разитие ребенка от 1 года до 1,5

ы растем! Все о развитии ребенка от 1 года до 1 года и трех месяцев

Любовь Павлова
Ведущий научный сотрудник центра «Дошкольное детство» им. А.Б. Запорожца, кандидат психологических наук

Примерные игры-занятия с ребенком 1 г.-1 г. 3 мес.

Воспитание познавательной активности в процессе действий с предметами

Программное содержание
Ребенка учат выполнять взаимосвязанные прямые и обратные действия спредметами: раскладывать и собирать, вынимать и вкладывать,перекладывать шарики в коробку, ведерко, скатывать их по желобку,раскладывать и собирать цветные колпачки, нанизывать на стержень 5одинаковых колец, вкладывать полые предметы (меньший в больший),накрывать одинаковые полые предметы (кубы, конусы) меньший большим.Малышу показывают, как можно собрать игрушку из 2-х частей (матрешку,бочата). В играх с ребенком используют предметы, сделанные из различныхматериалов (металл, дерево, полиэтилен, бумага, ткань), издающиеразличное звучание (колокольчик, бубен, погремушку).
Занятие с кубами
Цель: В процессе практических действий знакомить ребенка сособенностями куба – устойчивой геометрической фигурой, имеющейодинаковые грани. На эмоционально-чувственной, ориентировочной основедать представление о свойствах заполненных и полых емкостей.Материал:8 кубов одного размера (4 см) и цвета помещены в две коробки размером 10x10x3 см и 5х5х15 см Ход занятия:Мама дает ребенку плоскую коробочку, закрытуюкрышкой.«Что там?» – спрашивает взрослый, встряхивая коробочку. Малыш открываетее и вынимает поочередно кубик за кубиком. Мама учит малыша действиюпоследовательного выкладывания предметов, то есть один за другим. Вконце пустая коробочка показывается малышу: «Нет! ничего нет!» Коробказакрывается крышкой и встряхивается: «Не гремит. Пустая коробочка» – констатирует мама.Затем малышу предлагается высокая коробочка, мама встряхиваеткоробочку: «Тук-тук! Что там?» Мама наклоняет высокую коробочку и одинза другим, приемом встряхивания, передает малышу кубик за кубиком (таксоблюдается последовательность действий с предметами). Когда коробкаопустеет, малышу предлагают заглянуть в нее, встряхнуть: «Нет! Ничегонет!»В третьей части занятия мама с ребенком строят башенку, а затем поезд.Кубы накладываются вертикально или прикладываются один к другому вгоризонтальной плоскости.
Занятие с цветными колпачками
Цель: На эмоционально-чувственной, ориентировочной основезнакомить ребенка с предметами конической формы (полые конусы разногоцвета и величины) – «колпачками».Материал: 8 разноцветных колпачков, последовательновкладывающихся один в другой. Цвет колпачков можно выбрать произвольноили в соответствии с основными цветами спектра.Ход занятия: Мама ставит перед малышом игрушку – колпачки,убранные последовательно один в другой. Ребенок видит только верхний,самый большой колпачок. Мать придвигает всю конструкцию к малышу ипредлагает снять верхний предмет, затем следующий за ним. Обращаетвнимание крохи на цвет каждого колпачка и последовательно (в ряд)выстраивает один за другим.Во второй части занятия мама на глазах ребенка «свертывает» всеколпачки, последовательно накрывая меньший колпачок большим. Все этосопровождается веселым разговором, эмоционально обыгрывается. Затеммалышу предоставляется возможность действовать с колпачками так, какему хочется.На последующих занятиях мама показывает, как из колпачков можнопостроить красивую башенку, накладывая последовательно каждый меньшийколпачок на больший.
Занятие с матрешкой
Цель: Познакомить ребенка с раскладывающейся конструкцией: из одной, большой, появляется вторая, маленькая.Материал: Две игрушки – большая и маленькая. Из коробок вырезается или методомперегиба картонной планки делается два столика: большой и маленький. Ход занятия: Для игры с матрешками можно придумать занимательный сюжет. Например,они могут кататься на машинках, танцевать, играть «в прятки»: прятатьсяпод платочек на глазах малыша. А он пусть обнаруживает их подплаточком.В конце занятия мама предлагает «напоить» их чаем, угостить. Матрешекставят за импровизированные столики, большую – за высокий (большой)столик; маленькую – за низкий (маленький). Чашки подготавливаютзаранее, из скорлупы орешка или тонкой бумажной полоски, свернутойспиралькой. Мама ярко обыгрывает ситуацию чаепития, матрешки благодарятребенка. Взрослый еще раз закрепляет полученные малышом знания,показывая матрешку маленькую и матрешку большую. Вкладывая поочередно вруки малыша то одну, то другую игрушку, просит показать, где «большая»,а где «маленькая» матрешечка. Величина предметов подчеркивается голосом(у маленькой – голосок тоненький).Далее малыш играет с матрешками произвольно, как ему хочется.
Занятие с колечками
Цель: Учить выполнять действие нанизывания на стержень. Учить ребенка братькольцо кончиками пальцев, обхватывая его сверху, или большим иуказательным пальцами, обхватывая его сбоку. Материал: Пирамидка – одноцветные кольца (диаметром не менее 8--9 см, 5--6 шт.) на стержне.Ход занятия: Перед ребенком лежит 5--6 колец одинаковогоразмера. Мама побуждает малыша взять кольцо в руки, провести ладонью поповерхности, попытаться поставить на боковую поверхность, покататьвлево-вправо; учит ребенка брать кольцо кончиками пальцев.«Соберем пирамидку!» – предлагает мама. Она первая придвигает к себестержень и опускает на него кольцо. Затем предлагает повторить еедействие. Если малыш затрудняется, мать его ручкой выполняет действие,или снова повторяет показ. Можно использовать звуковой прием: кольцо,пройдя через стержень, опускается в верхней его части, падая на опору,издает звук. «Тук!» – весело комментирует мама, побуждает повторитьзвукоподражание. Затем пирамидка собирается полностью. Мама акцентируетвнимание ребенка на результате его «работы».Если у ребенка сохраняется интерес, можно повторить игру с колечками сначала. Можно повторить сбор пирамидки с кольцами другого цвета. Такимобразом, малыш видит собранные им две пирамидки разного цвета. Мамаподчеркивает их цвет.
Занятие с шариками
Цель: В процессе практических действий на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе учить выполнять действия с предметами сучетом их формы и положения в пространстве. Формироватьумение брать шарик кончиками пальцев, скатывать по лоточку.Материал: 8 шаров (диаметром 4 см) одного размера и цвета. Лоток для скатывания шаров.Ход занятия:Мама предлагает ребенку коробку с шарами. Ребенокдействует с коробкой, выбирает шарики, они раскатываются. Мамапрокатывает то один, то другой шарик к ребенку. Занятие можно проводитьсидя на ковре. Затем мама берет коробочку и предлагает малышу пo одномупринести шары, которые вновь собирают в коробку.В следующей части занятия ребенка учат скатывать шары по желобку. Егоможно сделать из картона. Они вновь раскатываются. Сбор шаров в коробкуи раскатывание их повторяется несколько раз.
Занятие «Что в кастрюльке?»
Цель: Знакомить ребенка с различными предметами, помогать ему запоминать их названия. Материал: Набор «овощи» (морковка, огурчик, репка, помидорчик), кастрюлька с крышкой. В кастрюльку заранее вкладывается набор «овощи».Ход занятия: Мама показывает ребенку кастрюльку: «Что там?»Малыш открывает крышку и выбирает овощи. Мама предлагает ихрассмотреть. Она вкладывает в руки ребенка то один предмет, то другой,предлагает провести кончиками пальчиков по поверхности каждогопредмета. «Это – огурчик зеленый, это – морковка», – говорит она.Предметы вновь вкладываются в кастрюльку. Занятие повторяется.

Воспитание познавательной активности при ознакомлении с окружающим

Программное содержание.
Ознакомление с предметами домашнегообихода. Ребенка 1 г.-- 1г. 3 мес. знакомят с предметами мебели (стол,стул, кровать), посуды (ложка, тарелка, чашка), одежды (шапка, платье,туфли). Обращают внимание малыша на их назначение и способы действий сними. Знакомят с простейшими транспортными средствами (коляска,тележка, каталка). Показывают автомобиль, стоящий возле дома (ездит,гудит, есть колеса, они крутятся). Показывают животных, живущих рядом:кошку («киса»), собаку, птичек. Отмечают особенности каждого животного(глаза, хвост, уши).
Инсценирование с помощью игрушек.
Взрослый проводит показ несложных сюжетов с помощью игрушек среднегоразмера, например с куклой, матрешкой, уточкой. Включает винсценирование игрушки, изображающие животных (собачку, кошечку,зайчика, мишку). Проводит с этими игрушками показы бытовых и забавныхситуаций, включая средства передвижения (машины с кузовом, легковыеавтомобили, тележки, санки).В инсценировании с куклой закрепляется представление о предметах мебелиодежды и посуды (ложка, тарелка, чашка).
Рассматривание картинок
Ребенка учат узнавать изображениязнакомых предметов. Для рассматривания предлагают картинки, на которыхизображен один предмет, без дополнительных деталей, в статическомположении (кукла «ляля», собачка «ав-ав», уточка «га-га»).
Знакомство с художественной литературой
Ребенку можно читать несложные произведения фольклора (потешки,песенки, побасенки), в содержании которых отражены доступные егопониманию разученные действия («Ладушки», «Сорока- ворона», «Пальчик-мальчик»). К 1г. 3 мес. кроху учат понимать несложный сюжет, выраженныйв стихотворной форме («Гуси-гуси», А.Барто «Смотрит солнышко вокошко»).
Занятие с куклой
Цель: Продолжать знакомить ребенка с окружающими предметами,их особенностями и возможностями использования. Учить облегченнымназваниям (кукла – «ляля», собачка – «ав-ав»). Давать понятиеобщеупотребительных названий этих предметов, побуждать употреблять вактивной речи облегченный вариант названия или звукоподражание. Учитьмалыша по картинке узнавать знакомые предметы, называть их облегченнымисловами.Материал: Кукла среднего размера (30--40 см), собачка (20--25см). Две картинки, на которых изображена кукла и собачка.Ход занятия: Мама убирает игрушки, так чтобы малыш вначалезанятия их не видел. Она привлекает ребенка веселым разговором,стараясь сконцентрировать его внимание, затем разыгрывает сценку:раздается стук. «Кто-то идет к нам в гости», – говорит мама; передглазами малыша появляется куколка. «Кукла – »ляля" пришла к Саше (имяребенка)", – поясняет мама. Кукла здоровается, если малыш хочет взятьее в руки, мама отдает, но действия ребенка комментирует: «Где у „ляли“глазки (ручки, ножки, ротик, носик)? (показывает), а где у Сашеньки?(показывает). Затем просит повторить: „ляля“ и тут же уточняет:»Кукла". Дальше идет показ картинки, изображающей куклу: «Вот „ляля“ – кукла на картинке. Где „ляля?“ – Вот! На картинке -»ляля".В следующей части занятия внезапно раздается лай и появляется собачка,кукла прячется. Аналогично первой части проводится сценка с собачкой,вводится облегченное слово «ав-ав».В третьей части занятия вновь появляется куколка, собачка радуетсявстрече с ней. Еще раз мама пытается ввести в активный словарь: «ляля»,«ав-ав». Просит повторить их. Показывает картинки: «Где „ляля“?», «Где»ав-ав"?" Если дитя затрудняется, мама отвечает за него.
Занятие с игрушечным автомобилем (машиной).
Цель: Продолжать знакомить ребенка с названиями предметов иигрушек, находящихся в ближайшем окружении. Учить понимать слова,обозначающие действия предмета («Машина – »би-би" – поехала,остановилась")Материал: Игрушечная машина с кузовом, кукла.Примечание: игрушки должны быть соразмерны друг другу, машина 30--40 см, куколка 20--25 см.Ход занятия:Мама приглашает малыша поиграть. За дверьюраздается звук бибикающей машины. «Что это? Слышишь: „би-би-би“?» Вкомнату въезжает машина.Примечание: мама находится в проеме двери в комнату и разыгрываетпервую часть занятия, не показывая игрушку сразу. Так взрослыйусиливает ориентировочную активность малыша.Во второй части занятия разыгрывается сценка поездки машины, вводятсяновые слова – «би-би» поехала: «би-би-би», машина гудит: «би-би-би».«Как гудит машина, повтори!» – просит мама. В процессе занятия взрослыйакцентирует внимание малыша на действиях машины: поехала, остановилась,загудела, опять поехала. В активный словарь ребенка мама пытаетсяввести слова: «би-би» и «бибикает», в конце строит предложение: «Бибибибикает».В следующей части занятия в кузов машины сажается кукла: «Ляля»поехала; остановилась «би-би». Сценка «кукла в машине» разыгрываетсяситуативно, взрослый придумывает разные несложные коллизии сюжета,забавляя малыша. Вводит новые и повторяет знакомые для ребенка лепетныеслова и звукоподражания. Активизирует речь самого ребенка. В концезанятия кукла уезжает на машине, обещая, что скоро приедет в гости.Примечание: Занятия необходимо повторять 2--3 раза, усиливаявпечатления и закрепляя знания малыша.
Чтение потешки «Ладушки-ладушки»
Цель: Учить детей подражать игровым действиям, формировать чувство ритма.Ход занятия: Мама играет с ребенком, читая наизусть:- Ладушки, ладушки! (Ребенок хлопает ладошками)
Где были?
– У бабушки.
– Что вы ели?
– Кашку. (Ребенок делает ручками «фонарики»)
– Пили простоквашку.
Простоквашка вкусненька, (Ребенок наклоняет вперед головку)
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у… (Малыш разводит ручки)
Домой полетели, (Машет кистями рук)
На головку сели,
Ладушки запели. (Ребенок кладет ручки на головку)Потешка повторяется.
Занятие – игра «Поручения»
Показ предметов в действии.Разыгрывание с несколькими предметами несложного сюжета сиспользованием обобщения действий («Собачка села. Кукла села. Саша селна стульчик»). Игра «Поручения» это выполнение словесного поручения,состоящего из одного действия при участии и помощи взрослого.Цель: Продолжать знакомить ребенка с названиями действийкуклы, матрешки, собачки, людей. Учить понимать общеупотребительноеназвание этих действий (ходить, упасть, сесть, лечь). В активной речидопускать их замену облегченными словами (Кукла – «ляля», ходит – «топ-топ-топ»).Материал: Кукла, собачка (мишка, Буратино).Ход занятия: Игра с предметами разворачивается ситуативно.Взрослый придумывает сюжет, исходя из детского опыта и интереса кдействиям персонажей. Например, вначале пришла матрешка, затем – собачка, и так далее. Затем они поочередно садятся, танцуют, поют.«Матрешка танцует, собачка танцует, кукла танцует», говорит взрослый.

Показатели развития ребенка к 1 году 3 мес.

Ведущие линии развитияПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕСоциальное развитиеРечевое развитиеМоторное развитиеКультурно-гигиеническое воспитаниеПедагогическая направленностьСенсорное воспитание и развитие действий с предметамиСюжетно-отобразительная играЭмоциональное воспитание в процессе общенияОзнакомление с окружающим. Развитие речиОбщие движенияНавыки в быту

1. Знает и находит по просьбе взрослого объемные геометрические фигуры: куб и шар.

2. Играя, различает два разных по величине предмета: большой и маленький (матрешки, елочки, кубики, грибочки)

3. Снимает и нанизывает на стержень 5 одноцветных колец.

4. Последовательно снимает предметы-вкладыши (кубы, цветные колпачки).

5. Накрывает меньший предмет большим: «колпачок спрятался».

6. По примеру взрослого проталкивает в шароброс шарики.

7. Ставит кубик на кубик («домик», «башенка»).

8. Прокатывает с лоточка шары (по просьбе взрослого).

1. Умеет воспроизводить в игре разученные действия(кормит куколку, укачивает мишку) Переносит знакомые действия с одногопредмета на другой. Например, нанизывает на стержень кольца одинаковогоразмера. Затем по просьбе взрослого выполняет то же самое с шариками.

2. Подражает действиям домашних: кашляет как дедушка, «читает» газету как папа, «говорит по телефону» как мама.

1. Привязан к близкому человеку,

Скучает в его отсутствие.

2. Узнает по голосу близкого взрослого.

Узнает его на фото.

3. Стремится к игровому взаимодействию со взрослым.

4. При соответствующем воспитании доброжелателен к другим детям.

5. Напряженно себя чувствует в присутствии посторонних, незнакомых ему людей.

1. Хорошо ориентируется в комнате, понимает просьбы: «подойди к кроватке», «сядь на стульчик» и т.п.

Понимает и показывает «Где Саша купается?» (ванная комната), «Где Саша кушает?» (кухня).

2. Показывает по просьбе взрослого части лица у человека, идентифицирует их у животных, находит в сюжетной игрушке.

Речь активная

Пользуется лепетом и облегченными словами (машина – «биби», уточка – «гага»).

Речь понимаемая

Значительно увеличивается запас понимаемых слов.

1. Ходит самостоятельно.

Может самостоятельно менять направление движения.

В случае затруднений в ходьбе может переходить на ползание.

2. Поднимается на лесенку детской горки приставным шагом.

3. Выполняет по слову взрослого разученные движенияручками: «фонарики» (вращение кистями рук); «до свидания» (машетручкой); «ладушки» (хлопает в ладоши).

1. Уверенно держит в руках чашку с жидкостью. Самостоятельно подносит ко рту, пьет.

2. Удерживает ложку в кулачке, может самостоятельноесть густую пищу из глубокой тарелки (помощь взрослого необходима:докармливает малыша другой ложкой).

3. При одевании помогает маме: подает платочек, шапочку.

4. При соответствующем воспитании начинает сообщать о своих физиологических потребностях (проситься на горшок).



Олеся
Олеся
Арсений
14 лет
Иркутск
001231

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества