Снегурочка, как живую девушку приносили в жертву(слабонервным не читать)

«Когда в науке говорят „похороны масленицы“ или в народе говорят „русалку хоронят“, то эти выражения верны лишь отчасти, поскольку весь обряд имитирует похоронную процессию. Но хоронить можно только мертвого, в обряде же хоронимое существо не мертво, а живет. Мы имеем не похороны, а предание смерти живого существа.

В.Я.Пропп показал, что «в русских праздниках… момент растерзания, утопления и сожжения сопровождается ликованием, весельем, смехом и фарсовыми действиями… Никакого празднования воскресения в русских обрядах и праздниках нет. Праздник состоит не в воскресении, а в умерщвлении».

Фрэзер, устанавливая в «Золотой Ветви» связь между праздниками, на которых сжигали чучела, и сожжением живых людей, писал: «Первобытные люди вовсе не принимали в соображение человеческое страдание.»

Спутница Деда Мороза Снегурочка — ожившая снежная баба, символ зимы и смерти, заложный покойник. Снегурку связывают с приносимой в жертву Костромой, которая тоже является заложным покойником, и имеет связь со смертью. Чтобы Мороз не трогал, кельты приносили ему жертву: привязывали девушку, которая замерзала. Представляется, что Снегурка и может быть принесённой в жертву богу зимы замороженной девушкой, которая стояла до весны в виде снежной бабы, а на Масленицу сжигалась, что и означало «проводы зимы». Вероятно, непогребённый, замороженный в снежной бабе труп девушки и сближал Снегурочку с заложными покойниками.

В одной из обрядовых песен о Костроме поется так: «Как Костромин-то отец стал гостей собирать, большой пир затевать, Кострома пошла плясать. Костромушка расплясалась, Костромушка разыгралась. Вина с маком нализалась. Вдруг Костромка повалилась. Костромушка померла».

Эта странная смерть Костромы на празднике наводит на мысль, что девушку, напоив вином с маком, приносили в жертву. Возможно, путём замораживания.
Вот, что Рыбаков пишет о Костроме:

«Во временных трансформациях обряда кукла Костромы или Купалы заменила собою не божество Кострому или Купалу (правы исследователи, отрицающие существование представлений о таких богинях), а жертву, человеческую жертву, приносимую в благодарение этим природным силам и их символам. А жертва приносилась не самим этим силам сезонного действия, а постоянно существующему повелителю всех подземно-подводных сил, содействующих плодородию, т. е. Ящеру, Аиду, Посейдону.

Иванушка хочет вернуть утопленную сестру

Аленушка, сестрица моя!
Выплынь на бережок:
Огни горят горючие,
Котлы кипят кипучие,
Хотят меня зарезати...

Утопленная девушка отвечает:

(Рада бы я) выпрыгнуть –
Горюч камень ко дну тянет,
Желты пески сердце высосали.

Имя братца Иванушки может указывать на обряд в ночь под Ивана Купалу; тогда сестрица Аленушка – сама Купала, жертва, обреченная стать «в воде потопляемой». В купальскую ночь и «огни горят великие» и совершаются обряды у воды, имитирующие утопление жертвы: купанье девушки, наряженной Купалой, или погружение в воду чучела – куклы, изображающей Купалу.»

Из ответа утопленной девушки можно сделать вывод о том, какой представлялась язычникам посмертная судьба приносимой им жертвы: девушка лежит на дне, пески высасывают её сердце, она хочет встать, но не может — «горюч камень ко дну тянет»...

А. А. Потебня в своем исследовании о купальском празднестве приводит полный трагизма плач матери по утонувшей (в древности — утопленной) девушке: люди, не берите воду, не ловите рыбу, не косите травы на излучинах реки — это красота моей дочери, это ее тело, ее коса ... Пелась эта песня тогда, когда проводился обряд утопления Купалы."

Утверждают, что и русалки — не те девушки, которые сами утопились или утонули, а те, которых насильно утопили. Возможно, обряд проводили, когда переселялись на новое место: утопление члена своего рода в реке делало эту реку «своей». Так же могли приносить человеческую жертву для «освоения» леса и поля. При строительстве крепости приносили в жертву человека — замуровывали в стене. Такое жертвоприношение совершали даже в христианские времена.

В жертву приносили и стариков, что тоже отразилось в игрищах. Аналоги игрищ «похорон Кузьмы и Демьяна» содержатся в некоторых вариантах южнославянских преданий, в которых сын относил отца в глухой лес и оставлял под деревом (на произвол судьбы — на съедение диким зверям, голодную и холодную смерть и т.п. ) или же, поставив под деревом, убивал ударом по голове специальным предметом, по-видимому служившим одновременно и приспособлением для несения старика."

Стариков ещё и топили, и закапывали живьём, и забивали колотушками, совершая вокруг них ритуальный танец. В ещё более древние времена, стариков не просто убивали, но и съедали, чтобы получить их силы. Смерть и наличие дряхлых людей в деревне могли считаться очень вредными для благополучия общины. Обычай подкрепляло соображение о «лишних ртах». Во время засухи, стариков топили в реке — «отправляли за дождём».

Случаи ритуального убийства стариков происходили даже в средневековье, хотя церковь и власть с этим боролись. Но можно подумать и о гуманности: стариков не оставляли дряхлеть, болеть и мучительно умирать, а провожали в последний путь с почестями. Есть указания на добровольность такой смерти.

В лес отправляли не только стариков. Можно вспомнить разные сказки, в том числе — близкие к теме Снегурочки сказки наподобие «Морозко». В разных сказках, чтобы избавиться от детей, родители отправляют их в лес. Вероятно, родители не просто избавлялись от «лишних ртов», но и надеялись, что такое жертвоприношение улучшит их положение.

Прыжки юных пар через костёр — пережиток ритуала, когда юноша и девушка совершали самосожжение, чтобы обеспечить благополучие своим семьям. В те времена люди верили в то, что, вместе сгорев, юная пара навсегда останется вместе. Тема смерти влюблённых стала украшением произведений искусства.

Трудно считать случайным обилие таких песен и сказок: напрашивается вывод, что в них говорилось об обыденности древних славян. Раскрытие связи стихов, песен, игр, ритуальных кукол, чучел и снежных баб с человеческими жертвоприношениями, придаёт (возвращает) этим «детским забавам» их настоящий жуткий смысл и красоту.


Какая Есть
0126270

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
МамАня

Народ, а что вы так ахаете и охаете? Думаете, что действительно ваши предки были дремучими дикарями? Не факт, что всё это имело место быть в реальности.Сейчас модно называть и считать древних славян -дикарями, язычниками жертвоприносящими.При том, что в современном обществе есть легальные убийства(аборты, хреновая медицина, ГМО-еда, никотин и прочее, от которых гибнут миллионы и никто не несёт за это ответственности).Меня ужасает современность, а не преданья старины глубокой, всем известно, что наша история постоянно переписывается, искажается и всячески фальсифицируется(для тех, кому это нужно).Катюш спасибо за посты, интересно читать.

Пожаловаться
Какая Есть
Пожалуйста))) пока могу выкладываю, потом пропаду и не смогу писать и тут бывать((
Пожаловаться
МамАня

Пропадай на здоровье! Будем ждать тебя полосатую и поздравлять!!! А пока пиши, жду!

Пожаловаться
Юлия Мерзлякова

ойойой… интересно, но страшновато… ребенку бы н естаал рассказывать такое.

Пожаловаться
МАМАК

а учитывая, что в 13-14 уже замуж выдавали, девушка по сути ребенок лет 11-12.

Пожаловаться
Алёна Каменева

А мы еще жалуемся… Особенно нашим старикам повезло, делов то-пенсия маленькая, зато колотушками не получают

Пожаловаться
МАМАК

надо им рассказать))

Пожаловаться
€Ne✱нАяКороLeVA
как то тоскливо стало после прочтения о снегурочке… все таки она всегда ассоцируется как внучка ДМ...
Пожаловаться
Какая Есть
есть много версий происхождения снегурки, говорят что раньше она была не внучкой, а дочкой, Как бы Мороз и Весна породили на свет Снегурочку.
Пожаловаться
€Ne✱нАяКороLeVA
давай тогда и про снегурок нам
Пожаловаться
Какая Есть
тогда попозже, сейчас собираюсь уходить)
Пожаловаться
€Ne✱нАяКороLeVA