ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ — НАСКОЛЬКО БЕЗОПАСНЫ?

Прежде чем подвергнуться какой бы то ни было серьезной медицинской процедуре, думающий человек узнает о всех «за» и «против». Как обстоит дело с переливанием крови? Сейчас это одно из главных орудий медицины. Многие врачи, искренне заинтересованные в своих больных, едва ли будут колебаться — делать переливание крови или нет. Ведь кровь называют даром жизни.

Миллионы сдают или принимают кровь. За 1986— 1987 годы в Канаде, население которой составляет 25 миллионов человек, было 1,3 миллиона доноров. «В одних только Соединенных Штатах [за] последний год, о котором имеются данные, для переливания было использовано от 12 до 14 миллионов единиц крови» («Нью-Йорк таймс», 18 февраля 1990 года).

«Кровь всегда считалась „магической“,— замечает д-р Луиз Дж. Китинг.— Первые 46 лет использования крови и врачи и общественность думали, что хранимая кровь безопасней, чем она была на самом деле» (Cleveland Clinic Journal of Medicine [«Медицинский журнал Кливлендской клиники»], май 1989 года). Каким же было положение тогда и каково оно сегодня?

Уже 30 лет назад патологам и работникам банков крови было объявлено: «Кровь — это динамит! Она может принести большую пользу или причинить большой вред. Смертность от переливания крови такая же, как от эфирного наркоза или аппендэктомии. Говорят, что примерно на 1 000— 3 000 или, возможно, 5 000 переливаний приходится одна смерть. Сообщалось, что в районе Лондона одна смерть случается на каждые 13 000 флаконов перелитой крови» (New York State Journal of Medicine [«Медицинский журнал штата Нью-Йорк»], 15 января 1960 года).

Настолько ли удалены с тех пор опасности, что сегодня переливания не связаны с риском? Если говорить правду, то ежегодно у сотен тысяч людей возникают отрицательные реакции на кровь, и многие умирают. Возможно, что предыдущие высказывания напомнили тебе о заболеваниях, переносимых кровью. Прежде чем разобрать этот аспект, обрати внимание на менее известные опасности.

КРОВЬ И ТВОЙ ИММУНИТЕТ

В начале XX века ученые стали глубже понимать удивительно сложный состав крови. Они узнали, что есть разные группы крови. Совместимость крови донора и крови больного играет в переливаниях решающую роль. Если человек с кровью группы А получает кровь группы В, у него может произойти резкая гемолитическая реакция. Это может разрушить много эритроцитов и вызвать скорую смерть человека. Хотя определение группы крови и перекрестная проба сегодня обычны, все же допускаются ошибки. Каждый год люди умирают от гемолитических реакций.

Факты показывают, что вопрос о несовместимости выходит далеко за пределы сравнительно немногих групп крови, которые пытаются совместить в больницах. Почему? Вот что пишет д-р Дуглас Х. Поси Младший в своей статье «Переливание крови: применение, злоупотребление и опасности»: «Почти 30 лет назад Сэмпсон описал переливание крови как довольно опасную процедуру… [С тех пор] было установлено и описано по крайней мере еще 400 антигенов эритроцитов. Нет никакого сомнения, что это число будет расти, поскольку мембрана эритроцита невероятно сложна» (Journal of the National Medical Association [«Журнал Национальной медицинской ассоциации»], июль 1989 года).

В настоящее время ученые исследуют, как переливаемая кровь влияет на защитные силы организма, или его иммунную систему. Что это может означать для тебя или одного из твоих родственников, которому необходима операция?

«Примерно 1 из 100 переливаний сопровождается лихорадкой, ознобом или крапивницей [сыпью]… Примерно 1 из 6 000 переливаний эритроцитов приводит к гемолитической трансфузионной реакции. Это серьезная иммунологическая реакция, которая может произойти сразу или позднее, через несколько дней после переливания; она может привести к резкой [почечной] недостаточности, шоку, внутрисосудистому свертыванию крови, и даже к смерти» (конференция Национального института здравоохранения [НИЗ], 1988 год).

При пересадке сердца, печени или другого органа иммунная система реципиента может почувствовать инородную ткань и отторгнуть ее. Но ведь переливание и есть пересадка ткани. Даже «как следует» подобранная кровь может подавить иммунную систему. На одной конференции патологов было подчеркнуто, что сотни медицинских публикаций «связывают переливания крови с иммунологическими реакциями» («Case Builds Against Transfusions» [«Доказательства выступают против переливаний»], Medical World News [«Медицинские новости в мире»], 11 декабря 1989 года).

Одна из главных задач твоей иммунной системы — обнаруживать и уничтожать злокачественные (раковые) клетки. Может ли подавленный иммунитет привести к раку и смерти? Обрати внимание на два сообщения.

Журнал Cancer («Рак», 15 февраля 1987 года) привел результаты исследования, проведенного в Нидерландах: «Было замечено, что переливание очень отрицательно сказалось на длительности выживания больных с раком толстой кишки. В этой группе пятилетний коэффициент выживаемости для получивших переливание составлял 48 % и 74 % — для неполучивших». Врачи Южно-калифорнийского университета наблюдали за ста больными, у которых была удалена раковая опухоль. «Частота рецидивов для всех видов рака гортани составляла 14 % для тех, кому перелили кровь, и 65 % для тех, кому не перелили. Для рака полости рта, глотки и носа или пазух носа частота рецидивов составляла 31 % без переливаний и 71 % — с переливаниями» (Annals of Otology, Rhinology & Laryngology [«Ежегодник отиатрии, ринологии и ларингологии»], март 1989 года).


К какому заключению подводят эти исследования в связи с переливаниями? В своей статье «Переливания крови и удаление раковой опухоли» д-р Джон С. Спратт сделал такой вывод: «Хирургам-онкологам, по-видимому, придется оперировать без крови» (The American Journal of Surgery, [«Американский журнал по вопросам хирургии»], сентябрь 1986 года).

Другая главная задача твоей иммунной системы — защита от инфекций. Поэтому понятно, почему некоторые исследования показывают, что больные, получившие кровь, более предрасположены к инфекциям. Д-р П. И. Тарттер изучал операции на прямой кишке. Среди больных, которым сделали переливание, у 25 процентов развились инфекции, в то время как среди тех, кому не сделали переливания, инфекции развились только у 4 процентов. Он говорит: «Когда переливания делались до, во время или после операции, им сопутствовали инфекционные осложнения… Опасность возникновения послеоперационной инфекции возрастала пропорционально числу единиц вводимой крови». (The British Journal of Surgery [«Британский журнал по вопросам хирургии»], август 1988 года). Присутствовавшие на заседании Американской ассоциации банков крови в 1989 году, узнали, что, между тем как у 23 процентов получивших донорскую кровь во время операции по замещению бедра развились инфекции, у тех, кому не дали кровь, вообще не было инфекций.

Об этом действии переливания крови д-р Джон А. Коллинз писал: «Было бы смешно обнаружить, что „средство“, которое, как видно, может сделать мало хорошего, в итоге только усугубляет одну из основных проблем, стоящих перед этими больными» (World Journal of Surgery [«Всемирный журнал по вопросам хирургии»], февраль 1987 года).

Датский ученый Нильс Ерне получил в 1984 году Нобелевскую премию по медицине. Когда его спросили, почему он отказывается от переливания крови, он ответил: «Кровь человека подобна отпечаткам его пальцев — нет двух таких типов крови, которые были бы совершенно одинаковы».

БЕЗОБИДНОЕ ИЛИ ЧРЕВАТОЕ ОПАСНОСТЬЮ СРЕДСТВО?

Переносимое кровью заболевание беспокоит добросовестных врачей и многих больных. Какое это заболевание? Если честно, оно не одно — таких заболеваний очень много.

Обсудив наиболее известные заболевания, труд Techniques of Blood Transfusion («Техника переливания крови», 1982 год) переходит к «другим связанным с переливанием инфекционным болезням», например сифилис, вирус цитомегалии или малярия. Далее в нем говорится: «Сообщалось и о нескольких других заболеваниях, которые также передаются через переливание крови, к ним относится вирус герпеса, инфекционный мононуклеоз (вирус Эпштейна-Барр), токсоплазмоз, трипаносомоз [африканская сонная болезнь и болезнь Шагаса], лейшманиоз, бруцеллез [мальтийская лихорадка], тиф, филяриатоз, корь, сальмонеллез и колорадская клещевая лихорадка».


КРОВЬ, ПОРАЖЕННАЯ ПЕЧЕНЬ И...

«Парадоксально, но даже передаваемый через кровь СПИД… никогда не представлял такой большой опасности, как другие заболевания,— например, гепатит»,— сообщалось в «Вашингтон пост».

Да, огромное число людей серьезно заболело и умерло от гепатита, против которого до сих пор не существует определенного средства лечения. Согласно «Ю. С. ньюс энд уорлд рипорт» (1 мая 1989 года), в Соединенных Штатах около 5 процентов тех, кому делают переливание крови, заболевает гепатитом — 175 000 человек в год. Около половины из них становится хроническими носителями, и по меньшей мере у 1 из 5 развивается цирроз или рак печени. Порядка 4 000 человек умирает. Представь, какими бы были заголовки газет, если бы разбился большой лайнер и все пассажиры на борту погибли. Но ведь 4 000 смертей — это полный такой самолет, разбивающийся каждый месяц!

Врачи уже давно знали, что более мягкая форма гепатита (типа А) распространяется через грязную пищу или воду. Затем они заметили, что более серьезная форма распространяется через кровь, но не могли выявить ее в крови. Наконец, выдающиеся ученые научились определять «следы» этого вируса (типа В). К началу 1970-х кровь проверялась в некоторых странах. Запас крови казался безопасным, а будущее крови — безоблачным! Так ли это было?

Вскоре стало очевидно, что тысячи людей, которым вливалась проверенная кровь, по-прежнему заболевали гепатитом. После изнурительной болезни многие обнаружили, что их печень поражена. Но если кровь была проверена, почему это случалось? Оказывается, кровь содержала другую форму, называемую «гепатитом ни А, ни В» (ВГНАНВ). На протяжении десяти лет этот гепатит поражал через переливания — им заболели от 8 до 17 процентов тех, кому сделали переливания крови в Израиле, Испании, Италии, Соединенных Штатах, Швеции и Японии.

Затем появились такие заголовки, как «Загадочный вирус „гепатита ни А, ни В“ наконец отделен»; «Как убить лихорадку в крови». Мысль была все та же: «Неуловимый возбудитель пойман!» В апреле 1989 года людям сказали, что стал доступен тест на ВГНАНВ (теперь его называют гепатитом С).

Ты, возможно, спрашиваешь, не преждевременно ли это утешение. И в самом деле, итальянские исследователи сообщили еще об одном вирусе гепатита, мутанте, который, вероятно, вызывает треть случаев заболевания. «Некоторые компетентные лица,— замечается в Harvard Medical School Health Letter («Бюллетень медицинского факультета при Гарвардском университете», ноябрь 1989 года),— опасаются, что A, B, C и D еще не весь алфавит вирусов гепатита; могут появиться новые вирусы». Газета «Нью-Йорк таймс» (13 февраля 1990 года) заявила: «У специалистов есть большие подозрения, что гепатит могут вызывать и другие вирусы; если их обнаружат, то назовут гепатитом E и следующими буквами алфавита».

Не предстоят ли банкам крови еще более долгие поиски тестов, чтобы обезопасить кровь? Говоря о проблеме затрат, президент Американского Красного Креста сделал следующее беспокоящее заявление: «Мы не можем дальше прибавлять один тест за другим для каждого возможного инфекционного возбудителя» (Medical World News [«Медицинские новости в мире»], 8 мая 1989 года).

Ненадежен даже тест для гепатита В; многие по-прежнему заражаются этим видом гепатита через кровь. Кроме того, успокоены ли люди найденным тестом на гепатит С? The Journal of the American Medical Association («Журнал Американской медицинской ассоциации», 5 января 1990 года) показал, что может пройти год, прежде чем антитела можно будет обнаружить с помощью теста. А тем временем люди с перелитой кровью и пораженной печенью будут страдать и терять жизнь.

И список таких болезней растет. Ты, возможно, читал такие заголовки, как «Болезнь Лима из-за переливания? Невероятно, но специалисты встревожены». Насколько безопасна кровь, взятая у человека с положительным тестом на заболевание Лима? Группу медработников спросили, приняли бы они такую кровь. «Все они сказали нет, хотя ни один из них не посоветовал забраковать кровь, полученную от таких доноров». Как общественности смотреть на запасы крови, которые сами бы специалисты не приняли? («Нью-Йорк таймс», 18 июля 1989 года).

Другая причина для беспокойства вызвана тем, что кровь, собранная в стране, где преобладает определенное заболевание, может быть использована далеко за ее пределами, где ни общественность, ни врачи не подозревают об опасности. С сегодняшним ростом переездов, в том числе переездов беженцев и иммигрантов, растет опасность, что в продуктах крови может скрываться неизвестное заболевание.

Кроме того, один специалист по инфекционным заболеваниям предупредил: «Запас крови, может быть, надо проверить и для того, чтобы предотвратить перенос ряда заболеваний, которые раньше не считались инфекционными, к ним относятся лейкозы, лимфома и слабоумие [или болезнь Альцгеймера]» (Transfusion Medicine Reviews [«Медицинский обзор переливаний»], январь 1989 года).

Как ни пугают эти опасности, но другие внушают еще больший ужас.

ПАНДЕМИЯ СПИДА


«СПИД навсегда изменил точку зрения врачей и больных в отношении крови. И врачи, которые собрались в Национальном институте здравоохранения на конференцию, посвященную переливанию крови, сказали, что это неплохо» («Вашингтон пост», 5 июля 1988 года).

Пандемия СПИДа (синдром приобретенного иммунодефицита) на удивление быстро пробудила в людях осознание опасности получить инфекционные заболевания через кровь. Сейчас заражены миллионы. Эта пандемия выходит из-под контроля. А смертность от нее составляет в конечном счете 100 процентов.

СПИД вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), который может переноситься кровью. Современная чума СПИДа дала о себе знать в 1981 году. Уже в следующем году медики выяснили, что вирус может, по всей вероятности, передаваться через продукты крови. Сейчас признают, что индустрия крови не спешила откликнуться, даже когда стало возможно тестирование на определение крови, содержащей антитела к ВИЧ. Наконец, в 1985 году началось тестирование донорской крови*, но даже тогда этого не делали с продуктами крови, которые уже были на полке.


Болезнь Шагаса наглядно показывает, как кровь становится разносчиком болезни между людьми, живущими на больших расстояниях друг от друга. «Медикл пост» (16 января 1990 года) сообщает, что «10— 12 миллионов человек в Латинской Америке заражены хронически». Эту болезнь считают «одной из основных опасностей переливания крови в Южной Америке». «Клоп-хищнец» кусает спящую жертву в лицо, сосет кровь и испражняется в рану. Человек может годами носить болезнь Шагаса (возможно, тем временем сдавая кровь), прежде чем у него разовьются смертельные осложнения на сердце.

Почему это должно беспокоить людей на отдаленных материках? В «Нью-Йорк таймс» (23 мая 1989 года) д-р Л. К. Альтман сообщал о пациентах, один из которых умер из-за болезни Шагаса, возникшей после переливания. Альтман писал: «Другие случаи, по-видимому, остались незамеченными, потому что [врачи здесь] не знакомы с болезнью Шагаса, также не осознают они, что она может передаваться через переливания». Да, кровь может быть средством транспортировки, с помощью которого могут свободно распространяться болезни.


Впоследствии людей заверяли: «Теперь запасы крови безопасны». Однако позже было обнаружено, что у СПИДа есть опасное «диагностическое окно». После того как человек заразился, могут пройти месяцы, прежде чем у него появятся обнаруживаемые антитела. Не осознавая, что он носит вирус, он может сдать кровь с отрицательным результатом при тестировании. Так оно и было. После переливания такой крови у людей развивался СПИД!

Вирус СПИДа.

Картина стала еще мрачнее. The New England Journal of Medicine («Медицинский журнал Новой Англии», 1 июня 1989 года) сообщил о «Скрытых инфекциях ВИЧ». Было установлено, что люди могут годами носить вирус СПИДа без обнаружения его современными косвенными тестами. Некоторые хотели бы преуменьшить число таких людей, говоря, что это случается редко, однако и они подтверждают, «что опасность передачи СПИДа через кровь и ее компоненты не может быть полностью устранена» (Patient Care [«Уход за больными»], 30 ноября 1989 года). Тревожит заключение: отрицательный результат не свидетельствует о хорошем состоянии здоровья. Сколько людей еще заразится СПИДом через кровь?

СЛЕДУЮЩЕЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ? ИЛИ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ?


Людям, живущим в местности частых землетрясений, знакомо чувство, когда они, уцелев в таком бедствии, должны жить, зная, что однажды оно повторится опять. В вопросе крови никто не знает, сколько «землетрясений» еще случится.

Вирус СПИДа был обозначен как ВИЧ, но некоторые специалисты называют его теперь ВИЧ-1. Почему? Потому что они обнаружили другой тип вируса СПИДа (ВИЧ-2). Он может вызвать симптомы СПИДа и распространен в некоторых областях. Кроме того, он «не определяется последовательно тестами на СПИД, которыми здесь сейчас пользуются»,— сообщает «Нью-Йорк таймс» (27 июня 1989 года). «Новые открытия… оставляют еще меньше уверенности в том, что запасы взятой крови безопасны».

А что можно сказать о дальних родственниках вируса СПИДа? Один комитет, уполномоченный президентом Соединенных Штатов, заявил, что один такой вирус, «похоже, вызывает у взрослых Т-клеточный лимфобластный лейкоз и серьезное неврологическое заболевание». Этот вирус уже содержится в крови доноров и может передаваться через кровь. Люди по праву могут задаваться вопросом: «Насколько надежна проверка запасов крови на эти другие вирусы?»


Д-р Кнуд Лунд-Олезен писал: «Поскольку… некоторые люди из групп повышенного риска становятся донорами, потому что тогда их автоматически проверяют на СПИД, я думаю, есть основания отказаться от переливания крови. Свидетели Иеговы отказывались от него уже многие годы. Неужели они смотрели в будущее?» (Ugeskrift for Læger [«Еженедельник врача»], 26 сентября 1988 года).

Поистине, только время покажет, сколько переносимых кровью вирусов скрывается в запасах крови. «Неизвестные еще могут вызвать больше беспокойств, чем уже известные,— пишет д-р Гарольд Т. Меримэн.— Передаваемые вирусы с инкубационным периодом во много лет будет трудно связать с переливаниями и еще труднее обнаружить. Нет сомнения, что группа Т-лимфотропных вирусов человека лишь одна из первых, всплывших на поверхность» (Transfusion Medicine Reviews, июль 1989 года). «Будто мало горя принесла эпидемия СПИДа… как 1980-е годы привлекли внимание к ряду предполагаемых или описанных новых опасностей переливания. Не требуется большого воображения, чтобы предсказать существование других серьезных вирусных заболеваний, которые передаются гомологичными переливаниями» (Limiting Homologous Exposure: Alternative Strategies [«Как ограничить гомологичное воздействие: возможные способы»], 1989 год).

Случилось уже столько «землетрясений», что Центры по контролю заболеваний рекомендуют «универсальные меры предохранения». А именно — «медработники должны предположить, что все больные заражены ВИЧ и другими переносимыми кровью патогенами». Медики и члены общественности не без оснований меняют свой взгляд на кровь.

* Нет оснований думать, что сейчас проверяется вся кровь. Сообщалось, например, что к началу 1989 года около 80 процентов банков крови в Бразилии были вне контроля правительства, также кровь не проверялась на СПИД.


Ирина
Ирина
Белгород
00971

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества