Детский страх, как и другие неприятные переживания (гнев, страдание и вспыльчивость), не являются однозначно «вредными» эмоциями для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет детям и взрослым ориентироваться в окружающей их предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска при переходе улицы или в походе по горам. Страх регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и пр. В этом проявляется«охранительная» функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение.<o:p></o:p>
Итак, детский страх помогает строить поведение, кроме того, он является переживанием, необходимым для нормального функционирования психики. Организму ребенка нужно не только сладкое, но и соленое, кислое, горькое; так и психика нуждается в неприятных, даже «острых» эмоциях. Часто дети сами вызывают у себя эмоцию страха, что подтверждает существование у них потребности в переживании страха.<o:p></o:p>
Дети в подростковом возрасте любят смотреть фильмы ужасов, особенно небольшой компанией в темной комнате, а собравшись вечером, начинают рассказывать друг другу страшные истории, при этом с острым эмоциональным завершением, когда рассказчик вскрикивает на последнем слове и, хватая за руки сидящих рядом, пугает их. За этим обычно следуют «ужасные крики», смех и высвобождение психической энергии — мортидо (говоря словами Э.Берна), направленной на разрушение и агрессию.<o:p></o:p>
Детские страхи — это обычное явление для развития ребенка, имеющие для него важное значение. Так, В.В. Лебединский подчеркивает, что каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т.е. у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают (таблица 4). Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка; например, с началом самостоятельной ходьбы и получением большей «степени свободы» в освоении пространства, или, когда дети начинают узнавать своих близких, появление чужого, незнакомого лица может вызывать у них страх. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и имеют положительный адаптационный смысл. Страх, как любое другое переживание, является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает.<o:p></o:p>
<o:p> </o:p>
Детские возрастные страхи<o:p></o:p>
<o:p> </o:p>
Возраст<o:p></o:p>
Возрастные страхи<o:p></o:p>
0 – 6<o:p></o:p>
месяцев<o:p></o:p>
Любой неожиданный громкий звук;<o:p></o:p>
быстрые движения со стороны другого человека;<o:p></o:p>
падение предметов;<o:p></o:p>
общая потеря поддержки.<o:p></o:p>
7 – 12<o:p></o:p>
месяцев<o:p></o:p>
Громкие звуки (шум пылесоса, громкая музыка и др.);<o:p></o:p>
любые незнакомые люди;<o:p></o:p>
смена обстановки, одевание одежды и раздевание;<o:p></o:p>
отверстие стока в ванной или бассейне;<o:p></o:p>
высота;<o:p></o:p>
беспомощность перед неожиданной ситуацией.<o:p></o:p>
1 – 2<o:p></o:p>
года<o:p></o:p>
<o:p> </o:p>
Громкие звуки;<o:p></o:p>
разлука с родителями;<o:p></o:p>
любые незнакомые люди;<o:p></o:p>
отверстие стока ванны;<o:p></o:p>
засыпание и пробуждение, сновидения;<o:p></o:p>
страх травмы;<o:p></o:p>
потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями.<o:p></o:p>
2 – 2,5<o:p></o:p>
года<o:p></o:p>
Разлука с родителями, отвержение с их стороны;<o:p></o:p>
незнакомые ровесники;<o:p></o:p>
ударные звуки;<o:p></o:p>
ночные кошмары;<o:p></o:p>
изменение в окружающей обстановке;<o:p></o:p>
природные стихии (гром, молния, град и др.).<o:p></o:p>
2 – 3<o:p></o:p>
года<o:p></o:p>
Большие, непонятные, угрожающие объекты (например, Мойдодыр и др.);<o:p></o:p>
неожиданные события, изменение порядка жизни (новые члены семьи, развод, смерть близкого родственника);<o:p></o:p>
исчезновение или передвижение внешних объектов.<o:p></o:p>
3 – 5<o:p></o:p>
лет<o:p></o:p>
смерть (дети осознают конечность жизни);<o:p></o:p>
страшные сны;<o:p></o:p>
нападение бандитов;<o:p></o:p>
огонь и пожар;<o:p></o:p>
болезнь и операция;<o:p></o:p>
природные стихии;<o:p></o:p>
ядовитые змеи;<o:p></o:p>
смерть близких родственников.<o:p></o:p>
6 – 7<o:p></o:p>
лет<o:p></o:p>
Зловещие существа (ведьма, призраки, и др.);<o:p></o:p>
потеря родителей или страх потеряться самому;<o:p></o:p>
чувство одиночество (особенно ночью из-за черта, дьявола и др.);<o:p></o:p>
школьный страх (быть несостоятельным, не соответствовать образу «хорошего» ребенка);<o:p></o:p>
физическое насилие.<o:p></o:p>
<o:p> </o:p>
7 – 8<o:p></o:p>
лет<o:p></o:p>
Темные места (чердак, подвал, и др.);<o:p></o:p>
реальные катастрофы;<o:p></o:p>
утрата любви окружающих (со стороны родителей, учительницы, ровесников и т.д.);<o:p></o:p>
опоздание в школу или оторванность от домашней и школьной жизни;<o:p></o:p>
физическое наказание и непринятие в школе.<o:p></o:p>
8 – 9<o:p></o:p>
лет<o:p></o:p>
<o:p> </o:p>
Неудачи в школе или игре;<o:p></o:p>
собственная ложь или отрицательные поступки, замеченные другими;<o:p></o:p>
физическое насилие;<o:p></o:p>
ссора с родителями, их потеря.<o:p></o:p>
9 – 11 лет<o:p></o:p>
<o:p> </o:p>
Неудачи в школе или спорте;<o:p></o:p>
заболевания;<o:p></o:p>
отдельные животные (крысы, табун лошадей и др.);<o:p></o:p>
высота, ощущение верчения (некоторые карусели);<o:p></o:p>
зловещие люди (хулиганы, наркоманы, грабители, воры и т.п.)<o:p></o:p>
11 – 13<o:p></o:p>
лет<o:p></o:p>
Неуспех;<o:p></o:p>
собственные странные поступки;<o:p></o:p>
недовольство своей внешностью;<o:p></o:p>
сильное заболевание или смерть;<o:p></o:p>
собственная привлекательность, сексуальное насилие;<o:p></o:p>
ситуация демонстрации собственной глупости;<o:p></o:p>
критика со стороны взрослых;<o:p></o:p>
потеря личных вещей.<o:p></o:p>
Необходимо отделять патологический страх, требующий коррекции, от нормального, возрастного, чтобы не нарушить развитие ребенка.<o:p></o:p>
Патологический страх можно отличить от «нормального» по известным критериям: если страх препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации и далее — к аутизму, психосоматическим заболеваниям, неврозам, то этот страх патологический. Если детский страх не соответствует возрастному, это может являться для родителей сигналом для наблюдения за поведением и психическим состоянием ребенка.<o:p></o:p>
Помимо перечисленных факторов, страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испуговпри встрече со всем тем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.<o:p></o:p>
Отсутствие страхов вообще является патологичным, и причинами этого являются низкая чувствительность у ребенка, психические заболевания, задержка психического развития, родители — алкоголики и наркоманы.<o:p></o:p>
Еще одним источником страхов является психологическое заражение от сверстников и взрослых вследствие безотчетного подражания.<o:p></o:p>
Все факторы, участвующие в возникновении страхов у ребенка в семье, А.И. Захаров сгруппировал следующим образом:<o:p></o:p>
- наличие страхов у родителей, главным образом у матери;<o:p></o:p>
— тревожность в отношениях с ребенком, чрезмерное предостережение его от опасностей, изоляция от общения со сверстниками, ранняя рационализация чувств, обусловленная излишней принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;<o:p></o:p>
- большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;<o:p></o:p>
- отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;<o:p></o:p>
- конфликтные отношения между родителями: психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;<o:p></o:p>
- психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.<o:p></o:p>
<o:p> </o:p>
А.И. Захаров направляет наше внимание к невротическим страхам, отметив их наиболее существенные отличия от возрастных: большая эмоциональная интенсивность и напряженность; длительное или постоянное течение; неблагоприятное влияние на формирование характера и личности; болезненное заострение; взаимосвязь с другими невротическими расстройствами и переживаниями (т.е. невротические страхи — это один из симптомов невроза как психогенного заболевания формирующейся личности); избежание объекта страха, а также всего нового и неизвестного, т.е. развитие реактивно-защитного типа поведения; более прочная связь с родительскими страхами; относительная трудность устранения страхов.<o:p></o:p>
Невротические страхи не являются какими-либо принципиально новыми видами. Они закрепляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. Кроме этого, при неврозах значительно чаще испытывают страхи перед одиночеством, темнотой и животными, обозначенные специалистами как невротическая триада страхов. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что, вместе взятое, неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в его общении со сверстниками. Страх смерти не имеет различий у детей с неврозами и их здоровых сверстников. Различия здесь сводятся в основном к страхам нападения, огня, пожара, страшных снов, болезни (у девочек), стихии (у мальчиков). Все эти страхи имеют выраженный и устойчивый, а не просто возрастной характер, поскольку в основе их лежит страх смерти. Этот страх означает боязнь быть ничем, т.е. не существовать, не быть вообще, поскольку можно бесследно исчезнуть или погибнуть.<o:p></o:p>
Для того чтобы справиться с возрастными детскими страхами, следует выработать единый план действий, включающий в себя утешение, поддержку и готовность позволить ребенку справиться с некоторыми из них самостоятельно. Патологические страхи испытывают, как правило, чувствительные дети, имеющие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями, чье представление о себе искажено эмоциональным непринятием в семье или конфликтами и которые не могут полагаться на взрослых, как на источник безопасности, авторитета и любви. В этом случае дети не смогут самостоятельно разрешать возникающие серьезные проблемы.<o:p></o:p>
<o:p> </o:p>