По благословению его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Воронежского и Борисоглебского, 30 марта в 17:00 в Благовещенский кафедральный собор пребывает икона сщисп. Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) с частицей его святых мощей. Святыня будет находиться в соборе до 14 апреля включительно.
Сщисп. Лука практически наш современник. Родился 27 апреля (9 мая) 1877 года в Керчи. Врач, организатор здравоохранения, педагог, хирург, получивший свой дар целительства от Бога. Больших достижений добился в гнойной хирургии, оперировал больных с заболеваниями желчных путей, желудка и других органов брюшной полости, с успехом работал в таких областях хирургии как нейрохирургия и ортопедия. В. Ф. Войно-Ясенецким был сделан большой вклад в анестезиологию. Он предложил немало идей использования климата Средней Азии в лечебных целях, например для лечения костного туберкулеза. Блестящий мастер хирургических операций на органах зрения, предложивший свою оригинальную методику удаления слезного мешка. Во время работы в военном госпитале в Красноярске, Валентин Феликсович разработал новые операции и, в частности, резекцию суставов. Разработанная им новая хирургическая тактика при остеомиелите крупных суставов — резекция сустава с исходом в анкилоз, распил пяточной кости и другие — спасала конечности солдат. В Тамбовском военном госпитале его нагрузка была колоссальной: в 67 лет он писал по восемь-девять часов в сутки и делал четыре-пять операций ежедневно. За годы священства Лука произнёс 1250 проповедей, из которых 750 записано. В трактате «Дух, душа и тело» архиепископ Лука размышлял о введённом им понятии христианской антропологии, рассматривавшей человека как единство трёх составляющих: духа, души и тела. Сердце он определяет как орган общения человека с Богом, как орган богопознания. Второй трактат на эту тему — «Наука и религия» — был опубликован только в 2000 году. Там профессор отстаивал теологическую теорию создания мира, обличал субъективизм человеческого познания:
«Вообще, мы не видим предметы, как они есть, а усматриваем их согласно личному углу зрения, из которого их наблюдаем. Тем более мы не можем постигнуть своими научно-познавательными способностями то, что за вещами, то есть их сущности, а ещё более — Первосущность, то есть Бога. Уже потому наука не может отвергать бытие Бога, ибо эта тема лежит вне её компетенции, как и вся область сущностей».
Выступал в защиту христианских и Евангельских ценностей:
«Иногда говорят, что христианская мораль будто бы построена на принципе индивидуализма: каждый за себя, один Бог за всех, и что, например, наиболее нравственным является не тот, кто, жертвуя своей жизнью, выносит из горящего дома ребёнка, а тот, кто смиренно молится о спасении погибающих, не ударяя палец о палец, чтобы спасти их жизнь. Но ведь как раз все это наоборот».
Приводил аргументы в пользу историчности Христа (Ссылался на Иосифа Флавия, Плиния Младшего, Тацита, Светония), утверждал, что именно вера в Бога помогает науке — в общем, выступал против всех тезисов, господствовавших в советской исторической науке:
«Так называемый «научный» атеизм действительно противоречит религии, но он есть лишь предположение некоторых образованных людей, недоказанное и недоказуемое. Попытка атеистов доказать недоказуемое невольно наводит на воспоминание стихов Пушкина: Художник-варвар кистью сонной Картину гения чернит И свой рисунок беззаконный Над ним бессмысленно чертит».
В 2000 году Архиерейским Собором Русской православной церкви прославлен как исповедник (святой) в сонме новомучеников и исповедников Российских.
Святитель помогал всем, обращающимся к нему за помощью при жизни, и хирургически, и молитвой -Однажды привели к Владыке двенадцатилетнего мальчика, у которого опухоль с шеи свисала на грудь. Владыка запретил делать операцию и велел матери привести его через три дня. Сильна была молитва Святителя: через три дня мать привела к нему сына без всяких следов опухоли. Не оставляет он нас и после своей смерти. О явных чудесах и исцелениях по молитвам святителя вы можете прочитать здесь