Ни жарко ни холодно…

Как обеспечить нормальный температурный режим новорожденному
Евгений Комаровский
Врач педиатр, к.м.н.
Журнал «9 месяцев»
№11 2004




Почти во всех книгах и учебниках, посвященных уходу за детьми, обращено внимание на тот очевидный факт, что у младенца несовершенны механизмы регуляции температуры тела, в связи с чем существует большой риск переохлаждения. Из этого, в общем-то, абсолютно правильного положения, зачастую делаются абсолютно неправильные выводы  1.

Защите ребенка от переохлаждения уделяет­ся первоочередное внимание, вплоть до то­го, что покупка электрообогревателя представляет собой одно из наиболее обязательных действий при подготовке к встрече новорожденно­го. Если температура воздуха в палате новорожден­ных роддома должна, в соответствии с инструкция­ми, быть не ниже 22° (как правило, она выше), то всего боящиеся родители любой ценой будут стремиться к тому, чтобы ниже этой цифры она (темпе­ратура) никак не опустилась. Автор посетил сотни новорожденных в первые дни после их выписки из роддома, и чувство нехватки воздуха было наиболее постоянным и наиболее типичным из всех чувств, которые ему приходилось испытывать после крат­ковременного пребывания в детской комнате.

Панически боясь холода, родители зачастую и не задумываются о том, что упомянутое нами несовершенство механизмов терморегуляции чрева­то не только переохлаждением, но и перегревом. Обмен веществ у новорожденного протекает очень интенсивно и сопровождается выработкой значительного количества тепла. От этого тепла организму ребенка необходимо избавляться. Сде­лать это можно двумя путями — через легкие и через кожу (непосредственный перенос тепла при контакте двух сред с разной температурой плюс дарение пота).

Воздух, вдыхаемый человеком (новорожденный— не исключение), достигая легких, нагре­вается до температуры тела. То есть ребенок вдыхает воздух с температурой 18°С, а выдыхает, со­ответственно, 36,6°С. При этом, разумеется, оп­ределенное количество тепла теряется. Если тем­пература вдыхаемого воздуха 23°С, то очевидно, что потери тепла заметно снижаются. Но терять тепло надо! И ребенок активизирует второй путь потеть — через кожу. Необходимо образовывать тот2, который не только мокрый, но и соленый — значит, теряются вода и соли, а запасы и того и другого у новорожденного очень незначительны.

Даже при небольшой нехватке жидкости су­щественно нарушается работа всех систем и органов. И последствия этих нарушений вы обяза­тельно обнаружите, развернув ребенка. Органи­зованный в роддоме перегрев (лишь бы вы не ска­зали, что простудили) прежде всего виден на коже новорожденного — она ярко-красная; в тех мес­тах, где скапливается пот, в паху, например, — опрелости3. У него пучит и болит животик (густые из-за нехватки жидкости кишечные соки с трудом способны переваривать еду), во рту белые пят­нышки — молочница4  (густая из-за нехватки жид­кости слюна не выполняет своих функций), в носу сухие корочки, затрудняющие дыхание (иногда даже сосать не может), и т.д.

Регуляция температурного режима новорож­денного может быть осуществлена посредством решения двух задач:

  • Температура воздуха в детской комнате.
  • Одежда ребенка.

    Обе эти задачи должны быть решены немед­ленно, в первые же сутки после возвращения из роддома. Чем дольше вы будете собираться и ре­шаться, тем хуже будет вам и вашему младенцу,

    тем большие усилия понадобятся впоследствии для того, чтобы наверстать упущенное.Исключительно важно (!!!) не путать и не смешивать такие понятия, как «холодно ребенку» и «температура воздуха, которым дышит ребенок».

    Оптимальная температура детской комнаты составляет 18—19°С.

    Чем выше, тем хуже. Но на всю жизнь — и вашу, и детскую — необходимо запомнить важ­нейшее правило, позволяющее принять правиль­ное решение при наличии сомнений5.

    Лучше переохладить, чем перегреть

    Только так и не иначе, потому что нельзя, ни в коем случае нельзя забывать о том, что перегрев ребенка не менее, а, как правило, значительно более опасен, чем переохлаждение!

