Девчата!!! Нашла вот эту статью и успокоилась! У нас все нормально минимум на 90%))) Вы тоже можете малышей проверить)))
Признаки отставания
Следует учесть, что не все дети имеют одинаковые темпы психического развития. На каждом возрастном этапе одни линии психического развития формируются быстрее, а достижения в других запаздывают. Поэтому не стоит сильно беспокоиться, если часть психомоторных реакций малыша немного опережает те, которые описаны в календаре психического развития ребенка для соответствующего возраста, а часть несколько отстает от них.
Небольшое отставание в развитии определенных психологических умений по сравнению с приведенными нормативами в «эталонном» календаре психического развития ребенка часто может не являться симптомом заболевания или отклонения. Однако вы должны зафиксировать этот факт и уделить особое внимание активному применению дополнительных средств педагогического воздействия для активизации темпа психического развития. При отсутствии положительной динамики в темпе психического развития ребенка в течение месяца показано обследование ребенка у специалистов: педиатра, невролога и специального педагога. С их помощью будет обнаружена причина отставания, определены пути восстановления здоровья и темпа психического развития. Профессионалы разработают индивидуальную программу воспитания и обучения ребенка, дадут вам советы по преодолению возникших педагогических проблем, проведут курс массажа, лечебной физкультуры, а при необходимости назначат медикаментозное лечение.
Признаки отставания в социально-эмоциональном развитии
Вам необходимо обратиться к специалисту за консультацией, если ребенок:
- редко и лишь на мгновение фиксирует взгляд на лице матери (ребенок смотрит как бы «сквозь»);
- остается пассивным и безразличным в ответ на эмоциональное общение с ним близким взрослым;
- не испытывает интереса к лицу матери и близких взрослых, не смотрит в глаза, отводит свой взгляд от лица взрослого;
- имеет выраженное своеобразие в формировании привязанности (сверхсильная привязанность к одному лицу, иногда на время может быть выделено одно лицо при резком неприятии остальных членов семьи);
- не может принять удобное положение на руках у матери;
- не меняет положения тела в кровати и пеленальнике;
- не совершает активных движений ручками и ножками во время бодрствования.
При наличии вышеперечисленных особенностей социально-эмоционального развития у детей необходимо обратиться к педиатру, неврологу, специальному педагогу, психологу.
Признаки отставания в развитии зрительного восприятия
Вам необходимо обратиться к специалисту за консультацией, если ребенок:
- не закрывает, не щурит глаза при ярком источнике света;
- редко и лишь на мгновение фиксирует взгляд на предмете, лице взрослого;
- не может проследить взором за движением игрушек и предметов или следит фрагментарно после 3 месяцев;
- поведение и мимика ребенка не меняется при виде матери и близких людей (не появляется реакция оживления в ответ на ласковый разговор близких);
- не испытывает интереса к игрушкам, предметам, своим рукам, не изучает их взглядом;
- у ребенка отмечается различное (неодинаковое) движение глазных яблок (вправо, влево, вверх, вниз).
При наличии вышеперечисленных особенностей формирования зрительных ориентировочных реакций и зрительного восприятия у детей необходимо обратиться к педиатру, офтальмологу, специальному педагогу.
Признаки отставания в двигательном развитии
Вам необходимо обратиться к специалисту за консультацией, если ребенок не овладевает произвольными движениями:
- в положении лежа на животе не поднимает голову, не удерживает ее (после 3 месяцев), удерживает голову непродолжительное время (после 6 месяцев);
- при этом не опирается на руки (руки под грудью);
- не может свободно поворачивать голову в разных направлениях;
- имеет вынужденное положение головы только в одну сторону;
- после 6 месяцев не может самостоятельно изменить положение тела или испытывает трудности при этом (не поворачивается на бок и на живот);
- после 7 месяцев не ползает, а после 8 месяцев самостоятельно не сидит (сидит только с поддержкой);
- к 12 месяцам не стоит самостоятельно или стоит на пальцах ног, а не на полной стопе; не передвигается у опоры;
- не может разжать кулачок и захватить игрушку, так как постоянно держит их сжатыми, не ощупывает рукой свою другую руку;
- не может удержать игрушку и выполнить действие с ней (после 5 месяцев);
- совершает с игрушкой 2–3 простых, однотипных манипулятивных действия (после 6 месяцев).
При наличии данных особенностей в двигательном развитии у детей необходимо обратиться к неврологу, ортопеду, специальному педагогу, логопеду.
Признаки отставания в развитии слухового восприятия
Вам необходимо обратиться к специалисту за консультацией, если у ребенка:
- не отмечается моргания, вздрагивания на неожиданный резкий громкий звук;
- не наблюдается или слабо выражено слуховое сосредоточение;
- не отмечается поиск источника звука (после 3 месяцев жизни), ребенок не поворачивает голову в сторону раздражителя;
- одинаково реагирует на все звуки окружающей среды, не имеет предпочтений, любимых звуков, не узнает голоса матери;
- после 6 месяцев не появился лепет, голосовые модуляции, изменение интонации голоса, отсутствует подражание голосу взрослого;
- после 9 месяцев ребенок не начал понимать обращенную к нему речь, не находит предметов и не выполняет действий.
При наличии вышеперечисленных особенностей формирования слуховых ориентировочных реакций и слухового восприятия у детей необходимо обратиться к педиатру, отоларингологу, специальному педагогу.
Признаки отставания в познавательном развитии
Вам необходимо обратиться к специалисту за консультацией, если ребенок:
- не испытывает потребность в контакте с близкими взрослыми: не изменяет поведения на руках у взрослого, не успокаивается при звучании голоса матери;
- не изучает окружающие его предметы взглядом, остается пассивным в период бодрствования;
- эмоциональные реакции после 3 месяцев жизни остаются бедными, маловыразительными: в ответ на общение взрослого с ним не наблюдается копирования мимики, отсутствует улыбка или она вызывается с трудом;
- «комплекс оживления» возникает редко и на непродолжительное время;
- после 9 месяцев действует с игрушками однообразно, не учитывает их назначения и свойства: стучит, трясет, тянет в рот, сосет, бросает;
- не различает близких и чужих людей;
- отсутствует потребность в сотрудничестве и взаимодействии со взрослым, стремление к подражанию его действиям с предметами;
- нет потребности самостоятельного изучения.
При наличии вышеперечисленных особенностей познавательного развития у детей необходимо обратиться к специальному педагогу, психологу, а также неврологу.
Признаки отставания в дословесном этапе развития речи
Вам необходимо обратиться к специалисту за консультацией, если у ребенка:
- крик отсутствует или он слабый, непродолжительный, однообразный;
- ребенок плохо сосет, быстро устает, во время сосания молоко подтекает из угла рта;
- отмечается асимметрия (перекос) мышц артикуляционного аппарата;
- звуки, издаваемые ребенком, тихие, нечеткие, с носовым оттенком;
- не появляется подражательная голосовая активность;
- лепет отсутствует или редкий, без четкой интонационной выразительности, звуки однообразные, монотонные, не повторяет слоги;
- не отмечается начальное понимание обращенной речи: не реагирует на свое имя, не выделяет по слову знакомые предметы, не выполняет простые речевые инструкции и разученные ранее действия;
- отмечается более позднее начало голосовых реакций и их неполноценность;
- отсутствуют голосовые реакции или они бедные, однообразные;
- гуление отсутствует или проявляется на более поздних сроках;
- наблюдается бедность его интонационной выразительности и однообразие звуков;
- подражательная голосовая активность крайне низкая.
При наличии данных особенностей в развитии речи детей необходимо обратиться к логопеду, неврологу и отоларингологу.