В церковной среде очень распространен взгляд, что самой главой целью взаимоотношений мужа и жены является продолжение рода. И использование контрацепции расценивается многими священниками как прямое нарушение Божьей заповеди плодиться и размножаться. В принципе, такой подход не противоречит библейской традиции, но если попытаться вникнуть в суть учения Церкви, то можно увидеть, что не все так однозначно, как кажется на первый взгляд.
Отношение к контрацепции нужно рассматривать в ином ключе. Физическая близость играет важную роль в жизни супругов, и лишать их радости телесного общения церковная традиция не советует. Наоборот, апостол Павел пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» (1 Коринф. 7: 5).
Важно помнить, что Бог есть Любовь. И весь акт божественного творения пропитан ею. Господь творит мир, потому что любит его. Более того, эту великую способность любить Он даровал и нам с вами. Именно поэтому человеческие отношения, а особенно – отношения мужа и жены, мыслятся христианством в ключе Любви, а брачный союз всегда понимался, прежде всего, как союз двух любящих людей, которые живут единым сердцем, чувствами, эмоциями, желаниями и мыслями. И дети – это воплощение этой любви, ее продолжение и умножение.
К сожалению, использование контрацепции таит в себе опасность подмены. Зачастую применение противозачаточных средств означает, что пара настроена на «удовольствие без последствий», когда возможная беременность начинает восприниматься как «досадное недоразумение». Именно осознание этой опасности заставляет Церковь очень настороженно относиться к средствам защиты.
Но бывают ситуации, когда женщине вообще нельзя беременеть. Что же делать тогда? Вообще лишить себя радости брака? В таких случаях Православная Церковь допускает использование контрацепции. Главное, чтобы противозачаточные средства не были абортивными и не убивали уже сформировавшийся в женском организме зародыш. Не абортивные средства допускаются, но перед их использованием стоит поговорить с духовником и попытаться разобраться, что движет супругами – эгоизм или все-таки любовь. Или супруги просто не желают быть ответственными за новую жизнь, которая зародится в лоне матери, или же они все-таки не готовы дать ребенку то, что хотели бы дать. Это очень сложный вопрос, но ответить на него очень важно, и чем искреннее будет ответ, тем лучше.
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, принятые на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Цекви, проходившем в Москве 13-16.08.2000г
Выдержки из документа, касающиеся планирования семьи:
Об аборте
С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно. Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта. Если аборт совершен женой без согласия мужа, это может быть основанием для расторжения брака. Грех ложится и на душу врача, производящего аборт. Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести. Нельзя признать нормальным положение, когда юридическая ответственность врача за смерть матери несопоставимо более высока, чем ответственность за погубление плода, что провоцирует медиков, а через них и пациентов на совершение аборта. Врач должен проявлять максимальную ответственность за постановку диагноза, могущего подтолкнуть женщину к прерыванию беременности; при этом верующий медик должен тщательно сопоставлять медицинские показания и веления христианской совести.
О контрацепции
Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.
Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи.
(«Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», п. XII.3)
Священник не всегда может давать конкретные советы по тому или иному медицинскому препарату, если не имеет специального медицинского образования. И поэтому очень важно может быть и мнение врача-христианина. Не все контрацептивы обладают абортивным действием, и вопрос применения тех, которые таким действием не обладают, могут решать сами муж и жена.
Церковь не определяет, какие конкретные контрацептивные средства относятся к абортивным, а какие нет, оставляя это в компетенции православных врачей-гинекологов.
Итак, абортивным является средство, препятствующее развитию оплодотворенной яйцеклетки (зиготы), ибо по мнению Церкви жизнь человека начинается с момента оплодотворения (слияния мужской и женской половых клеток).
Исходя из этого, в соответствии с медицинскими данными, абортивными являются средства, препятствующие имплантации оплодотворенной яйцеклетки в эндометрий (ВМС, гормональные ВМС, и чистые гестагены (мини-пили, импланты, инъекционные формы), методы экстренной контрацепции, нарушающие способность эндометрия к имплантации).
Неабортивными являются механический метод (презерватив), химические (фарматекс и тд).
Интересно было почитать! Про спираль знала, а вот ОК удивили
Нашла про мини-пили: "Противозачаточное действие гестагенсодержащих препаратов, особенно с низкой дозой гестагена, связано в первую очередь с изменениями слизисюй оболочки полости матки, затрудняющими возможную имплантацию оплодотворённой яйцеклетки. Кроме того, повышение вязкости слизи, выделяемой шейкой матки, значительно затрудняет проникновение через неё сперматозоидов (изменения слизи развиваются через 2-4 часа после приёма препарата и сохраняются в течений 24 часов). Эти препараты вызывают также угнетение выделения гипофизом лютропина, что приводит к подавлению овуляции; нет яйцеклетки — нет беременности, даже если в маточные трубы попали сотни сперматозоидов. Однако при применении этих препаратов овуляция в некоторых случаях происходит, что и объясняет меньшую их эффективность по сравнению с комбинированными гормональными таблетками и необходимость их приёма в одно и то же время суток (строго через каждые 24 часа)."
Тебе пока рано)))
Спасибо за статью! Мы люди не глубоко верующие, но убеждены, что аборт=убийство. Сейчас используем презервативы.
а как же оральные контрацептивы подавляющие овуляцию? они же тоже не абортивные