    Природные условия обычно позволяют соз­дать оптимальный температурный режим (18— 19°С), но бывают исключения — и они совсем не­редки. Ребенок может родиться в жаркое время года, в стране с жарким климатом, в городе, где работники теплосетей склонны с повышенным рвением относиться к своим обязанностям, и т.д.

    Уберечь ребенка от перегрева при высокой температуре в помещении (выше 22°С) можно действиями в трех направлениях:

  • Одежда, точнее, ее минимальное количество.
  • Достаточное поступление в организм ребен­ка жидкости, помимо молока (вода).
  • Ванна.

    По всем этим направлениям мы в дальней­шем основательно пройдемся.

    А сейчас давайте обратим внимание на такое удивительное с бытовой точки зрения явление, как сквозняк6.

    «Сквозняк  — сквозной ветер, струя воздуха, продувающая помещение через отверстия, распо­ложенные друг против друга»7.

    Интересно, кому первому пришла в голову мысль касательно того, что Природа может создать биологический вид, для которого струя воздуха представляет собой грозную опас­ность?

    Люди дорогие! Это мы с вами сквозняков бо­имся, потому что родители наши оберегали нас всеми возможными способами от этих самых сквозняков. Но ребеночек тут при чем? Палку, конечно, перегибать не надо, но постоянные возг­ласы: «Закройте скорее дверь!» — не ведут ни к чему хорошему. Ребенок боится незнакомого. И нельзя прожить жизнь, ни разу не встретившись со сквозняком. Так лучше познакомиться с ним в младенчестве, перестав бояться, чем взрослым и солидным дядей кричать на весь автобус: «Зак­ройте окно, сквозит!»

    С момента возвращения из роддома не обра­щайте внимания на то, открыта или закрыта дверь в комнату, где находится ребенок. С точки зрения его здоровья, не имеет значения, где расположе­на кровать и попадает ли на нее воздух из приотк­рытого окошка. Для пятилетнего ребенка, уже испорченного стремлениями его уберечь, имеет. А для новорожденного — нет.

    Одежда

    Касательно температурного режима: родите­ли должны добиться, чтоб одежда не дала ребен­ку замерзнуть.

    Отдельно — по поводу одноразовых подгузников

    Нередко бабушки-врачи пишут и говорят про развитие какого-то особого «парникового эффекта», про то, что яичкам очень нужен хо­лод, а повышенная температура им (яичкам) противопоказана (дедушки-врачи про это не пи­шут), договорились (дописались) уже до того, что использование одноразовых подгузников приводит к бесплодию. Откуда наши врачи взяли эту информацию, не ясно. Но всегда приятно об­винить заморские подгузники в наших местных проблемах, особенно учитывая тот факт, что не менее 15% супружеских пар являются бесплод­ными. Заметьте: по поводу «парникового эф­фекта» от четырех пеленок на ребенке и двух обогревателей в детской комнате никто ничего не пишет.

    Теперь про  правила использования.При стандартно-хорошей  (с точки зрения среднего нашего человека) темпера­туре в детской комнате  —  а это 2425° С  —  ребенок в одноразовом подгузнике бу­дет страдать. Неминуемы опрелости, разд­ражение кожи под подгузником.  Несложно по­нять, что одноразовые подгузники являются уни­кальным барометром, позволяющим с уверен­ностью ответить на вопрос: перегрели вы ребенка или нет? При нормальном температурном режиме покрытый подгузником участок тела по цвету не отличается от остальных. А если отличается, то это не подгузник виноват, а любящие родственни­ки. Правила понятны: поддерживать должный температурный режим, а если это невозможно, (июльская жара) одноразовые подгузники не ис­пользовать вообще или использовать эпизодичес­ки — например, только в ночное время.Все хорошее должно иметь свое начало и свой конец.  Еще раз подчеркиваю: одноразо­вый подгузник — это для мамы! Если после родов вы силы восстановили, если чувствуете себя неп­лохо, если имеете, в конце концов, стиральную машину-автомат, — не увлекайтесь!Не используйте одноразовый подгузник в то время, когда ребенок не спит.  Поскольку по мере взросления спит ребенок все меньше и меньше, то и продолжительность общения с од­норазовым подгузником все время должна умень­шаться.Особая осторожность необходима, если ребенок заболел и у него высокая темпера­тура  — ведь подгузник покрывает около 30%  поверхности тела и препятствует отдаче тепла. Поэтому при температуре тела выше 38°С одно­разовый подгузник лучше не использовать.

    Право выбора пеленок или ползунков оста­ется за родителями. С точки зрения здоровья, этот выбор не принципиален. Решайте сами — что проще, что удобнее, что дешевле. Лично я со­ветую вам ориентироваться на время года. Если ребенок «летний» (родившийся летом) и в ком­нате тепло (выше 20°С), лучше сразу от пеленок отказаться. Ну, а «зимнему» будет в пеленках по­уютнее.

    Шапочка

    При температуре выше 18°С не нужна вооб­ще. Понадобится обязательно для прогулок в хо­лодное время года и после купания. Многочислен­ные разговоры о необходимости беречь уши явля­ются исключительно разговорами, никакой логи­ческой основы под собой не имеющими. Ясно ведь, что, коль скоро ушная раковина и слуховой проход постоянно защищены от воздействий пере­падов температуры, влаги и влияния движущегося воздуха (того же сквозняка), то первый же кон­такт с водой и ветерком закончится какой-нибудь болячкой — отитом (воспалением уха), например.

    По мере роста ребенка количественный и качественный состав одежды будет существенно меняться, но главное все-таки — это одежда в первые месяцы жизни. Нельзя предугадать все, что может понадобиться. В июле шестимесячно­му ребенку вполне хватит маечки и трусов, а в феврале уже понадобятся шубка и ползунки. Для нас с вами важно понять  принципы одева­ния,  а ответить на остальные вопросы любой здравомыслящий человек вполне сможет самос­тоятельно.

    Главный принцип мы уже изложили, но для надежности повторим еще раз:  лучше переохла­дить, чем перегреть.  Далее:  лучше накрыть, чем закутать.  Объясняю: если ребенок спит в детской комнате, вы запеленаете его при помощи всего двух предме­тов — подгузника и тонкой пеленки. Всем осталь­ным: более теплой пеленкой, полотенцем, одеялом — его нужно будет прикрыть. Но родителям всег­да непонятно: сколько же надо всего остального? Как определить, холодно ребенку или жарко? Наиболее весомый критерий — внешний вид кожи, которая должна быть бледно-розо­вой. Красная — значит, перегрели, и в следу­ющий раз необходимо использовать меньше одежды (в меньшее количество закутывать, меньшим количеством накрывать). Особен­ность здорового ребенка состоит в том, что на холод он очень бурно реагирует — громко кричит, двигается. Если вы запеленали ребен­ка и он спокойно уснул, ни о каком холоде речь идти просто не может. Но коль скоро вам очень страшно за него, накройте лишней пе­ленкой, только не нервничайте.Одежда всегда имеет меньшее значе­ние по сравнению с температурой возду­ха в комнате.

    При температуре ниже 18° перегреть ре­бенка практически невозможно — как бы вы его ни кутали, лишнее тепло уйдет в процессе дыхания.

    При температуре от 18°С до 22°С — одной-двух пеленок и подгузника вполне доста­точно. При температуре выше 22°С здоровый ребенок не замерзнет вообще, а вот перегреть его легко.

    Очень много заблуждений существует по поводу того, какой должна быть температура кожи малыша — не та температура, что пока­зывает термометр, а на ощупь — ручки, ножки, нос, уши и т.д.  Совершенно неправильно, когда прохладные и бледные пятки рас­сматриваются в качестве угрозы здо­ровью или как признак болезни!

    В любом теплокровном организме, как мы уже выяснили, постоянно происходят два про­цесса — теплообразования и теплоотдачи.

    В нормальном организме эти процессы на­ходятся в состоянии равновесия, которое сос­тавляет порядка 36,4—36,9°С, однако воз­можны индивидуальные колебания (то есть бывают люди — и дети, и взрослые, — для ко­торых вполне нормальна температура тела, скажем, 36,3°С или 37,2°С).

    Когда в помещении, где находится ребе­нок, прохладно, а ребенок здоров, его орга­низм реагирует совершенно определенным об­разом — уменьшает потери тепла. Достигает­ся это довольно легко — сокращаются сосуды кожи, уменьшается интенсивность циркуля­ции в них крови и, таким образом, уменьшает­ся теплоотдача. Кожа при этом прохладная на ощупь, что свидетельствует о нормальной теплорегуляции.

    Если в комнате 18°С, а у голенького ребен­ка розовые и теплые пятки — значит, вы его уже успели испортить — он не умеет сохранять тепло, а следовательно, может быстро переох­ладиться и заболеть.

    Питье

    Еще один критерий того, что малышу жар­ко, — его  желание попить.

    Количество необходимой ребенку жидкости определяется тем, сколько жидкости он теряет. Ос­новные пути потери организмом воды — увлажне­ние вдыхаемого воздуха и потоотделение. Как пра­вило, малыш, находящийся на грудном вскармли­вании, не требует дополнительного питья, однако  чем теплее в помещении и чем теплее одет ребенок, тем больше жидкости он теряет и тем актуальнее для него питье.

    При температуре воздуха, не превышающей 20°С, заставить младенца пить очень сложно. При 24°С потребность в воде равна, ориентировочно, 30 мл на 1 кг веса в сутки, то есть для новорож­денного — около 100 мл.

    Само собой разумеется, что давать ребенку воду необходимо в промежутках между кормле­ниями — например, если он проснулся через час после еды. Поверьте, здоровый малыш, которо­му жидкости не хватает, спокойно спать от корм­ления до кормления не будет никогда. При ***­ватке жидкости кишечные соки становятся гус­тыми и не справляются со своими обязанностя­ми по переработке пищи. И у ребенка болит жи­вотик. Поэтому врачи придумали замечательный способ лечить боли в животе — назначают  ук­ропную  воду. Ребенка не поили, и он плакал. Потом начали давать укропную воду, и все прош­ло. Только укроп здесь ни при чем. С таким же успехом можно пить петрушковую, сельдерей­ную и салатную воду. Главное в другом:  если из­бежать потерь жидкости не удается  —  очень жарко  —  обеспечению ребенка водой помимо материнского молока должно уделяться первостепенное внимание.В от­личие от молочных смесей, температура которых должна быть 36—37°С, вода может быть прох­ладнее — 26—30°С в первые 1—2 месяца жиз­ни и около 20°С — для детей более старшего возраста.

    В любом случае проблема питья вторична. Ее просто не существует, если в помещении обеспечен должный температурный режим (18—19°). И именно поэтому  желание или не­желание пить воду является исключи­тельно удобным критерием, позволяю­щим ответить на вопрос: имеется перег­рев или его нет.Здоров, но жадно пьет, — значит перегрели. Быстренько принимайте ме­ры. Отказывается от питья — ну и ладно.

     

    1Выводы эти как правило делают не авторы книг и учебников родители
    2Потовые железы у новорожденного развиты плохо, то есть он самой Природой приспособлен к по­тере тепла именно по средством дыхания
    3Опрелость — воспаление кожи, возникающее главным образом в ее складках.
    4Молочница — воспаление слизистой оболочки полости рта, вызванное дрожжеподобными грибками.
    5Воплощать это правило в жизнь необходимо, разумеется, не в 5 лет и не в 10, а с момента рождения.
    6Автору почему-то кажется, что у большинства читателей нет кондиционеров и установок искусствен­ного климата. Открытая форточка — наиболее распро­страненное техническое устройство для снижения тем­пературы воздуха в помещении. Разговор о сквозняке в этом случае может оказаться вполне уместным.
    7Определение из толкового словаря.
    источник: 
  • www.9months.ru/zdorovie_malysh/2055



  • Вера
    Вера
    Иван
    9 лет
    Челябинск
    203800

    Комментарии

    Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
    правила сообщества
    Актуальные посты
    мази от боли в спине при беременности
    как зачать по обновлению крови