давайте подсчитаем.8 месяц

Восьмой месяц
Физические упражнения для детей в возрасте 6-8 месяцев.
Стимуляция нервно-психического развития ребенка в возрасте 6 — 12 месяцев
Нервно-психическое развитие. 8-й месяц

Что нового принес этот месяц? Новые граммы и сантиметры, конечно же — малыш стал тяжелее в среднем на 400 — 500 граммов, и выше на целых 2 сантиметра (тоже, в среднем, конечно же). Обязателен и прирост окружностей головы (0,5 см) и груди (также 0,5 см) — растущие органы ребенка требуют все больше и больше места.

У многих детей продолжается дентация — к концу восьмого месяца некоторые (те, кто «из молодых, да ранних»:) уже могут похвастаться целыми тремя, или даже четырьмя зубами! В большинстве случаев это бывают нижние и верхние центральные резцы, но могут быть и другие зубы — клыки, например:) В то же время, у некоторых малышей на восьмом месяце появляется лишь первый зуб — процесс прорезывания этих важных для взрослого типа питания образований протекает очень индивидуально, поскольку зависит от многих причин (начиная от генетических особенностей маленького человека и заканчивая его рационом)

Закономерно изменяется и диета ребенка — восьмой месяц для многих малышей становится временем введения уже второго (после овощного пюре) полутвердого прикорма. Чаще всего таковым становится специально приготовленая каша из какого-нибудь безглютенового зерна — рисовая, например. Или гречневая, кукурузная… Расширяется объем и ассортимент других продуктов, составляющих рацион ребенка: к концу месяца малышу «дозволено» потреблять уже целых 70 мл фруктовых соков и пюре, половину яичного желтка 5 граммов сухариков и столько же граммов растительного масла:) Вполне официально рекомендуются для введения в диету ребенка и таких продуктов как мясное пюре (начиная с 5 граммов и постепенно доводя до 30), кефира и свежего хлеба. Последний, правда дается лишь в очень небольших количествах — всего лишь 5 граммов:) Разумеется, все вышеприведенные данные носят лишь ориентировочный характер: в практике дети восьмого месяца жизни могут как обходиться лишь одним материнским молоком в сочетании с витаминной и микроэлементарной сапплементацией, так и получать гораздо более разнообразный по сравнению с указанным здесь ассортимент продуктов питания.

Восьмой месяц (как, впрочем, и все остальные месяцы первого года) требует пристального родительского внимания к развитию моторной и психических сфер малыша. Так что не забывайте про физические упражнения и другие стимулирующие полноценное развитие ребенка воздействия, уважаемые родители: перефразируя популярную у земледельцев поговорку, можно сказать, что на первом году жизни один месяц целое последующее десятилетие кормит.

К радости мам и пап, в медицинском плане восьмой месяц жизни практически ничем не замечателен — большинство здоровых малышей в это время прекрасно обходится без каких бы-то ни было лабораторных, инструментальных и прочих исследований, без вакцинаций и других не особенно любимых ими медицинских мероприятий. Это видно и по резкому сокращению количества родительских вопросов, адресованных нашим он-лайновым педиатрам-консультантам: сравните таковое с количеством вопросов, присланным мамами, папами и бабушками новорожденных, двух-или-трехмесячныхдетей. Одним-единственным медицинским событием в этом возрасте в идеале бывает плановый визит к педиатру — да и то, осуществляемый лишь с целью демонстрации замечательных новых зубов во рту малыша. Или не менее замечательных новых его умений. Сходите и повергните эскулапа в благоговение — не зря же Вы так старались весь этот месяц, правда?:)Начиная с седьмого месяца жизни, педиатры обычно рекомендуют родителям перейти к освоению следующего, 4-го по счету, комплекса детской общеукрепляющей гимнастики. Задачи этого комплекса, в целом, прежние — дальнейшее укрепление мускулатуры ребенка и развитие многих важных моторных навыков и умений. Помимо полезной физической нагрузки, обеспечиваемой гимнастикой, огромную роль играют и положительные эмоции, получаемые маленьким человеком во время занятий с матерью или отцом. Рекомендуемые ниже упражнения мамы и папы могут использовать при занятиях со здоровыми малышами — дети, наблюдаемые педиатром или невропатологом по поводу каких-либо проблем, возможно, будут нуждаться в специальных лечебно-физкультурных комплексах. Последние обычно проводятся под руководством квалифицированного специалиста.

1. Попеременное сгибание и разгибание рук с кольцами («бокс с кольцами»).
Исходное положение ребенка — лежа на спине (после овладения навыком самостоятельного сидения — сидя). Техника выполнения это упражнения отличается от таковой в предыдущем гимнастическом комплексе лишь использованием специальных, удобных для ручек малыша пластиковых или деревянных колец. После того, как ребенок прочно захватил их пальцами, следует потягиванием и отпусканием колец попеременно разгибать ручки малыша, добиваясь полного их выпрямления в локтевых суставах, после чего возвратить в согнутое положение. Повторить 6-8 раз, под счет. За неимением колец, вполне можно предложить ребенку для захвата большие пальцы рук взрослого.

2. Круговые движения ногами.
Исходное положение ребенка — лежа на спине. Ножки малыша мягко захватываются за голени, сгибаются в коленных и тазобедренных суставах — подводятся к животу. Затем согнутые ножки разводятся в стороны, выпрямляются и сводятся вместе. Упражнение повторяется 3-4 раза.

3. Поворот со спины на живот, держась за руку.
Исходное положение ребенка — лежа на спине. Техника выполнения этого упражнения для ребенка существенно усложняется по сравнению с таковой в комплексе предыдущем: взрослым захватывается только одна из ручек ребенка, а ножки остаются свободными. Потягивая за руку, малыша побуждают осуществить поворот практически самостоятельно. Упражнение выполняется 2-3 раза в каждую сторону.

4. Переход в положение сидя с помощью взрослого
Исходное положение ребенка — лежа на спине. Для побуждения малыша к переходу из «лежачего» в «сидячее» положение используют потягивание за ручку, которой он крепко держится за предложенный палец взрослого. Для страховки ребенка поддерживают свободной рукой за плечо. Упражнение выполняется 2-3 раза. Как вариант, можно побуждать ребенка к «усаживанию», слегка потягивая за обе выпрямленные руки, предварительно несколько отведенные в стороны.

5. Поднимание ног и туловища.
Исходное положение ребенка — лежа на спине, ножки вытянуты. Ножки малыша захватываются за область голеностопных суставов так, чтобы большие пальцы левой руки взрослого были снизу, а остальные сверху. Правая рука взрослого размещается под спинкой ребенка. Поддерживая малыша правой рукой, левой приподнимать его выпрямленные ножки до отрыва туловища от опорной поверхности (голова ребенка остается в соприкосновении с нею). Упражнение выполняется 1-2 раза.

6. «Скользящие шаги».
Исходное положение ребенка — лежа на спине, ножки полусогнуты. Взрослый располагается «в ногах» у малыша. Мягко захватив щиколотку малыша пальцами, потягиванием на себя взрослый постепенно выпрямляет ножку, стопа ребенка при этом как бы скользит по поверхности стола, после чего возвращает ножку в исходное (полусогнутое) положение. «Шаги» выполняются поочередно каждой ножкой. Упражнение повторяется 4-6 раз.

7. Ползание за игрушкой.
Исходное положение ребенка — лежа на животе. Стимуляция ползания осуществляется с помощью яркой игрушки, размещенной на некотором расстоянии от малыша. Желательно добиться того, чтобы ребенок достал игрушку 6-8 раз за занятие. Для того, чтобы не вызвать у маленького человека разочарования недостижимостью цели, лучше использовать не одну, а несколько игрушек:)

8. Доставание игрушки.
Исходное положение ребенка — сидя. Перемещая в пространстве яркую игрушку, взрослый побуждает малыша дотягиваться до нее ручками. Повторить 8-10 раз.

Существуют, конечно же, и другие физические упражнения для детей 6-8 месяцев — благо, что фантазии любящим родителям, да и профессионалам в области лечебной физкультуры, не занимать. Чего стоят хотя бы те же «ходунки», помогающие малышу не только укреплять мускулатуру рук, шеи и туловища, но и развивающие координацию движений, а также чувство пространства. Или «прыгунки», полезные для мышц ног и все той же координации движений… В общем, здесь очень многое зависит от заинтересованности родителей в развивающем воздействии на организм ребенка.Так уж заведено в природе, что процесс развития отдельно взятого человеческого существа, мудрено именуемый онтогенезом, протекает строго индивидуально — ведь каждый из нас имеет свои генетические особенности, да и внешнесредовые влияния на организмы разных людей могут существенно варьировать. Чем больше возраст ребенка, тем более выраженными становятся отличия его персональных темпов и приоритетных направлений нервно-психического развития от темпов такого развития других детей. И тем большую неоднородность приобретают когорты малышей-сверстников. Это похоже на шоссейную велогонку или большое авторалли — чем больше времени проходит от старта, тем сильнее «растягивается» в пространстве и времени изначально компактный «рой» спортсменов. Тем самым озадачивая, наполняя надеждой или повергая в уныние тренеров, болельщиков и просто любителей спортивных прогнозов. Впрочем, масштабы и правила глобальнейшего ралли, именуемого Жизнью, мало сопоставимы с масштабами и правилами любого из ныне существующих спортивных соревнований — так что мамам и папам, чьи грудные малыши не попали в число лидеров по нервно-психическому развитию во втором полугодии, огорчаться в большинстве случаев не стоит. Потому что до «финиша» еще очень далеко, да и комплекты «золотых медалей» здесь разыгрываются в практически неограниченном количестве.

Разглагольствования, с которыми Вы только что ознакомились, являются попыткой авторов-составителей хоть как-то оправдаться перед читателем за то, что следующие ниже рекомендации по развитию нервно-психической сферы ребенка хронологически несколько «размыты» и охватывают разом целое полугодие. Дело в том, что различия в индивидуальных темпах освоения малышами различных навыков и умений во втором полугодии жизни и вправду настолько существенны, что невозможно дать конкретные рекомендации на конкретный месяц, не зная всех особенностей текущего нервно-психического статуса малыша. Равно как и особенностей среды его обитания. Поэтому мы вынуждены ограничиться лишь некими ориентировочными советами, представляющими собой развивающий минимум, ниже которого опускать планку по-настоящему заботливым родителям во второй половине первого года жизни малыша нежелательно. Тем же мамам и папам, кто всерьез вознамерился вырастить вундеркинда, следует трудиться гораздо интенсивнее:) Итак,

Старайтесь не давать малышу «залеживаться» — движение, как известно, и есть жизнь. Если бытовые проблемы заставляют Вас активно пользоваться манежем, то позаботьтесь о том, чтобы помещенный в него ребенок постоянно пытался что-то достать, до чего-то дотянуться. Предоставьте ему оперативный простор для ползания, если этот вид передвижения малышу по душе. Начиная с восьмого месяца жизни в большинстве случаев уже следует побуждать ребенка к активному освоению вертикального положения. Т.е. нужно учить его вставать на ноги, держась за что-либо — за борта того же манежа, например. А затем и ходить таким же образом. Вариантом стимуляции двигательной активности могут быть «ходунки» — только не забывайте периодически извлекать малыша из них и обучать «безмашинному» стоянию-хождению. Некоторые дети уже на девятом-десятом месяце могут совершить первые самостоятельные шаги без поддержки — с этого момента стимулируйте хождение, играя с малышом во всевозможные «догоню-догоню», «топ-топ-топотушки» и «а ну-ка, отними!».

Не забывайте и о развитии мелкой моторики: во втором полугодии игрушки малыша должны быть более сложными. Пирамидки, кубики, кастрюльки, корзинки, коробочки и прочие пластиковые или деревянные предметы, годные для всевозможных нанизываний, сопоставлений, вставлений, погружений и прочих конструкторских деяний прекрасно развивают нервные центры и, как следствие, координированность ручек ребенка. Играйте с малышом, учите его произвольно пользоваться такими игрушками и предметами — это неоценимо не только для моторики, но и для интеллекта маленького человека.

Не стесняйтесь загружать сенсоры ребенка — в это время он должен получать через зрение и слух много разнообразной информации. Как дома, так и на прогулке. Красочно иллюстрированные книжки, всевозможные возбуждающие любопытство предметы, кошки-собаки-попугаи-аквариумные рыбки — в общем, показывайте ребенку все, что только можно. Хотя многие педиатрические школы не рекомендуют приобщать детей младше двух лет к телевизору, реальный опыт показывает, что краткосрочный просмотр броских визуальных сюжетов (типа рекламных роликов или фрагментов видеоклипов, фильмов и т.д.) физической опасности, в общем-то не представляет. Да и невозможно полностью оградить малыша от всепроникающего телевидения — просто нужно позаботиться о том, чтобы время его визуального контакта с телеприемником (или компьютерным монитором) было небольшим по продолжительности, а поглощаемая ребенком информация была эмоционально позитивной и не слишком возбуждающей. Не забывайте постоянно обогащать фонотеку ребенка — хорошая музыка, в том числе и музыка природы (пение птиц, шум дождя и т.д.) оказывает мощное положительное (и развивающее) воздействие на психику малыша.

Тренируйте осязательные способности маленького человека — предлагайте ему для ощупывания естественные и искусственные материалы самой разной фактуры. Придайте таким занятиям форму игры-ритуала — например, гуляя в парке или во дворе, подходите с малышом к деревьям и предлагайте: «Давай потрогаем пальчиками березку» (лиственницу, бархат, секвойю, финиковую пальму или что там еще растет у Вас во дворе). Развивайте обоняние ребенка — пусть запахи цветов, листьев, травы и мха, фруктов, ягод и Ваших кулинарных шедевров войдут в его жизнь. Отличие развивающих воздействий во втором полугодии жизни от таковых в полугодии первом заключается в мультифокусности — тренируя, например, конкретные сенсоры, не стоит забывать и о стимуляции речи, процессов мышления, эмоциональной сферы ребенка и т.д. Общайтесь с малышом, как общается талантливый учитель с благодарным и усердным учеником — тем более, что усердия Вашему ребенку наверняка не занимать. Впрочем, как и Вам — педагогических талантов:)

Развивая моторную речь малыша этого возраста, следует вначале изучить то, что он уже умеет говорить. Выбирая из обильной речевой продукции ребенка рациональные звуки и слоги, побуждайте его повторять их снова и снова, варьируя интонации. Разумеется, такие занятия просто обязаны иметь форму игры — иначе они будут малоэффективными. В свою очередь, дети учатся говорить, подражая взрослым — поэтому периодически перехватывайте инициативу у маленького говоруна: пусть и он поимитирует звуки, что произносите Вы. К возрасту 9-10 месяцев среди отрабатываемых звукосочетаний все чаще и чаще должны фигурировать фонетически простые слова (мама, папа, баба, дай, на и т.д.), равно, как и слова «облегченные» (гав-гав, би-би, пи-пи, кис-кис, ням-ням и т.п.) Будучи освоенными малышом, такие слова как бы перекидывают связующий мостик между речью сенсорной («понимательной») и речью моторной («говорительной»).

Для развития сенсорной речи, понятное дело, нужно часто и много разговаривать с ребенком, обращаясь к нему с просьбами, простыми инструкциями («помаши папе ручкой», «открой ротик», «покорми куклу», «дай маме игрушку» и т.д.). А также просто рассказывая малышу обо всем, что считаете достойным его внимания. При этом старайтесь произносить слова отчетливо, интонационно выделять среди них главные и второстепенные. Предложения желательно строить грамотно — иначе малолетний имитатор успешно освоит все Ваши слова-паразиты и бытовизмы, невыгодно отличающие разговорную речь от литературной. Кстати, для ознакомления малыша с последней читайте ему вслух — благодарный маленький слушатель прекрасно воспримет и Лескова, и Толстого, и Чехова, и Есенина, и Маяковского… В разумных количествах, конечно:)



Из «бытовых» навыков в второй половине первого года жизни имеет смысл сосредоточить внимание на умении самостоятельно есть. Уже с 6,5-7 месяцев нужно давать малышу в руки кусочек печенья или сухарик, побуждая его есть самостоятельно. В период с 7 до 12 месяцев ребенок вполне способен научиться пить из чашки или пиалы — сначала поддерживаемой взрослым, а затем и собственноручно. После освоения малышом навыка самостоятельного сидения следует кормить его именно в этом положении, используя специальный детский столик. При этом нужно мягко, весело и настойчиво прививать ребенку навыки опрятности — как непосредственно во время еды, так и после нее («водичка-водичка, умой мое личико» и т.п.). Ближе к концу первого года не помешает и крепко «подружить» малыша с ложкой — ну, той самой, серебряной, что бабушка подарила «на прорезавшийся зубок»:) Многие годовалые дети могут довольно уверенно пользоваться этим жизненно важным инструментом.

И, наконец, знаменитая «проблема горшка». Если Вы намерены решить ее, то второе полугодие жизни (особенно последний квартал первого года) вполне для этого подходит. При соответствующих усилиях со стороны родителей, к году вполне реально приучить малыша проситься на горшок — осталось только решить, нужно ли это Вам.

Относиться к развивающейся личности малыша нужно бережно и уважительно, без неоправданного форсажа. Ведь для того, чтобы она в конечном итоге переросла в Личность Настоящего Человека, в большинстве случаев от родителей вовсе не требуется «крутых» действий в стиле легендарных Святогора или Ильи Муромца. Вполне достаточно тихого, мягкого, но в то же время упорного каждодневного труда, что больше сродни менее известному былинному герою — скромному землепашцу Микуле Селяниновичу. Между тем, как следует из русского эпоса, именно этому скромному землепашцу оказалось под силу сделать то, чего не смогли герои-богатыри:)Нервно-психическое развитие. 8-й месяц
<< Назад
Малыш становится все более и более коммуникабельным — в возрасте 8 месяцев большинство детей уже умеет налаживать эмоциональные контакты с другими детьми. Увидев рядом с собой еще одного маленького человека (или сразу нескольких), малыш вначале сосредоточенно наблюдает за его/их действиями, а затем демонстративно выражает свое одобрение смехом или дружелюбным лепетом.

Игрушками (а в данном возрасте игрушками является все без исключения) дети восьмого месяца жизни занимаются подолгу и с удовольствием, пробуя их не только на вкус, но и на прочность:) Если в это время в руки к маленькому исследователю попадет предмет, потенциально способный издавать громкие звуки (металлическая кастрюля с крышкой, например), то процесс детального изучения этого предмета будет слышен не только родителям, но и соседям, живущим этажом выше и этажом ниже. Не говоря уже о соседях по
лестничной площадке:)

Впрочем, малыши этого возраста умеют не только самостоятельно заниматься с игрушками, но и повторять за взрослыми несложные манипуляции с самыми разными предметами. Попробуйте, например, взять в руки молоток и уже упоминавшуюся выше металлическую кастрюлю… Шутка. Лучше возьмите мячик и покажите малышу, как он замечательно катится по полу, если его легонько подтолкнуть рукой. Двух раз будет вполне достаточно для того, чтобы маленький человек немедленно толкнул предложенный ему мячик, с интересом и видимым удовольствием копируя Ваши действия.

Существенно шагнула вперед и крупная моторика ребенка — к концу восьмого месяца жизни многие малыши уже умеют самостоятельно садиться, ложиться, уверенно сидеть, переступать ножками, держась за барьер или с бешеной скоростью перемещаться на четвереньках. Разброс освоенных моторных навыков у детей в этом возрасте довольно существенный, так что не стоит огорчаться, если Ваш малыш не умеет всего, что перечислено выше — в большинстве случаев вполне достаточно и владения любыми двумя из этих умений.

Неуклонно прогрессирует сенсорная речь малыша — сейчас он понимает гораздо больше словесных инструкций родителей, чем месяц тому назад. По заданию мамы или папы маленький человек запросто находит взглядом уже не один-два, а несколько хорошо знакомых ему предметов — телевизор, кроватку, окно и т.д. Если Вы уже успели близко познакомить малыша с традиционными играми вроде «ладушек-ладушек» или «сороки», то к концу восьмого месяца он вполне может продемонстрировать умение играть в них кому угодно — при этом вполне достаточно лишь словесно попросить ребенка ребенка сделать это («не подсказывая» руками).

Не остается без прогресса и речь активная — то бишь разговорная. В этом возрасте ребенок уже имеет свои любимые звуки и слоги, которые он произносит громко, отчетливо и по-многу раз. Когда у него хорошее настроение, конечно:) Многие дети имеют обыкновение конструировать из таких «дежурных» звуков и слогов различные сочетания, с интересом прислушиваясь к их звучанию и с не меньшим интересом присматриваясь к эффекту, который произвел на родителей только что выданный на-гора «продукт».

Ну и, конечно же, расширяется объем освоенных «бытовых» умений — теперь малыш уже прекрасно знает, что следует делать с корочкой хлеба или замечательным сухариком, который протягивает ему любимая мама. Будьте спокойны — прежде, чем начать возить ими по столу, полу, стенным обоям или передней панели Вашего десктопа, маленький человек непременно попробует хлеб на вкус. Скорее всего он даже откусит небольшой кусочек зубами… или деснами:) Не менее хорошо ребенок восьми месяцев знает, для чего нужны ложка или чашка — предложите ему последнюю, и он не просто станет пить из нее, но и будет заботливо придерживать своими ручонками. А вдруг мама или папа уронят?:)

Перед тем, как идти на очередной плановый прием к педиатру, присядьте и переберите в уме вышеперечисленные навыки и умения. Если Ваш малыш может все, что описано в предыдущих шести абзацах, то можете считать его вундеркиндом:) Если он чего-то и не умеет — не беда. Дело в том, что официальная оценка нервно-психического развития малыша допускает весьма демократичную поправку на индивидуальность темпов этого самого развития. Так что, строго говоря, даже если Ваш ребенок овладеет большинством этих умений лишь к возрасту 8 месяцев и 15 дней, то это будет считаться нормой. Все еще впереди:)

давайте подсчитаем.8 месяц


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Актуальные посты