Задача
Познакомить с основными цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый) и показать разнообразие оттенков
Возраст
1 год
Длительность
2-3 недели: по 2 дня на цвет + 2-3 дня на закрепление всех цветов
Занятия
Знакомство с цветом и его оттенками.
Материалы
Карточки из набора 100 цветов.
На обороте каждой карточки название и факты о цвете. Карточки удобны для первого знакомства малыша с основными цветами или их оттенками.
Что делали.
Смотрели карточки основного цвета и его оттенков.
Проговаривала название цвета и интересный факт про него.
Группировали карточки одного цвета: светлые, темные, яркие и т.п.
Подбирали карточки с наиболее подходящим оттенком для различных предметов.
Передача эмоций через цвет.
Материалы.
Карточки с оттенками, сгруппированными по настроению, эмоциям.
Это, пожалуй, самая субъективная часть.
У меня были карточки Dulux (как и где я их достала). Оттенки каждого цвета этих карточек поделены на 4 настроения, я воспользовалась данными подсказками:
- Rich: насыщенный, глубокий, яркий.
- Warm: теплый, мягкий, нежный, приглушенный.
- Fresh: свежий, легкий, яркий.
- Calm: спокойный.
Я объедина карточки по оттенкам и настроениям в группы. Вот так, например, выглядят 4 группы зеленых оттенков:
Конечно, можно придумать свое деление, ведь это задание на передачу личных ощущений. Но поскольку я внутренне согласилась с предложенным делением, то решила его и оставить. А более детальное отложить на более поздний срок и группировать оттенки уже с Алисой.
Что делали.
Демонстрировала палитру для каждого настроения в рамках одного цвета.
Кроме того для создания «цветного» настроения я делала цветные плакаты: на перекидной календарь формата А2 с обратной стороны страниц крепила карточки с оттенками текущего цвета. Крепила канцелярскими скрепками, чтобы в любой момент, как только дочка заинтересуется содержимым, карточки можно было быстро снять и дать в руки для детального изучения:) Вот такие плакаты получились:
Плакты имели такой успех, что я стала крепить и другие материалы (очень хорошо получалось с репродукциями), а также просто вешала страницы календаря с нужными оттенками:
Цвета вокруг.
Материалы.
Видеопрезентации знакомства с цветом:
- красный
- оранжевый
- желтый
- зеленый
- голубой
- синий
- фиолетовый.
Что делали.
Смотрели ролики соответствующего цвета. Рассказала Алисе, что цвета — это не просто оттенок на карточке, это характеристика любого предмета. Для закрепления искали вокруг предметы соответствующего цвета.
Передача цвета через картины
Материалы.
Репродукции известных художников с преобладанием соответствующего цвета в картине.
Примечание: картины легко найти в Яндексе (картинки) по запросу «репродукции известных художников» с фильтром нужного цвета. Например: .
Я выбирала картины руководствуясь следующими критериями:
- Картина мне нравится
- Картина передает многообразие оттенков нужного цвета
- Картина и ее автор известны и популярны
Репродукции я распечатала на фотобумаге форматом А5.
Отобранные мной картины в архиве материалов занятия.
Что делали.
Демонстрировала картины, озвучивала авторов, названия.
Подбирали карточки из набора 100 цветов с оттенками, наиболее подходящими картине.
Чтение
Материалы
Книжки-листалки со стихами про цвета.
Задалась целью представить цвета и через слова-письменность. Мы сейчас читаем небольшие книжки с предложениями 3-5 слов, поэтому для книжек я выбирала короткие стихи про цвета. Также я искала стихи, где по-максимуму были бы представлены типичные предметы выбранного оттенка, чтобы получить стойкую ассоциацию (например, синий карандаш не подходит, так как карандаш может быть любого цвета, а вот синие небо или красная малина — то, что нужно).
При оформлении также старалась по-максимуму задействовать нужный цвет и в картинках, и в тексте.
Получившиеся книжки также в архиве материалов занятия.
Что делали
«Читали» книжки несколько раз в течение дня.
PS Перед занятиями показала дочке все незнакомые нам слова из книжек в рамках методики Домана.
Определение цвета. Практика.
Материалы.
Однотипные фигурки разных цветов (хорошо подойдут кубики детского конструктора). Предметы домашней обстановки.
Что делали.
Искали среди домашний предметов нужные цвета.
Искали нужный цвет среди мелких деталей (платье куклы, цветной рисунок и прочее).
Сортировали одноцветные предметы по цветам.
Среди группы однотипных предметов находили лишний (по цвету) — три зеленых кубика и один красный.
Рисование
Материалы.
Фломастеры, пальчиковые краски, доска-мольберт, бумага, цветное тесто для лепки и пр.
Что делали.
Много рисовали различными способами: пальчиковыми красками, фломастерами, на молоке, через файлы, ладошками, губками-печатками. Подробнее о каждом способе в дневнике каждого дня занятий.
Лепили из соленого теста (мяли, щипали).
Занятия английским
Дополнила наши занятия английским видеопрезентациями по цветам:
- red
- orange
- yellow
- green
- blue
- purple
Чтобы не потерять атмосферу :).
Также пересмотрели мультики и видео про цвета:
- Gogo What colour is this?
- The Rainbow Colors Song
- The Butterfly Colors Song
- Butterfly Colors Song 2
- Colors Song 3
- Shapes and Colours Brainy Baby
Пели песенки про цвета (SuperSimpleSongs)
- "I see something blue"
- "I see something pink"
Закрепление/повторение.
Материалы
Все вышеперечисленные материалы цветных деньков
Что делали
В двух словах — игрались с цветами: искали заданные оттенки, подбирали похожие цвета, сортировали карточки, пересматривали видео материалы всех дней, перечитывали книжки с цветными стихами.
Для наглядности приведу несколько примеров.
Из карточек 100 цветов выбрала по три каждого оттенка (самый яркий, самый светлый, самый темный).
Сортировали по цветам (6 групп: красные, синие, зеленые, желтые, оранжевые, фиолетовые) и по оттенкам (яркие, темные, светлые).
Показывала карточки одного цвета, например зеленого и просила выбрать среди репродукций картины в этих оттенках.
И наоборот, к картине просила подобрать наиболее подходящие ей по оттенкам карточки с цветами.
На цветных картинках искали нужные нам цвета. Для простоты я брала книжку про цвета из 7 гнов 0+, там простые двухцветные картинки.
Использовали однотонные игрушки: хорошо подошли кубики и кольца пирамидки: выбирали и подавали нужные цвета.
Как проходили наши дни
- Красный
- Жёлтый
- Оранжевый
- Синий и голубой
- Зеленый
- Фиолетовый
Порядок ввода цветов продиктован соображениями контрастности (новый цвет значительно отличается от предыдущего) и колористики (если вводится «смешанный» цвет, то его можно презентовать через уже знакомые основные (оранжевый -это результат смешения красного и желтого).
источник: