развитие ребенка по месяцам

до года

Формирование характера начинается с первых дней жизни,причем с условных рефлексов, как положительных, так и отрицательных.Положительные условные рефлексы возникают на общение, ласки, регулярноепитание, гигиенические процедуры, массаж. Поэтому ребенок долженощущать постоянную заботу.

Ни для кого не секрет, что ребенок развиваетсяопределенными этапами, как универсально, так и индивидуально. С однойстороны, ступени, которые перешагивает ребенок, предопределяютсяприродой, но с другой – он сам определяет момент, в который перейдет вследующую стадию. И только тогда, когда пройден один этап, происходитпереход к следующему. Так что не надо переживать из-за того, что развитие вашего ребенка по месяцам до годане всегда укладывается в стандартные рамки, он развивается по своим«правилам», как физически, так и эмоционально. Не столь важно, когдаименно ребенок начинает что-либо делать, важнее последовательностьпрогресса в освоении основных этапов развития.

Проследим основные навыки (в среднем), которые ребенок приобретает в процессе развития с момента рождения до 1 года.

Навыки, приобретаемые ребенком до года по месяцам в процессе развития

Развитие ребенка в 1 месяц: Восновном малыш демонстрирует различные способы поведения, рассчитанныена отклик: плачет, воркует, прижимается. Иногда ребенок может, лежа наживоте на плоской поверхности, на короткое время приподнимать голову,оглядываясь вокруг, фокусировать взгляд на лице. Возможно, он будетреагировать на звуки погремушки, провожать взглядом перемещаемыепредметы (хотя взгляд еще не сосредоточенный), а также издавать другиезвуки, кроме плача. В этом возрасте младенцу необходимо прижиматьсякожей к вашей коже, слушать родительские голоса, он любит, чтобы егоносили на руках и кормили по требованию.

Развитие ребенка в 2–3 месяца: Вэтом возрасте ребенок уже ловит ваш взгляд, улыбается в ответ на вашуулыбку и выказывает различные эмоции, издает разнообразные звуки(воркует, булькает, чавкает, визжит), поднимает голову на 45°, следитза движущимся человеком, может недолго подержать погремушку. Емунравится смотреть на черно-белое изображение, на машинки, слушатьмузыку (преимущественно классическую), покачиваться и подпрыгивать. Вэто время необходимо начинать делать массаж.

Развитие ребенка в 4 месяца:Малыш уже играет ручками, его конечности свободно распрямляются. Лежана животе, он поднимает голову, исследуя обстановку, и даже недолгоможет опираться на ножки и переворачиваться со спины на бок. Ребенокумеет держать погремушку и греметь ею, цепляется ручками за ваши одеждуи волосы, произносит более громко отдельные звуки, начинает смеяться,учится привлекать к себе внимание окружающих с помощью улыбки, плача,жестов. Он уже вовсю играет: колотит руками по игрушкам, теребиткольца, погремушки и собственные ручки. Любит вставать на коленяхродителей и перегибаться.

Развитие ребенка в 5 месяцев: Кконцу этого этапа ребенок уже точно следит взглядом за движениями,поднимает голову на 90°, поворачивает голову на 180°, легкопереворачивается с живота на спину, тянется к предметам обеими руками исжимает их. Громко лопочет, брызгаясь слюной, выдувает пузыри, можеттакже жестами показывать, что хочет к вам на руки, и возражать, если выпопытаетесь отнять у него игрушку. Детям в этом возрасте нравитсяразвлекать себя собственными руками и приглашать родителей поиграть. Изигрушек предпочитают кольца, погремушки, мячи.

Развитие ребенка в 6 месяцев:Ребенок твердо держит голову в вертикальном положении, лежа на животе,приподнимает грудь, опираясь на руки, переворачивается с живота наспину и обратно и точно схватывает нужные предметы. Он уже немногоможет сидеть, опираясь на подушку, и даже вставать, держась дляравновесия. Малыш в этом возрасте проявляет повышенный интерес кмаленьким предметам, а поскольку он уже может заталкивать их в рот,будьте очень внимательны. Вообще­то ваша относительно спокойная жизньзаканчивается, тем более что ребенок постоянно привлекает к себевнимание имитацией звуков, бормотанием, жестами и усваивает, какие егозвуки и жесты находят отклик. Он также хватает вас за нос, дергает заволосы, любит громкие пищащие и квакающие игрушки. Проявляет интерес ктвердой пище, пора приучать его к пользованию чашкой.

Развитие ребенка в 7 месяцев:Примерно в шесть с половиной месяцев ребенок сможет сидеть без опоры, аиногда и стоять, держась за что-либо. Все чаще повторяет некоторыезвуки и даже слоги, иногда произносит «мама» или «папа», может тянутьсяза далеко находящейся игрушкой, перекладывать ее из одной руки вдругую, искать упавшие предметы, возражать, если вы пытаетесь отнять унего игрушку. Очень любит прыгать под музыку, играть в прятки(«ку-ку»), ловить мыльные пузыри, катать мяч, рассматривать маленькиепредметы. Как можно больше играйте с ним в ритмичные и словесные игры.

Старайтесь регулярно менять положение вашегоребенка – переворачивайте его с живота на спинку, из положения сидя – на живот, переносите из кроватки на пол. Детям нравится стоять наколенях родителей, поэтому, поддерживая ребенка в таком положении, выне только доставите ему удовольствие, но и поможете развить мышцы ног.

Весьма полезно с этого возраста давать ребенкупростые кубики из дерева или пластика, мягкие куклы и игрушки,изображающие животных, мячики, а также безопасные предметы домашнегообихода небольшого размера (ложки, бумажные стаканчики, пустые коробкии др.). Это развивает ловкость детских пальчиков и ладоней.

Пробуждение у ребенка понимания требует обученияинтеллектуальным и языковым навыкам. Играйте с ним в игры,стимулирующие интеллектуальное развитие, например, закройте игрушкудругим предметом и предложите ребенку ее поискать, позволяйте ребенкупереворачивать наполненную водой чашку, рвать траву на газоне и т.д.Обращайте внимание малыша на звуки, издаваемые машиной, кошкой,самолетом, называя эти предметы и делая различные комментарии. Почащеспрашивайте ребенка: «Где киска?», «Кто это лает?» и показывайте емупростые предметы, животных и людей.

Разговаривайте с ребенком медленно, отчетливо,простыми фразами. Расширяйте репертуар песенок и стишков, музыкальныхзаписей. Конечно, слушать сказки малыш еще не готов, но простые стишкив сочетании с красочными картинками могут его заинтересовать.

Иногда в этом возрасте ребенок может стоять,держась за что-нибудь, но чаще предпочитает сидеть или ползать. Он ужевовсю смеется, визжит, общается самыми разными способами. Учите егопростым формам приветствия и прощания, просьбы и выраженияблагодарности.

Пришло время учить ребенка развлекаться безпосторонней помощи, хотя бы в течение небольших отрезков времени.Поскольку его внимание удерживается недолго, слишком большое количествоигрушек может ребенка переутомить, поэтому лучше не выкладывать сразувсе игрушки, а чаще их заменять. У ребенка должны находиться 2-3игрушки. Разумеется, оставлять ребенка одного можно только в безопасномманеже или кроватке и в пределах слышимости. И еще. Не чувствуйте себявиноватой из-за того, что вы не играете с ребенком постоянно и неберете его на руки. В этом нет ничего «криминального», напротив, этополезно вам обоим: ему – для развития самостоятельности, вам – дляотдыха.

Развитие ребенка в 8 месяцев:Пришло время беспорядка! Теперь ребенку тесно и скучно долго находитьсяв манеже. К тому же он понял, что за пределами манежа существует целыймир. Так что придется ограничить время пребывания ребенка в манеже15-20 минутами, чаще менять игрушки. И не забывайте о возможностипобега! Лучше выпускайте его «на волю» сами. Для интеллектуального ифизического развития начавшего передвигаться ребенка ему простонеобходимо устраивать беспорядок. Ведь окружающее пространство для негопредставляет такой же интерес, как для какого-нибудь исследователятолько что открытый остров. Поэтому даже не пытайтесь бороться с«разрухой», лихорадочно собирая разбросанные вещи, не ругайте ребенказа сломанные предметы. Ваша задача – лишь обеспечить безопасность юного«первооткрывателя», убрав с дороги стеклянную посуду, мелкие предметы,химические вещества и т.д.

Где-то во второй половине первого года малышначинает воспринимать не слишком сложные тексты для чтения, обращаявнимание на слова и яркие картинки. Это самое подходящее время длятого, чтобы развить у ребенка интерес к чтению. И чем раньше выначнете, тем лучше. Сделайте чтение привычкой: читайте по несколькоминут хотя бы дважды в день, когда малыш спокоен и внимателен. Читайтемедленно, тщательно проговаривая слова и ставя смысловые ударения.Обращайте внимание ребенка на иллюстрации, комментируйте их и задавайтевопросы.

Развитие ребенка в 9–10 месяцев:К 9 месяцам дети обычно уже умело и быстро ползают, разнообразя приэтом телодвижения, и, подтягиваясь, стараются встать на ножки. Кстати,некоторые дети вообще минуют стадию ползания на четвереньках иосваивают другие формы движения. И порой это беспокоит родителей. Насамом деле, метод, который ребенок выбирает, чтобы перебраться из однойточки в другую, не так уж важен. Важнее сам факт того, что ребенокприлагает усилия, пытаясь научиться передвигаться самостоятельно.

Иногда в этом возрасте дети начинают ходить,придерживаясь руками для сохранения равновесия. Некоторым родителямкажется, что слишком раннее вставание и ранняя ходьба могут послужитьпричиной искривления ног. Напротив, это полезно, так как развивает иукрепляет ножные мышцы. А если ребенок ходит босиком, то это поможетукрепить и ступни. Для малыша, который очень хочет, но не умеетпередвигаться по комнате, могут оказаться полезными ходунки. Несколькоминут, проведенных в ходунках, вряд ли нанесут вред, но много временипроводить в них нежелательно. Ходунки нарушают нормальныйфизиологический процесс развития, к тому же такая посторонняя помощьлишает ребенка инициативы и притупляет стремление самостоятельнопреодолевать трудности.

Если раньше малыш уже произносил отдельные слоги,все же их вряд ли можно было назвать словами. Теперь слоги могутскладываться в слова, хотя не всегда отчетливо произносимые. Малыш вэтом возрасте меньше плачет, требуя чего-либо, теперь он можетизъясняться жестами: указывать на предмет пальцем, протягивать руки,чтобы его взяли, показывать руками на пол, чтобы его поставили, братьвас за руки и заставлять двигаться в нужном направлении.

Все больше ребенка занимают мелкие предметы,которые он учится брать большим и указательным пальцами, как пинцетом.Это очень развивает малую моторику и приближает освоение многих важныхнавыков, таких как владение ложкой, рисование, завязывание шнурков ит.д. Следите только, чтобы малыш не тащил мелкие предметы в рот (что оннепременно будет стремиться делать).

Во втором полугодии жизни наибольший интерес длядетей представляет выяснение соотношения предметов друг с другом:сравнение больших и маленьких игрушек, укладывание маленьких предметовв большие, нагромождение одних на другие, наполнение и опустошениеемкостей. Лучшими игрушками в это время будут кубики разных размеров,коробки и контейнеры с крышками, пирамидки, кастрюльки и сковородки.Одна из любимых детских забав – зачерпывать стаканчиком и затемвыливать воду, а также крутить кран в ванной комнате. Не лишайте малышаэтого удовольствия, даже если придется сушить не только его самого, нои все вещи в ванной.

Развитие ребенка в 11–12 месяцев:Поскольку к этому времени почти все дети начинают вставать на ножки исамостоятельно передвигаться, появляется необходимость задуматься овыборе обуви. Хождение босиком, конечно, полезно, но ботинки защищаютнежные ступни от шероховатостей поверхности, заноз и острых предметов.Выберите ботиночки с тонкой и гибкой подошвой, твердым задником инебольшим каблучком.

Словарный запас ребенка значительно расширяется,хотя со стороны кажется, что ребенок разговаривает на придуманном имязыке. Некоторые слова он все же произносит отчетливо и громко. Голосдетей к этому времени вообще становится значительно громче прежнего.Это период крика, визга, воплей и других громких звуков. Малыш такжеразличает голоса и имена родственников и умеет их связывать.

К этому времени дети обычно уже понимают значениеслов «нет», «нельзя», хотя и не всегда им повинуются. Поэтому стоитначинать объяснять им, что такое «хорошо» и что такое «плохо», то естьпостепенно приучать к дисциплине. Пройдет еще много времени, прежде чемваш ребенок полностью усвоит эти понятия, но уже сейчас вы должны учитьего отличать плохое от хорошего, контролировать свои желания, уважатьправа и чувства других людей. Понимание того, что нельзя делать, важнои для его собственной безопасности. Старайтесь обучать ребенкаспокойно, избегая наказаний и резких окриков. Ваша задача – научить, ане испугать. Ребенок уже почти полностью понимает вас, и хотя онпроизносит немного слов, зато владеет достаточно развитым языком жестови чувствует интонацию. Поэтому важно, каким тоном вы произносите,например, слово «нельзя» и какими жестами сопровождаете его. Строгообъясните опасность, исходящую от горячего утюга или настольной лампы(«Нельзя – бо-бо!»), и переключите внимание малыша на более безопасныйпредмет. Будьте готовы к тому, что далеко не все ваши указания станутвыполняться беспрекословно. Так что терпение и еще раз терпение!

Мячики, большие надувные и маленькие теннисные,резиновые и поролоновые, разноцветные и однотонные, пожалуй, любимыеигрушки в этом возрасте. Дети обожают катать, ловить и отбрасывать их.Нравятся им и различные пирамидки и кубики. Начинать стоит с пирамидок,имеющих штырьки и отверстия округлой формы, так как такие детали легченасаживать одну на другую, а потом переходить на игрушки с квадратнымиотверстиями. Полезны игрушки, которые требуют нажимания, поворачивания,кручения, потягивания, толкания. Разумеется, вам придется неоднократнопоказывать, как использовать возможности той или иной игрушки, преждечем ребенок сумеет повторить нужные движения. Откровенно говоря,игрушками ребенку может послужить практически все, что угодно, оннепременно найдет им применение. Лишь бы они были безвредны.

Малышам в это время очень нравятся игры с новымисловами и жестами. Когда вы играете с ребенком в словесные игры(помахать ручкой и сказать «до свидания», прятки, «ладушки», «ку-ку» идр.), предоставляйте ему самому продолжить игру, развивая таким образомего память. Больше играйте в игры, сочетающие жесты, мимическиедвижения и простые слова. Называйте все, что окружает вашего ребенка,проговаривайте вслух названия предметов, чаще произносите егособственное имя, имена родственников и знакомых. Концентрируйте еговнимание на понятиях: горячее – холодное, пустой – полный, мокрый – сухой, вверх – вниз и т.д. Объясняйте все, что происходит вокруг, атакже причины и следствия, знакомьте с понятием цвета.

Обязательно расширяйте круг чтения — это оченьважно для развития ребенка! Книги, журналы и все, что имеет картинки,читайте и рассматривайте вместе с ребенком по несколько раз в день. Таккак малыш способен сохранять концентрацию внимания лишьнепродолжительное время, каждое такое занятие должно длиться несколькоминут.



слава
слава
Харьков
102129

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества