Развивающие игры для детей дошкольного возраста

Когда волшебнику говорят: «добрый», он протестует: «злой!», когда говорят: «холодно», он возражает: «тепло» и т. д. Стоит начать играть с ребенком в словесные игры, и все новые и новые варианты будут возникать сами собой, открывая просторы для творчества как детей, так и родителей.Дошкольный возраст — самый благодатный для обогащения словарного запаса, развития мышления и памяти ребенка. В какие развивающие игры дома могут поиграть родители и дети — рассказывает педагог-логопед Ольга Пономарева.


Такие игры не требуют от взрослых больших усилий, нужно просто желание какое-то время быть с ребенком не только по факту присутствия, но всем сердцем, всеми мыслями. А уж если эти игры еще и развивают ребенка, учат чему-то новому, совсем хорошо!

  «Волшебная страна» 

Что это?

Игра-придумка. Помогает скоротать время в очереди в поликлинику, по дороге куда-нибудь, выручает, когда ребенок болеет и ему предписан постельный режим, и во многих других случаях.
Игра «Волшебная страна» развивает абстрактное мышление, учит мыслить свободно, избегать клише и стереотипов. Надо заметить, игра эта близка сердцу многих взрослых, ведь это отличный повод помечтать вслух, не боясь быть обвиненным в легкомыслии. Кроме того, эта игра позволяет вам в корректной, игровой, совершенно не назидательной форме сообщить ребенку о ваших пожеланиях, а ребенку – легче озвучить свои обиды, страхи, рассказывая об идеальной волшебной стране.

Дошкольники начиная с 3,5–4 лет охотно играют в «Волшебную страну». Практикуясь в «фантазерстве», дети часто сами модернизируют правила, усложняя их, и справляются при этом отлично!


Как играть?

Предложите ребенку придумать волшебную страну.
Для этого по очереди каждый высказывается, начиная фразу одинаково: «В этой волшебной стране…»

Вот часть истории, рассказанной четырехлетним мальчиком и его мамой: «В одной волшебной стране все люди были добрые-добрые! В этой волшебной стране люди не ходили пешком, они летали на драконах, у каждого был свой дракон! Драконов в этой стране кормили пирожками. В этой волшебной стране никогда не было холодно. В этой волшебной стране дети больше всего на свете любили убирать игрушки и чистить зубы!..»


Словесные забавы


Что это?

Игры со словами не просто расширяют словарный запас ребенка, знакомят его с такими явлениями языка, как синонимы, антонимы, эпитеты, учат преобразовывать слова, используя языковые средства. Главная цель этих игр – дать ребенку почувствовать радость владения словом, которая приходит после первых мук творчества, когда нужное, точное слово с трудом подбирается.


Как играть?

Предложите ребенку стать маленьким мышонком, для которого все вокруг огромное.
И когда вы скажете мышонку: «В лесу много ягод. Я видела клубнику», мышонок должен ответить: «А я видел клубничищу!» «У девочки красивые глазки» – «У нее глазищи!» и так далее.
Потом ребенок превращается в слона, для которого все маленькое. И вот уже ботинок стал ботиночком, дом – домиком, река – речушкой. В следующий раз ребенок может стать волшебником Переверткиным. Деткам постарше вполне можно исподволь ввести лингвистический термин, и волшебнику дать имя Антоним.


Когда волшебнику говорят: «добрый», он протестует: «злой!», когда говорят: «холодно», он возражает: «тепло» и т. д. Стоит начать играть с ребенком в словесные игры, и все новые и новые варианты будут возникать сами собой, открывая просторы для творчества как детей, так и родителей.


«Сказочники»


Что это?

Необыкновенно творческая игра, которая объединяет взрослых и детей.

Как играть?

В эту игру лучше всего играть втроем-вчетвером. Все по очереди будут сказочниками. Каждый участник игры называет для сказочника слово, которое непременно должно прозвучать в сказке. Представляете, какой забавной может получиться история, в которой есть «принцесса, подъемный кран и дудочка»? Не нужно рассказывать сложную и длинную сказку, все должно быть просто и понятно. По образцам взрослого сказку будут строить и дети, порой удивляя вас свежими сюжетами и неожиданными поворотами.

Вот пример сказки, ее рассказал ребенок 3,5 лет, которому предложили использовать слова «заяц, морковка, лиса»: «Жила была… Морковка! Однажды к ней подбежал Зайчик и говорит: «Вон там в кустах Лисичка, ты поосторожнее!», а Морковка ему отвечает: «Заяц! Это же твоя опасность!» Зайчик сказал: «Точно!» и убежал. Так они и подружились».


Сказочные коллажи


Что это?

Как сообщает нам толковый словарь, коллаж – это технический прием, при котором на холст или иную основу наклеиваются отличающиеся от них по цвету и фактуре материалы: обрывки газет, обоев, лоскутки ткани, щепки, осколки и т. п. (в изобразительном искусстве). Коллажем также называют произведение, выполненное в такой технике. Создание коллажей – занятие весьма полезное. Если рассматривать пользу детально, то помимо развития воображения, словесного творчества и нестандартного мышления «история в коллаже» помогает ребенку овладеть навыками вырезания, аппликации.
Начиная приблизительно с 2 лет ребенок охотно будет намазывать клеем предложенную ему бумагу и даже наклеивать ее на основу. На его глазах совершается чудо: раз – и мишка, которого только что наклеили, прячется в домик (мама быстренько рисует вокруг медвежонка контур домика с крышей), потому что идет дождик – ребенок сам может ставить синие точки-капельки. Или белочка, «перепрыгнувшая» из журнала на лист, держит нарисованный орешек. А мама рассказывает: «Белка песенку поет, да орешки все грызет, а орешки не простые, все скорлупки золотые!» Золотые скорлупки – кусочки золотой фольги. Кроме того, малыши могут замечательно красить основу акварельными красками, только использовать вместо кисточки лучше небольшую губку – раз-два, и вот уже голубовато — зеленая «вода» для морского коллажа готова!

Детки постарше уже сами придумывают истории, выбирают персонажей, предлагают оригинальные технические приемы.


Что нужно?

●Старые журналы, календари, открытки, картинки.


●Природные и подручные материалы (желуди, крупа, нитки, вата, обертки от конфет и пр).


●Лист А3. Стандартный альбомный лист тоже подойдет, но практика показывает, что разыгравшаяся фантазия в него часто не помещается. Отдельным творцам вообще подавай лист ватмана!


●Клей-карандаш. Супер-клей.


●Удобные ножницы.


●Цветные карандаши, фломастеры.



Как играть?

●Для начала надо доступно объяснить ребенку, что же это вы такое задумали. Мол, так и так, чем мы не художники-сочинители, сейчас и сказку придумаем и картинку создадим. Стоит сказать даже самым маленьким, что то, что мы будем делать, называется «коллаж».


●Дальше открываете журналы и выбираете героев для вашей истории, вырезаете, клеите, выдумываете. С 3 лет малыши учатся самостоятельно вырезать простые картинки по прямым линиям, важно поощрять их выдумывать, рассказывать «по картинке». А как будут звать нашу смелую собачку? А речка глубокая? Как ты думаешь, что лучше сделать – нарисовать солнышко или луну?



Некоторые дети любят, когда от героя идет «облачко» со словами или мыслями. Связи между героями устанавливаются самые неожиданные, и вот уже Винни-Пух встречает Шрека, они объединяются в поисках сокровища, в чем им препятствует Некто в костюме и т. д., и т. п. Детали, которые не найдутся в куче макулатуры, тут же дорисовываются, доклеиваются. К примеру, возле ловко добытого из туристического проспекта вида синего моря, намазывается клей и насыпается манка. Песочек беленький что надо!




Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества