В этот период появляется и ярко проявляется направленность на результат своих действий. Ребенокзамечает те изменения, которые он сам производит. Он чувствует эффектсобственных действий и следовательно чувствует самого себя. И в этом,конечно же, помогает развивающая роль погремушки. Ихзвон или грохот, перекатывание шариков или мелькание блестящих бумажекусиливают результат движений младенца, делают простое размахиваниевидимым, слышимым, эффектным.
Малыш с восторгом замечает этот результат и стремится еще и еще развоспроизвести его. Такое извлечение звуков и размахивание в этомвозрасте чрезвычайно полезно, потому что позволяет младенцупочувствовать свою самостоятельность и свои возможности. Он учитсяуправлять своими движениями и произвольно воспроизводить их.Соответственно, чем ярче, звучнее и эффектнее погремушка, тем лучше.Подходящими могут быть простые погремушки на палочке, или на кольце,или в форме булавы (их удобно держать). Как ни странно, младенцу ещебезразлично, что именно изображает погремушка: какой она геометрическойформы, какого цвета или какое животное на ней нарисовано. Главное,чтобы движения ребенка давали зримый и слышимый результат. Естественно,грохот или вид не должен пугать малыша. Важно также, чтобы игрушка былалегкой и удобной для схватывания и удержания в еще слабых ручках крохи.
Конечно же, результат своих действий дают почувствовать не толькопогремушки. Любые, даже простейшие действия — толкание, сжиманиерезиновых пищалок, приближение и удаление предметов, вызывают тот илииной результат. Игрушки-пищалки (писк резиновых пупсиков или птичек,если они, конечно же, легко сжимаются) также дают хорошую возможностьощутить свою силу. Ребенок начинает замечать этот результат и активноего воспроизводит. К тому же пищалки помогают отработать очень полезноедействие сжимания.
К концу года дети замечают не только прямые, но и косвенныерезультаты своих действий – они понимают, что, потянув за веревочку,можно притянуть к себе привязанный к ней предмет, сняв трубку телефона– услышать гудок. Многие малыши ловко управляют пультом телевизора,включая и выключая его. Все эти действия приносят детям огромноеудовольствие, и они стремятся многократно воспроизводить их.