О подготовке к школе с точки зрения нейропсихолога

Практически все родители акцентируют внимание только на интеллектуальной готовности к школе, то есть, на том, что ребенок должен знать. Однако нельзя забывать и о других сторонах развития ребенка, иначе это может привести к дисгармоничному развитию ребенка, к перекосу.

Давайте разберемся, на что же надо обратить внимание.

Психомоторное/ двигательное развитие.

Психомоторное развитие является базовым уровнем для дальнейшего психомоторного развития как основы для полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков. В дошкольном возрасте невозможно провести четкую границу между двигательным развитием и развитием когнитивных функций, таких, как мышление, внимание, восприятие, именно поэтому мы называем это психомоторным развитием.

Сейчас многие родители и педагоги делают акцент на развитии мелкой моторики, забывая о крупной моторике, а ведь именно крупная моторика является базовой.

Крупная моторика это фундамент, на который в дальнейшем надстраиваются другие психические функции.

Чем подвижнее и координирование ребенок, тем больше оснований говорить о нормальном психическом развитии. Это не значит, что все дети должны усиленно заниматься спортом, это значит, что чем младше ребенок, тем больше он должен гулять, бегать, играть с мячом, в подвижные игры, танцевать и т.д. В норме к моменту поступления в школу ребенок может повторить любое движение или серию движений. К примеру: может ли ваш 6-7 летний ребенок чеканить мяч двумя руками по очереди? А бросить его вверх, хлопнуть в ладоши и поймать? А сделать то же самое и хлопнуть несколько раз?

Для понятности приведем несколько примеров того, что бывает при перекосе психомоторного развития:


С ребенком, например, все время занимаются развитием только мелкой моторики, из-за этого очень велика вероятность, что такой ребенок будет писать крупномоторно, т.е. не только кистью руки, а задействует весь плечевой пояс, тратя на это много энергии и, соответственно, быстрее утомляясь.

— Ребенку, не умеющему играть с мячом, т.е. ловить его, чеканить и пр., будет тяжело осваивать такие навыки, как письмо в целом, он будет «терять» строчки при чтении и пр. Ведь в обоих случаях необходима глазодвигательная координация: умение проследить взглядом за предметом, умение рассчитать силу, необходимую для удара или нажима при письме.

Сейчас недостаточность психомоторного развития все чаще проявляет себя. Это связано с тем, что раньше дети больше времени проводили на улице, гуляли большими компаниями, бегали по всем окрестным дворам, играли во множество подвижных игр. Сейчас же дети практически не знают никаких подвижных игр, некоторые не знают даже, что такое «вышибалы» или «резиночка». Что же делать родителям? В первую очередь, припомнить все те игры, в которые мы играли, те выкрутасы, которые мы придумывали для игр с мячом, с резиночкой и пр. И просто почаще выходить на улицу с детьми и вспоминать свое детство.

Если говорить о ребенке, которому через год пора в школу, то стоит обратить внимание, нет ли признаков перекоса психомоторного развития.

Признаки незрелости психомоторного развития или его перекоса:

высокая утомляемость,двигательная расторможенность,моторная неловкость (все время спотыкается, все роняет),рассеянность, тяжело долго удерживать внимание,ребенок все время путает право-лево, а иногда и верх-низ,трудности в освоении таких навыков, как чтение и письмо.

Если у ребенка прослеживаются несколько признаков незрелости психомоторного развития или его перекоса, то родителям стоит обратиться к нейропсихологу для диагностики и получения рекомендаций с перечнем игр и упражнений, которые помогут скорректировать проблемы.

Эту статью я только что вычитала в интернете и т.к. у моей дочери проблемы с учебой(не скажу, что в голове ничего нет, но вот усидчивости и ответсвенности ноль. Ветер в голове. Вчера например, учительница пожаловалась, что всю контрольную ребенок просмотрел в окно-результат сами понимаете какой… ХОТЯ МАТЕРИАЛ ОНА ЗНАЕТ НА ПЯТЬ!!! ) и вот я задумалась, а что именно я упустила, развивая дочь до школы, как привить ей сейчас усидчивость, чувство ответственности? Может быть действительно, делала акцент не на том, на чем надо???


Виктория
Виктория
Кристина
12 лет
Катюша
6 лет
Истра
021178

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Яна
Яна
Ромка
34 года
Артем
14 лет
Химки

Вот ссылка на хорошую статью. https://forum.baby.ru/community/view/126569/forum/post/14056332/

Пожаловаться
Яна
Яна
Ромка
34 года
Артем
14 лет
Химки

Статья неплохая, но как-то немного однобоко. На успешность в школе влияет очень много факторов. Автор несомненно права в том, что для гармоничного развития ребенка очень важно играть в игры «нашего детства». Возьмем например «Казаки -разбойники» — тут тебе и бег, и координация, и ориентировка в пространстве, и шифровки(работа со знаками), произвольность, соблюдение правил и т.д. Все это очень ХОРОШО! но увы, ведь те кто бегал и играл во все эти игры учились то по-разному, кто-то плохо, а кто-то очень хорошо! поэтому просто старайтесь разносторонне заниматься со своим ребенком. А чтобы понять что именно западает у ребенка, и на что можно напротив «опереться», следует пройти нейропсихологическую диагностику. Вещь очень информативная, нейропсихолог сразу вам скажет что именно надо делать, посоветует упражнения и игры в которые хорошо бы поиграть… Очень эффективна динамическая коррекция, с помощью простых упражнений, можно добиться ОЧЕНЬ хороших результатов. Если будут конкретные вопросы пишите в личку, подробно расскажу.

Актуальные посты