С точки зрения психологии страх, является эмоциональным процессом. В теории дифференциальных эмоций К. Изарда страх отнесён к базовым эмоциям, то есть является врождённым эмоциональным процессом с генетически заданным физиологическим компонентом. Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, «убегания».
Cложно найти человека, который никогда в жизни не испытывал страх. Страх, тревога, беспокойство являются нормальными эмоциональными проявлениями нашей психической жизни.
Каждый человек испытывает страх с самого рождения, они обусловлены возрастными особенностями. Большинство страхов имеют временной характер. Чаще всего детские страхи исчезают бесследно, главное к ним правильно относиться, понимать причину их появления и вовремя «контейнировать».
Если они сохраняются длительное время, очень мучительные и невыносимые, то это может быть признаком:
- неблагополучия,
- слабой нервной системы ребенка,
- неправильного и некорректного поведения родителей,
- того, что родители не знают психических и возрастных особенностей развития ребенка,
- не пережитых страхов самих родителей,
- конфликтных отношений в семье.
Большинство страхов, к сожалению, возникают именно по вине родителей, и каждый родитель должен не допустить возможность появления страха или снизить уровень страха, вызванный семейными конфликтами, резкими звуками, внутренней черствостью или противоположностью всему этому — гиперопекой, чрезмерным вниманием и назойливой любовью.
У детей с возрастом меняются мотивы поведения, отношения к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, насколько родители смогут уловить эти перемены, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.
На каждом возрастном жизненном этапе дети сталкиваются с определенными страхами. Рассмотрим детские страхи в возрасте от 1 до 3-х лет.
Интересен проведенный социологический опрос 200 матерей, детям которых от 1 до 3-х лет, им предоставили список из 29 видов страха.
Наиболее частым у детей 2-го года жизни является страх неожиданных звуков.
На втором месте находится страх одиночества, затем идут страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников. В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются на первый план (каждый второй мальчик или девочка), затем следуют страхи одиночества. По сравнению с 1-ым годом уменьшается страх неожиданных звуков (каждый третий мальчик и девочка). Это указывает на уменьшение безусловно-рефлекторных, инстинктивно обусловленных страхов, и нарастание страхов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу происхождения (боль, уколы, медработники).
К 2 годам существенно увеличиваются, особенно у мальчиков, страхи перед засыпанием, что связано с более частыми у них кошмарными сновидениями.
Полученные данные показывают повышенную чувствительность детей этого возраста к внезапным и болевым воздействиям, одиночеству и отсутствию поддержки взрослых. Соответственно все, что связано с семейными конфликтами, медицинскими манипуляциями, пребыванием в больнице или посещением детсада, может быть существенным источником эмоционального стресса, беспокойства и страхов.
Проблемы страхов у детей не существует у тех родителей, которые уверенно, и в то же время гибко, ведут себя по отношению к детям, учитывают особенности их темперамента, зарождающиеся склонности и интересы, считаются с их «я».
Страхов в первые годы всегда меньше, и они быстрее сходят на нет, если мать рядом с ребенком, в семье доминирует отец, родители не ведут «войну» с упрямством, развивают, а не подавляют или заглушают тревогой формирующееся «я» ребенка, если сами родители уверены в себе и способны помочь детям в преодолении воображаемых и реальных опасностей.