Растим ребёнка уверенным в себе. 1. Физические границы

Часть 1. Физические границы тела

Уважение потребностей ребёнка — залог его уверенности в себе.

Сегодня напишу о физических потребностях (пища, сон, телесный контакт)

⚠В результате СИСТЕМАТИЧЕСКОГО нарушения физических границ ребёнок перестаёт распознавать свои потребности и привыкает подстраиваться под потребности других: ДРУГИЕ РЕШАЮТ, КАК должно быть.

🍀Здоровый же посыл к ребёнку, на мой взгляд, такой:
💬«Ты можешь отказаться.
Очень важно и нужно говорить, что тебе что-то не нравится, больно или неприятно».
🍀А когда ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕОБХОДИМО потерпеть дискомфорт (ситуации, связанные с жизнью, здоровьем и другие веские причины):
💬«Ты молодец, что говоришь, что тебе неприятно/больно, ты имеешь на это право. Да, я вижу, что тебе неприятно/больно, мне очень жалко тебя, мой хороший, но сейчас мы поступим так и не иначе».

ПРИМЕРЫ НАРУШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ГРАНИЦ❌ И АЛЬТЕРНАТИВЫ👍

1 ПИЩА
❌ заставлять есть/доедать:
— подкуп: «съешь суп, за это дам конфету»
— шантаж: «не съешь суп, не пойдём гулять»
— манипуляция чувствами: «мама так старалась, ты маму не любишь?»
— запугивание: «не будешь есть — не вырастешь»
👉Результат:
— не чувствует истинную потребность в пище
— привыкает есть без аппетита
🔜проблемы с пищеварением, лишний вес
👍 давать выбор: «что будешь: это, это или это?» (в рамках допустимого)
👍 фрукты, орехи в доступе, отказ от нездоровых перекусов

2 СОН
❌ заставлять спать, когда не хочет
👍 вводить ритуалы перед сном, убирать тревожность, налаживать тёплый контакт

3 Телесный контакт
❌обнимать, целовать, щекотать, причёсывать против желания
❌ удерживать силой (кроме ситуаций, угрожающих здоровью и жизни)
❌ заставлять: «Иди на ручки к тёте», «Поцелуй бабушку»
👉Результат: привычка терпеть телесный дискомфорт и домогательства от других людей, не умение защищаться, непонимание, где начинается и где заканчивается личное.
👍 предлагать, спрашивать разрешения (в т.ч. при оказании медицинской помощи, во время которой ещё и объяснять свои действия)
👍 учить не нарушать границы чужих на собственном примере (когда ребёнок причиняет дискомфорт маме): «Не надо так делать, мне так не нравится/больно, не толкайся»

4 Предметы в руках
❌ вырывать у ребёнка из рук (за исключением опасных/запрещённых предметов)
❌ позволять ребёнку вырывать из рук у себя и других
👉Результат: ребёнок принимает это за норму (сам вырывает, позволяет другим вырывать у себя)
👍 ~«Дай мне это, пожалуйста» ~«Можно я возьму? Я только посмотрю и отдам»
~ «Давай меняться»
👍 ~ «Отбирать нельзя, нужно попросить. Скажи: „Дай, пожалуйста“
~ „Не трогай (отдай), пожалуйста, возьми это“ (обмен)
~ лет с 2-х: „Нет, я не могу тебе это дать, мне это сейчас самой нужно, придётся подождать“ (речь о безопасных предметах)

5 Наказание
❌ шлепки и прочее рукоприкладство
❌ лишение свободы передвижения (угол, стульчик и проч. изоляция)
👉Результат:
1) ребёнок делает вывод: „со мной так можно обращаться“, привыкает безропотно терпеть бесцельное неудобство, насилие, издевательства, несправедливость
2) портятся отношения, растёт противление, усиливается проблемное поведение
👍 ликвидировать объект (с которым связан инцидент) или
👍 унести ребёнка с места, где происходит неприемлемое поведение.
Это тоже задевает границы, но сохраняет отношения 💕и имеет логическую связь с неприемлемым поведением, что позволяет ребёнку сделать ПРАВИЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ☝

Продолжение в следующем посте https://m.baby.ru/blogs/post/1525448790-181805786/

П.С.: подружки, всем привет :) Давно не писала сюда — в инстаграме чаще бываю сейчас)


Анна
Анна
Челябинск
115255

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Кристина
Кристина
Москва

Аня! Давно не было тебя! Рада, что написала пост!

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Спасибо, приятно?

Пожаловаться
Берендика
Берендика
Ярославль

Спасибо очень было интересно и во время!

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

😉

Пожаловаться
Валентинка
Валентинка
Москва

Спасибо за статью. Как в Инстаграме вас почитать?
Столкнулась с ситуацией нарушения физических границ моего ребенка другими детьми. Сын почему-то в принципе боится прикосновений чужих людей, а когда в игре другой ребенок, например, отталкивает его или не пускает куда-то, то сын теряется, не знает, что делать, смотрит на меня или прячется в моих ногах. Я обычно говорю другому ребенку, что не нужно толкаться/драться, предлагаю совместную игру. Если ребёнок не реагирует или сын не хочет играть вместе, то отвлекаю и увожу. Почему его так пугают прикосновения? как его поддержать в ситуациях нарушения его границ? Какую линию поведения выбрать: избегания или агрессии или какую-то ещё? Если постоянно уступать, отходить в сторону, всех пропускать, не сделает ли это его неуверенным в себе? P.S. Дома личные границы стараюсь по возможности не нарушать.

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Аккаунт в инстаграм в личные напишу) добавляйтесь) нн знаю, сколько ребёнку лет, но если уже говорит — я бы на игрушках дома учила фразам-шаблонам, защищающий границы — я так дочку учила, у нас были похожие ситуации с вашей. Фразы типа: не толкай меня. Не надо так делать, мне неприятно/больно. Убери руку. И т.п.

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

А пока дочь не научилась эти фразы говорить, я говорила вместо неё так чтобы она слышала: не толкайся, мы не толкаемся и ты не толкайся, давайте качаться/играть по очереди

Пожаловаться
Валентинка
Валентинка
Москва
Анна 

Сыну 2,4. Говорит, но с другими детьми стесняется. По дороге домой потом ещё раз проговариваем ситуацию и шаблоны. Дома мне он легко может сказать "пропусти, пожалуйста", "дай, это моё", а вот на улице… У вас дочка тоже боялась, если её трогали?

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск
Валентинка 

Она не боялась, но впадала в какой-то ступор — видно было, что ей неприятно, а она молчит и терпит, не знает как реагировать




Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Батуми

У меня подруга детский психолог, она говорила, что допустимо посадить на стульчик как мера наказания — на количество минут в зависимости от возраста.

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Вот про стульчик у меня не однозначное мнение… я, конечно, не психолог профессиональный)) но есть свои мысли на этот счёт) с одной стороны, если ребёнок разбушевался и надо привести его в чувство, то ничего плохого в стульчике нет, на мой взгляд, если мама при этом сидит рядом, общается по-доброму с ребёнком, не отвергает его, не отстраняется, а просто помогает успокоиться… то есть когда нет изоляции.

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

А с другой стороны, если мама заставляет сидеть в НАКАЗАНИЕ, делая акцент на том, что ребенок именно НАКАЗАН, провинился (хотя в чем его вина? В том что его мозг незрел и он не может сам успокоиться?), плюс ещё и этом оставляет его одного, не разговаривает с ним, не поддерживает его… ну я не знаю, чего этим она добьётся, кроме ещё большей волны противления со стороны ребёнка

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Плюс выработки у него привычки терпеть необоснованное неудобство. Зависит от его темперамента

Пожаловаться
Karisha
Karisha
Москва

Привет. В Инста читаю)

Пожаловаться
Анна
Анна
Челябинск

Привет?