Развивающее детское видео — оборотная сторона медали

«Однажды на прогулке с дочкой я услышала разговор двух мам: «Вы слышали о развивающем видео для детей? Моего карапуза за уши не оттащишь! Это так удобно – и у меня появляется свободное время – и он развивается!» «М-м-м, жалко, но нам еще только 4 месяца…» «Вы что! Да там, на упаковке написано – с трех месяцев можно! Я обязательно дам Вам посмотреть!» Меня заинтересовала эта идея, и первое, что я сделала дома – это набрала в строке браузера «Развивающее видео для детей». Сколько брендов посыпалось на мою голову: «Бэби-Энштейн», «Я все могу!», «Видео-няня», «Профессор карапуз» и проч… проч… проч… Выбрав для себя несколько DVD – я уж было хотела отправить их в «корзину», но тут меня осенило: «Дай-ка, я сначала проверю отзывы на эту продукцию от детских психологов и педагогов». В наше время глобальной промывки мозгов нельзя пренебрегать помощью профессионалов. То, что я выискала – меня буквально шокировало. Расскажу основные факты вкратце, и надеюсь, моего красноречия хватит на то, чтобы убедить сознательных мам не увлекаться этими «чудо-технологиями». Итак, поехали: Рыба гниет с головы… … поэтому эта волна родительской лихорадки по фанатичному развитию детей с помощью видео, пошла из развитого индустриального государства – Ее Величества Америки. Впрочем, всегда богатой на разного рода сомнительные «инновации». Не зря наш сатирик Задорнов над ними смеется — они всегда дадут для этого повод. В этот раз они подумали, что ребенок уже с рождения сможет смотреть фильмы, развиваться и обучаться с их помощью. Итак первопроходцами в этой области стала компания „Бэби Эйнштейн“, которая выпускает видеозаписи и мн.другое для самых маленьких. За 2002 год им удалось отмыть с кошельков незадачливых родителей около $170 млн. Наши бизнесмены с успехом переняли эстафетную палочку. Теперь эти фильмы пользуются большой популярностью и среди российских родителей, судя по их высокому рейтингу продаж. Международные нормативы и мнения профессионалов Забавно, но в той же Америке, Академия Педиатрии (The American Academy of Pediatrics) рекомендует полностью запретить просмотр ТВ детям не достигшим возраста двух лет. Трех-пятилеткам разрешается смотреть „высококачественные детские передачи“ не более 30 минут в день. Вместе с тем, по данным Семейного фонда Кайзера (Kaiser Family Foundation), 59% маленьких американцев (не старше двух лет) проводят ежедневно перед телевизором в среднем 1 час 22 минуты. (А сколько проводит Ваш малыш?) Психиатр из Гарвардского университета Сюзан Линн подчеркивает, что «младенцы развиваются, общаясь с родителями, а не с телевизором, пусть даже с его экрана льется самая прекрасная музыка». Ведь, как утверждает целый ряд специалистов, нет никаких научных свидетельств того, что просмотр видео имеет образовательную ценность для совсем маленьких… Детское «развивающее» видео – это всего лишь „мягкий способ приучения человека в необычайно раннем возрасте к вредной и опасной привычке “. Мнение физиологов из Всемирной Организации здравоохранения по этому поводу однозначно: категорический запрет демонстрации ТВ-продукции и видеофильмов детям до 3-х летнего возраста. Отсюда просится вывод — ни один современный дипломированный педиатр, педагог или психолог ни в одной стране не может рекомендовать просмотр видеопродукции детям младенческого возраста. Как работает «псевдоразвитие» Если развивающие видеофильмы вредны, тогда почему же они пользуются бешеной популярностью? Да из-за нашей с Вами лени, Господа Родители! Главный аргумент в «пользу» таких видеофильмов заключается в том, что дети охотно их смотрят и готовы долго сидеть у экрана. Что сказала та мама? «За уши не оттащишь! Как это удобно…» Отличный рекламный ход для производителя! И правда: при просмотре ребенок целиком поглощен фильмом, он как бы прилипает к экрану и не может от него оторваться. Как будто он не видит и не слышит ничего вокруг! Но это не значит, что такое времяпрепровождение развивает усидчивость, внимание и сосредоточенность. Все в точности наоборот – и это обратная сторона медали. Фильмы для малышей сделаны на основе так называемых «трансовых» эпизодов — кадров, где использованы сюжеты созерцательного характера. Эти эпизоды сняты и смонтированы в режиме клипового восприятия — мелькание сюжетов завораживает. Это сродни наблюдению за серией динамичной рекламы. Несколько лет назад газеты, а затем и учебники обошел потрясающий психологический эксперимент — младенцам предъявлялся блок рекламы и наблюдение за отжимом белья в стиральной машинке с окошком — эффект воздействия был сходным. Последствия «видео-развития» для Вашего ребенка Дети, с пеленок привыкшие к такому мозговому штурму, требуют все большей стимуляции. Позднее они уже не смогут жить без неё. Без телевизора они уже не смогут ни есть, ни играть, ни засыпать. Они будут кричать, требуя ещё и ещё фильмов. Ученые утверждают, что нередко такие дети гиперактивны, еще чаще – с задержкой речевого развития. Маленьких телеманов отличает общее недоразвитие личности, которое выражается в отсутствии интереса к занятиям, в дальнейшем и к учебе. Это происходит из-за того, что благодаря «развитию» телевизором они не могут достаточно хорошо концентрироваться на чем-либо, у них наблюдается низкий уровень фантазии и воображения, несамостоятельность и стереотипность мышления. Кроме того, как отмечают психологи, в таких детях воспитывается сниженная эмоциональность, отсутствие сопереживания, импульсивность и ситуативность поведения, отсутствие инициативы, слабая ориентированность на будущее и пр. А в случае дефицита подобного рода стимуляции сознания, в старшем возрасте детям становится необходимой искусственная стимуляция – тут недалеко до синдрома «псевдогениальности», хуже, если алкоголизма (!), наркомании (!!) и т.п. В заключение Вашему ребенку уже исполнилось 3 года, и Вы считаете, что он созрел для просмотра детского видео? В этом случае, хотелось бы дать заключительный совет. При выборе DVD-диска, в реальном или Интернет-магазине, обратите внимание на тот факт, прошел ли этот продукт государственную экспертизу. Ведь в соответствии с ФЗ “О молодежи”, разд. 3, Статьей 14 — «Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию» над подобными товарами должна проводиться социальная, психологическая, педагогическая и санитарная экспертиза. Исходя из этой статьи, можно говорить о том, что если видеофильмы распространяются при отсутствии такой экспертизы – то это является прямым нарушением основного закона России и наших с Вами прав. Вот так все серьезно… Лично я, и небезосновательно, отложила идею о развивающем видео – в долгий ящик.» Из письма одной мамы, Мартышовой О.В. Комментарий педагога Уважаемая Ольга Валерьевна, спасибо за статью. Интересная и волнующая тема. Хотелось бы добавить к вышесказанному разъяснение глубинной проблематики этого вопроса. То есть – объяснить причину того, почему данное «псевдоразвивающее» видео, а тем более, его применение в таком раннем возрасте и неконтролируемым потоком, отрицательно сказывается на развитии детей. Что нужно ребенку для развития? Дорогие мамы, подумайте сами – что сейчас действительно нужно Вашему ребенку? Вы и только Вы, Ваша любовь и Ваше непосредственное окружение, равильно выстроенная информационная среда, совместные занятия. В раннем детстве непосредственное участие мамы и ее эмоциональная включённость в совместную жизнь и деятельность с малышом является необходимым условием его познавательного процесса и развития личности в целом. Зачем же перепоручать свою истинно родительскую функцию на безликий экран телевизора? Какую скрытую угрозу представляет собой развивающее видео? Когда я просмотрела несколько сюжетов подобного видео, любезно предоставленных одним из Интернет-сайтов (не хотелось бы указывать, чтобы не создавать доп. рекламу), я впала в замешательство. В мировой психологии есть общепризнанные законы развития детского мышления, восприятия, памяти, с которыми авторы этих фильмов для младенцев очевидно не знакомы, т.к. их фильмы сделаны не на основе, а вопреки этим законам. Начнем с того, что для первичного сенсорного развития малышу необходим реальный, а не виртуальный опыт. А просмотр видео – относится к последнему. Ученые убеждены, пассивное постижение виртуальной информации неизбежно ведет к искажению мышления и развития маленького человечка. Поэтому, старайтесь делать так, чтобы окружающая ребенка среда была понята, сначала сенсорно: руками, носиком, кожей… — по-настоящему. Образ предмета или явления должен быть выстроен малышом самостоятельно. Не стоит забывать, что в своем развитии младенец чувствителен к воздействиям именно взрослого – мамы, близкого человека, а не вымышленного персонажа или другого ребенка по ту сторону экрана. К тому же, рассматривая настоящий предмет, игрушку или картинку ребенок «свободен» – он может смотреть, а может отвернуться, приблизиться или удалиться, манипулировать, спросить, исправить. С TV-анимацией, динамичным видео — все обстоит иначе — они притягивают внимание малыша, не дают отвести глаз, более того, навязывают мнение и лишают радости сделать открытие самому. Что же делать? Поэтому развивающие видеофильмы можно вводить в информационную среду ребенка — только после того, как он освоил традиционные виды детской деятельности (рисование, конструирование, восприятие сказок, самостоятельная сюжетная игра). Просмотр мультфильмов для маленьких детей необходимо строго дозировать. При этом родители должны помогать малышам — осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильма. Ведь, ребенок может видеть на экране кошку, но, без Вашего объяснения не знать, что она живая, что ей может быть больно или холодно. Так же он может видеть цветок, но не замечать, что он красивый и т.д. Только Вы сами сможете настроить ребенка на человеческое восприятие мира и сделать этот мир волнующим, значимым, побуждающим к собственной активности. Допускать же свободный доступ к телевизору можно только после 6-7-лет, когда ребенок уже готов к его использованию по назначению. Только тогда экран будет для них средством получения необходимой и полезной информации, а не властным хозяином над их умами. Манькова Ю.В. (Педагог сайта «У Совенка»)

Развивающее детское видео — оборотная сторона медали


Лера Люфэ
Лера Люфэ
Эмилия
9 лет
Санкт-Петербург
1301030

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
МамаДжентельмена
МамаДжентельмена
Балашиха
Ой, Лер, наконец-то я дочитала статью и комментарии тоже. Считаю, что чрезмерное «употребление телевизора» конечно же вредит. Но если все в меру, то ничего страшного. И как правильно выше написали, что не надо телевизором заменять общение с ребенком! С этим просто на тысячу процентов согласна! Мой смотрит первую часть Тини лав и паровоз букашку ( там пару минут он идет), благодаря этим мультикам я могу позавтракать, помыть посуду, помыть пол, или в дороге если капризничает, то мультик выручает. Захарке нравятся, улыбается персонажам, на некоторых моментах начинает «болтать» и активнивничать. Возвращаясь к тебе замещения телевизором общение с ребенком, есть пример, у тети сынишка 5 лет, может весь день смотреть телевизор, при том ладно мульты, так нет, смотрит вполне взрослые сериалы, недавно пришел и начал рассказывать про сериал «кухня», знает всех там поименно, что там происходит… Только телек в голове и из игр машинки. Вот это считаю перебор!!!
Пожаловаться
Лера Люфэ
Лера Люфэ
Эмилия
9 лет
Санкт-Петербург
Даже если не смотреть на психологическую сторону аспекта, это ж еще для несформировавшегося зрения крайне вредно… я делаю дела либо когда детеныш спит, либо когда муж дома, но у каждой мамы конечно свое мнение на этот счет и я никого не осуждаю) спасибо, что дочитала)))) все времени поправить текст нету блин)
Пожаловаться
Алина
Алина
Денис
7 лет
Москва
Лера, спасибо за статью. Я сама невролог и совершенно согласна с вышесказанным в статье.
А еще я сравниваю себя и свою младшую сестру: я смотрела тв с 3-х лет и 2 часа в неделю, она с года и каждый день по часа2-3,- в результате я могла себе придумать игру, рисовала, пела и танцами занималась, а она не могла себя занять ничем кроме гаджетов.
И кстати, я не сколько не жалею и не считаю себя ущемленной от того, что с 3-х лет и так мало смотрела мультики, потому что у моя мама со мной рисовала и пела, и аппликации клеила и куклу бумажную мне рисовала с одеждой, а потом я уже без нее это делала сама

Пожаловаться
Лера Люфэ
Лера Люфэ
Эмилия
9 лет
Санкт-Петербург
Не за что) очень приятно выслушать отзыв человека, специализируещегося на неврологии, тем более у тебя еще и такой жизненный пример есть. Очень буду стараться ограничивать как можно дольше ребенка от телевизора. Он уже такой шустрый, что как только слышит телевизор, глазки сразу туда, так что надо стараться его вообще не включать. Я тоже абсолютно убеждена, что большинство проблем по неврологии именно от телевизора, задержки речи и отсутствие фантазии туда же.
Пожаловаться
Алина
Алина
Денис
7 лет
Москва
Ага) мой тоже, если зайти в комнату с включенным телевизором, сразу голову поворачивает и пытается смотреть, мы, понятное дело, этому пока можем препятствовать))
Пожаловаться
Юлия Попова
Юлия Попова
Полина
6 лет
Москва
мой девиз сейчас «как можно позже ребенку показывать мультики по телевизору и компьютеру».
Я не понимаю, когда малышу до года включают развивающие мультики. Только для того, чтобы себе освободить время — так есть еще способы. А для малыша главное в первый год — общение, игры. А развивающие мультики придумали те, кто видимо хотел заработать. Я от них пользы не вижу, только — вред.
Мне тут массажистка спрашивает «Вы показываете обучающие мультики?», а я в ответ «Зачем?», а она «ну для развития малыша». На этом наш разговор закончился.
Я пою песенки малышу, включаю вконтакте разные песенки: детские, хиты 60-80ххгодов, выключаю монитор и танцую с малышкой, или она сидит, а я рядом прихлопываю и пританцевываю — она в восторге. Мне кажется вот это и надо малышу. А портить зрение — еще придет время!
Пожаловаться
Юлия Попова
Юлия Попова
Полина
6 лет
Москва
почитала отзывы. Не хочу обвинять никого. Но после года я еще понимаю, что это отвлекает, т.к. малыш не сидит на месте и нельзя его привязать к себе. К тому же после года он уже начинает в мультиках что-то понимать. Но пока он даже не ползает — зачем? 
Малыши не воспринимают картинки в телевизоре. Их тянет на светящий экран и моргающие картинки. Зачем зрение портить малышу? 
Без телевизоров нас всех воспитали и предыдущие поколения.



Пожаловаться
Александра
Александра
да это все от лени! оправдывают себя тем что 5 минут не вредит, ребенку интересно и проч. 
Пожаловаться
Лера Люфэ
Лера Люфэ
Эмилия
9 лет
Санкт-Петербург
Да уж… для таких крошек 5 мин, как для нас 5 часов…
Пожаловаться
МарьИвановнуХочу
МарьИвановнуХочу
Данил
7 лет
Москва
мы смотрим один раз в день тини лав мультик. Вижу что малышу нравится, есть моменты когда он улыбается визжит радуется, даже подвывает. Ничего плохого в этом не вижу. и каюсь, иногда включаю утром канал карусель там как раз мультики идут про часики илюша смотрит а я еще минут 10 досыпаю =)))) Вот вторую часть тини лав он смотреть не может… через минуты 2 в рев бросается… не включаем его… а так я с сыночком книжки читаю (вернее я читаю он рядом картинки из «школа семи гномов» «читает» =)))картинки ему пока не интересны… только на десны =))))
Пожаловаться
МарьИвановнуХочу
МарьИвановнуХочу
Данил
7 лет
Москва
А!!! еще мы слушаем песенки Клары Румянцевой
Пожаловаться
Александра
Александра
у нас такая же фигня с школой 7 гномов — картинки смотрит-трогает, но на зубок все равно интереснее)))
Пожаловаться
Танюша
Танюша
Дмитрий
9 лет
Красногорск
до конца не хватило мне мужества дочитать) но я изначально против такого развития детей, итак уже люди перестали нормально общаться, скоро говорить разучимся… соглашусь с фразой из текста: «младенцы развиваются, общаясь с родителями, а не с телевизором, пусть даже с его экрана льется самая прекрасная музыка». деткам надо читать книжки и петь колыбельные — вот это будет развитие… самое время с ребенком общаться пока маленький, потом вырастет, обзаведется семьей — такой близости уже будет не хватать))
Пожаловаться
Лера Люфэ
Лера Люфэ
Эмилия
9 лет
Санкт-Петербург
Это точно)))
Пожаловаться
МамаДжентельмена
МамаДжентельмена
Балашиха
Лер, так много букв, добавлю в закладки, на досуге почитаю)
Пожаловаться
Лера Люфэ
Лера Люфэ
Эмилия
9 лет
Санкт-Петербург
Я извиняюсь, за сплошной текст! Не знаю, почему так добавилось, потом исправлю.



Пожаловаться
Виктория
Виктория
Белла
11 лет
Москва

Лера, большое спасибо за статью!

К слову об этом. Вчера наткнулась на всеми нами любимом сайте вопрос одной мамы про мультики для годовалых детей. Впереди планеты всей оказался мультик Тини Лав. Поставила ребенку. Хоть мы и постарше, поставила 1-ую часть. Сама пошла своими делами заниматься. Уж не знаю, что там показали, но он через 5 минт пришел в слезах ко мне. Я так и не поняла чем так мультфильм расстроил...

Пожаловаться
МамаДжентельмена
МамаДжентельмена
Балашиха
моему 6 мес, уже мес 1,5-2 включаю ему этот мультик, теперь когда слышит музыку и когда зверюшки говорят «привет» улыбается.
Пожаловаться
Лера Люфэ
Лера Люфэ
Эмилия
9 лет
Санкт-Петербург
На здоровье) меня ответ на вопрос показывать детенышу видео или нет и с какого возраста встал, когда одна мамочка здесь ( да я думаю таких очень много), советовала мультики от 3х мес… мало того, что у ребенка зрение формируется окончательно только к 6, так еще и так серьезно влияет на несформировавшуюся психику…
Пожаловаться
Виктория
Виктория
Белла
11 лет
Москва

телевизор и маленький ребенок не совместимы до определенного возраста, до 1,5 точно, это мое мнение. проверенный факт: если только дочь смотрит телевизор во второй половине дня, ночью она будет плакать.

я с мледенчества  ставлю ей  песенки на любом языке и аудио сказки (нормальные — Алиса, Незнайка и пр.). Вот то что у нее в комнате как фон. как говорит моя тетя: пусть заполняются ячейки памяти полезной информацией :) не знаю что там заполняется, но не вредит точно.

Пожаловаться
Natasha
Natasha
Роман
9 лет
Москва
Ха=ха моя дочка сразу начинает пищать, когда видет зверюшек из Тини- лав! Ничего плохого не вижу, ребенок же не часами смотрит!
Пожаловаться
Виктория
Виктория
Белла
11 лет
Москва
моя тоже сначала пищала от радости, а потом от какой-то досады. в чем была причина, я так и не поняла. но заметила, что у нее какой-то нервический интерес этому мультфильму. может быть потому что с ней никто никогда не сюсюкал и такими голосами (ненатуральными) не говорят у нас в доме. с самого маленького возраста я общаюсь с ней как со взрослой. да и мультфильмы она в принципе не любит, возможно поэтому…
Пожаловаться
Дарья
Дарья
Москва
Согласна! я постараюсь от телевизора и такого рода развивающих оградить.мне и самой не лень с ребенком заниматься.
Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Москва
ой как много букв!!! =)) честно говоря не дочитала, но смысл поняла, тоже периодически натыкалась на подобные статьи, на курсах тоже говорили, что вообще не рекомендуется при детях телевизор смотреть, а как у нас в основном-включил и он как фон работает. в наше время конечно совсем без этого нельзя, родители если не в телеввизоре, то в компьютере. у подруги дочка в 3 года уже просит свой планшетник, пч она уже знает где куда заходить. что включать и т.п. заходит в пэй маркет и качает себе игры =))) я все таки стараюсь от этого ограничится. ребенок и правда еще успеет всего нахватать, а уж гадостей у нас хватает. и из развивающих видео смотрела тини лав, пч мамочка одна в восторге посоветовала =)) хотя включала всего пару раз
Пожаловаться
Svetlana Malina
Svetlana Malina
Москва
Спасибо за пост. Согласна с Вашими выводами.
Пожаловаться
InnerFire
InnerFire
Казань
Все хорошо в меру. Я смотрю с сыном вместе мультфильмы, разные и советские и зарубежные. Главное не весь день смотреть, а сходить с ума, запрещая ребенку мультики ВООБЩЕ гораздо более странно. Я не о возрасте типа 4 мес.конечно, это действительно рано.
Пожаловаться
Лера Люфэ
Лера Люфэ
Эмилия
9 лет
Санкт-Петербург
В интернете полно мультиков, начиная с 3х месячного возраста.
Пожаловаться
МамаСвинулика
МамаСвинулика
Москва
показываю сыну и мультики и развивающее видео — ужасного ничего не вижу в этом
Пожаловаться
Лера Люфэ
Лера Люфэ
Эмилия
9 лет
Санкт-Петербург
Это ваше право
Пожаловаться
Лера Люфэ
Лера Люфэ
Эмилия
9 лет
Санкт-Петербург
Девочки! С айпэда добавилось сплошным текстом, хотя я корректировала… будет время исправлю.