически их меняйте, чтобы не наскучили. Показывайте крохе и бытовые предметы: зеркальце, ложку, часы.

4 месяца

Развитие

Малыш хорошо держит головку, пытается перевернуться на живот. Следит глазами за движущимися предметами; появляется бинокулярное зрение, что помогает крохе точно определять расстояние между ним и предметами. Удерживает взгляд на игрушке и берет ее. Пускает пузыри, появляется лепет.

Игры

Гляделки. Поймайте взгляд малыша и медленно наклоняйте свою голову в сторону — кроха повернет свою. Поверните ребенка на бок, и он повернет голову, чтобы снова видеть ваше лицо.

Прятки. Накройте свою голову платком и спросите: „Где мама?”. Снимите платок и покажитесь малышу: „Вот мама!”. И спрячьтесь снова.

Ну­ка отними! Держите игрушку перед лицом малыша — ребенок обеими ручками загребет ее к себе. Будьте терпеливы и держите игрушку, покачивая ею, пока малыш ее не схватит.

Игрушки подбирайте контрастных цветов, яркие с полосками, например. Лучшие игрушки для малыша этого возраста — его собственные ручки.

5 месяцев

Развитие

Ребенок может сидеть, опираясь на опору, переворачивается на живот, отжимается. Различает интонации в речи взрослых, произносит согласные звуки и слоги, самостоятельно берет игрушку одной или двумя руками, перекладывает предмет в другую руку или в рот.

Игры

Тянем­-потянем. Позвольте малышу ухватить вас за прядь волос. В этот момент громко скажите „Ай!”. Повторяйте, пока вас обоих это будет веселить.

Катание на валике. Положите под живот малыша мягкий, но упругий валик так, чтобы, отталкиваясь ногами, кроха мог перекатываться на нем вперед и назад. Обязательно страхуйте ребенка во время таких катаний!

Миниатюры. Разыграйте с помощью игрушек небольшие миниатюры. Например, зайчик прыгает по кроватке, затем прячется и появляется снова и т.п.

По кочкам, по кочкам. Посадите малыша к себе на колени и на каждый ударный слог покачивайте ребенка вверх­вниз под веселую потешку.

Игрушки подберите разной текстуры и формы — кубики, кольца, треугольники. Проследите, чтобы их было удобно хватать и чтобы кроха мог до них дотянуться.

6 месяцев

Развитие

Малыш сидит все еще с опорой. Лежа на животе, он поворачивается вокруг своей оси, переставляя ручки. Может немного постоять, придерживаемый взрослыми. Реагирует на свое имя, различает знакомых и незнакомых людей. Произносит различные сочетания звуков. Берет предметы, обхватив всеми пальцами. У крохи появляются первые зубы.

Игры

Мир прекрасного. Окружите ребенка разными изображениями. Пусть это будут детские картинки, черно­белые и цветные фотографии, репродукции картин. Время от времени меняйте изображения.

Волшебный мешочек. Сложите разные предметы в мешочек или коробочку и предоставьте малышу вытаскивать содержимое. Рассмотрите вместе каждую вещь, расскажите и покажите крохе, зачем она нужна.

Снова и снова! Повторим: с горки съезжает машинка или скатывается мяч, из­за ширмы появляется и прячется игрушка.

Мини­спектакли. Разыграйте маленькие спектакли. Вот идет медведь, а навстречу ему едет зайка на машинке. Сел медведь в кузов, и поехали зверята в лес за орехами.

Игрушки малыши любят мять, нажимать на них, и хорошо, если они в ответ будут издавать разные забавные звуки. Установите над ребенком дугу с игрушками или положите кроху на развивающий коврик.

7 месяцев

Развитие

Ребенок сидит сам. Предпринимает первые попытки ползать, встает, подтягиваясь за опору. Стоит, держась. Он обращает внимание на мелкие предметы, берет их тремя пальцами. Малыш выполняет различные разученные действия, вроде игры в „ладушки”.

Игры

Кто в книге? Вместе с малышом откройте книгу с крупными иллюстрациями. Показывая на рисунок, спросите „Кто это?”. Немного подождите и сами ответьте: „Мишка”, укажите на следующий рисунок и т.д.

Ты мне, я тебе. Сядьте напротив малыша и толкните к нему большой мяч. Подождите, пока ребенок сделает то же самое.

Это ты! Поднесите кроху к зеркалу, покажите, где у него глазки, где носик, ротик.

Игрушки, интересующие ребенка этого возраста, и игрушками­то назвать сложно. Малыш будет в восторге от всего, чем можно пошуршать, комкая это в кулачке — бумаги, фольги, целлофана и т.п.

8 месяцев

Развитие

Ребенок может стоять продолжительное время, прислонившись к опоре. Он ползает перекрестным способом, на весу в вертикальном положении пробует переставлять ножки, перенося вес тела. Малыши обожают все, издающее грохот и шум, пытаются копировать услышанные звуки.

Игры

Кто сказал мяу? Познакомьте малыша с „языком” животных. Покажите на картинке кошку и спросите: „Как говорит киса?”. Не­много подождите и сами ответьте: „Мяу­мяу”. Расскажите ребенку, как говорит собачка, лягушка, цыпленок, сова и т.д.

Доползти до игрушки. Положите недалеко от ребенка интересную игрушку, и словами побуждайте малыша доползти до нее. Когда дистанция будет взята, похвалите кроху, дайте время немного поиграть с добычей. Затем положите игрушку чуть дальше — так малыш будет преодолевать все большие и большие расстояния.

Игрушки, которые издают громкие звуки или мигают, понравятся малышу такие. Например, пищащий молоточек или металлофон.

9 месяцев

Развитие

Малыш меняется, резко взрослея: появляются осознанность и целеустремленность в действиях, например, сознательное выражение несогласия с чем­либо по средствам плача. Он ползает на четвереньках, поднимается по опоре и ходит вокруг нее приставными шажками, пытается двигаться в такт музыке. По­прежнему изучает предметы, пробуя их на вкус. Понимает сигнальные слова — „пойдем”, „одевайся”, „на”.

Игры

Одно в другое. Предоставьте малышу предметы разной величины и покажите, как складывать маленькие вещи в большие. Например, сложите маленькие стаканчики в коробку, а вот коробка в стаканчик ну никак не влезает!

Гром гремит! Дайте ребенку в руки пару небольших сковородок или крышек от кастрюль и покажите, как можно в них стучать. Малыш получит огромное удовольствие!

Переливайка. Поставьте перед малышом два стаканчика, налейте в один из них воду и перелейте ее в другой стаканчик, а затем обратно. Посмотрим, справится ли кроха!

Игрушки подойдут крупные, с ярко выраженными деталями. Например, кукла, у которой хорошо видны глазки, носик, ротик, ушки.

10 месяцев

Развитие

Кроха хорошо ползает и уверенно стоит, держась за опору. Он уже пробует ходить без поддержки. Понимает значение некоторых слов, повторяет новые звуки и слоги, берет мелкие предметы двумя пальцами — большим и указательным.

Игры

Вверх дном. Хорошо знакомые ребенку игрушки и вещи положите перед ним лицом вниз или перевернув их вверх ногами. Попросите малыша положить вещи так, как они должны быть.

Художники. Положите перед крохой блокнот и нарисуйте на листе простой рисунок — елочку или солнышко. Ребенок поймет, что карандаш оставляет на бумаге след. Затем вложите карандаш в детскую руку, пусть попробует.

Лоскуточки. Соберите небольшие лоскуты от разных тканей. Сложите их в коробочку или мешочек и предоставьте малышу вытаскивать лоскутки по одному и внимательно изучать.

Попрыгунчик. Держа ребенка под мышки, помогите ему невысоко подпрыгивать на месте, приговаривая „прыг­скок, прыг­скок”. Затем сделайте перерыв и повторите. Скомандуйте „прыг­скок”, когда малыш просто стоит, и кроха сам начнет подпрыгивать.

Игрушки уже есть и любимые. Таким верным другом может стать медвежонок, зайчик, кукла Маша или любая другая игрушка.

11 месяцев

Развитие

Малыш некоторое время стоит без поддержки, ходит, держась за одну ручку. Может показать на картинках знакомых героев, производит руками более сложные действия, например, самостоятельно управляется с ложечкой во время кормления. Появляется лепет, такие лепетные слова, как „мама”, „баба”, „ав­ав”.

Игры

Снаружи и внутри. Положите игрушку малыша в коробочку или прозрачную пластиковую бутылку и покажите, что предмет можно доставать из емкости, а затем снова прятать. Пусть теперь попробует сам.

Рыбалка. Привяжите несколько разных предметов и игрушек на длинные веревочки и закрепите их на высоком стульчике малыша. Покажите крохе, как нужно тянуть за нити, чтобы вытянуть что­нибудь интересное. Ну, ловись, рыбка, большая и маленькая!

Мегафон. Сверните из картона трубу, поднесите один конец к ребенку, а в другой поговорите с малышом. Затем предоставьте малышу возможность самому сказать что­нибудь в рупор.

Игрушки понадобятся такие, над которыми малышу будет интересно призадуматься. Отлично подойдут пирамидки, матрешки, стаканчики и т.п.

12 месяцев

Развитие

Ребенок самостоятельно ходит, сидит на корточках и встает из положения „на четвереньках”. Он сознательно употребляет несколько простых слов, таких как „мама”, „папа”, „баба”, „ляля”, „дай!”, „бум” и т.п. Охотно выполняет простые просьбы: „покажи!”, „принеси!”, „дай!”, „давай похлопаем в ладошки!” и т.д.

Игры

Где звенит? Спрячьте предмет издающий громкий звук (например, будильник) под подушку, в ящик стола или под кровать и попросите кроху найти его. Малыш с интересом примется искать предмет по звуку.

В гостях у сказки. Рассказывайте ребенку маленькие сказки, такие как „Колобок”, „Репка”, „Курочка ряба”. Со временем малыш начнет сам озвучивать героев сказки и их действия.

Перекладываем! Поставьте перед ребенком две мисочки, в одну из которых насыпьте горох или изюм. Покажите малышу, как перекладывать мелкие предметы из одной мисочки в другую. Кроха с увлечением примется за новое дело.

Человек-­паук. Натяните между двух стульев или другой мебели мягкую веревочку или резинку. Поднимая и опуская ее, продемонстрируйте малышу, как он может перешагивать, подлезать и проползать под веревкой. Устройте веселые соревнования.

Все по местам! Перенесите вещи, обычно стоящие в определенном месте, в другой конец комнаты. Покажите, как вы берете предмет и несете на место. А теперь пусть малыш сам наводит порядок.

Игрушки предложите такие, с которыми можно активно играть и передвигаться. Подойдут каталки, мячи, машинки на веревочках, детские коляски и т.п.


ЕкатеринаЕ null
ЕкатеринаЕ null
Алёна
11 лет
Мария
6 лет
Орел
12861

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Анна
Анна
Миша
11 лет
Орел

Спасибо) Еще пару игр в наш арсенал)))

Пожаловаться
Елена
Елена
Орел

взяла в закладки) в кочки, прятки уже играем) кочки обожаем просто)))