Многие родители сталкиваются с тем, что их ребенок не выполняет элементарных вещей: его не допросишься одеться в сад, сложить свои игрушки вечером, почистить зубы без «торговли». Чтобы ребенок что-то сделал, нужно по 10 раз повторять, уговаривать или даже угрожать. Все это, разумеется, лишает сил и понемногу сводит с ума...
Знакомая ситуация?
Если Вы сталкиваетесь с подобными проблемами, то в этой статье Вы можете найти множество идей, как с легкостью и удовольствием приучить ребенка к самостостоятельности.
Чтобы привлечь ребенка к маленьким домашним делам, которые включают уход за собой и за своими вещами, стоит придерживаться некоторых простых принципов.
1. Сформулируйте для себя, что ребенок уже может и должен делать сам. Этот шаг часто бывает недооценен родителями. Они с легкостью обижаются на то, что ребенок не убирает за собой одежду, не вытирает ноги, не ест сам… Однако если спросить у мамы и папы: «Так что же Ваш ребенок точно должен делать в этом возрасте, каковы его обязанности?», этот вопрос часто заводит в тупик.
Ведь, во-первых, существует миф, что ребенок никому ничего не должен... Если это действительно так, то почему же родители так сильно сердятся на его «лень» и «непослушание»?
Давайте не будем кривить душой: каждый родитель ожидает, что его ребенок будет вносить свой вклад в уход за собой, домашнее хозяйство и даже жизнь семьи. Вопросы только в том, сколько, как и когда.
Во-вторых, нет четкого представления о возможностях и возрастных этапах развития самостоятельности у ребенка. Словом, непонятно, что, в каком объеме и в каком качестве ребенок должен делать сам.
Что в итоге? Если даже сами родители смутно представляют себе, что должен делать их ребенок, то как тогда сам малыш может контролировать свои достижения и уж тем более — стремиться к ним?
Итак, задачи и обязанности ребенка должны быть прозрачны прежде всего для самих родителей.
2. Создайте перечень домашних обязанностей и самостоятельных дел ребенка с учетом его возраста. После того, как Вы задумались над тем, что может и должен делать ребенок, составьте список этих действий.
В первой колонке опишите, что ребенок должен делать по уходу за собой (каков уровень его самостоятельности). Во второй колонке перечислите действия, которые ребенок должен выполнять по уходу за своими вещами. В третьей колонке опишите то, что ребенок должен делать для всей семьи.
Не указывайте то, что ребенок уже давно «прошел», выполняет с легкостью и без напоминания. Ваш список должен содержать навыки, которые еще только предстоит освоить или усовершенствовать.
Вот произвольный пример такого списка:
уход за собой: относить грязное белье в корзину; самостоятельно включать и выключать свет в туалете; полностью раздеваться и надевать без помощи футболки и свитера;
уход за своими вещами: складывать свои игрушки без напоминания;относить грязное белье в корзину; складывать вещи на стул или в шкаф (допускается помятость);
помощь по дому: помогать маме накрыть на стол; не мешать, когда взрослые разговаривают по телефону; помогать вытирать пыль по просьбе и т.д
Постарайтесь описать в этом списке не только действие, но и качество его выполнения. Ведь в случае маленького ребенка достаточно, когда он просто «поелозит» тряпкой по столу и кое-как скомкает вещи в шкаф. Однако когда ребенок подрастает, стоит требовать от него более точных и аккуратных движений.
3. Двигайтесь маленькими шагами.После того, как Вы создали перечень обязанностей Вашего ребенка, начните приучать его к ним. Двигайтесь маленькими шагами, например, по одному навыку в неделю.
Для некоторых родителей«приучать» значит сказать один раз вслух и забыть об этом. Но этого совершенно недостаточно.
«Приучать» значит, вдохновлять, стимулировать, поощрять, показывать, корректировать, контролировать и хвалить. Поэтому недельный срок нужен именно для того, чтобы сконцентрировать всю Вашу энергию и внимание на одной задаче, которую Вы хотите привить Вашему ребенку.
4. Начинайте всегда вместе. Многие родители поступают так: они просят ребенка сделать что-то и уходят по своим делам. Надо сказать, что эта тактика не очень эффективна. Пока Вы не убедились, что малыш точно выполнит действие без Вашей помощи и контроля, оставайтесь рядом с ним.
5. Давайте четкие указания, подсказывайте и помогайте. Оставив все свои дела и морально настроившись уделить все свое внимание ребенку, четко скажите ему, что делать. Постарайтесь, чтобы Ваш голос звучал твердо и убедительно, а не заискивающе. Чересчур просящие или уговаривающие интонации провоцируют ребенка на «отнекивание» или «торговлю».
Также постарайтесь избегать уговоров и аргументирования. Во-первых, не все Ваши аргументы будут понятны ребенку, а во-вторых, на любой аргумент «за» можно найти аргумент «против». Многие дети очень изощренны в этом. А ведь домашние обязанности или уход за собой –совсем не должны подлежать обсуждению. Это насущные дела, которые объективно необходимо выполнять для нормальной полноценной жизни.
В период обучения важно оказывать ребенку помощь и подсказки.
Однако их не так-то просто выполнить правильно. Часто в своем кабинете я наблюдаю, как родители «помогают» ребенку сложить игрушки. Они просто подходят к корзине и, приговаривая «давай-ка соберем машинки» мигом укладывают все в корзину. Ребенок, успев бросить только одну игрушку, оглядывается и види, что все уже собрано.
Разумеется, такая помощь не только не «настраивает» ребенка на успех и достижение результата, но подчас может и демотивировать его.
Чаще всего проблема с самостоятельностью кроется не в сложности самого действия, а в том, чтобы начать его делать. Начать сложно не только для взрослых, но и для детей.
Ведь для того, чтобы начать действовать, нужно:
• оставить то интересное, чем ребенок занимается СЕЙЧАС;
• переключить и сфокусировать внимание на чем-то, что будет ПОТОМ;
• сделать что-то длинное или, как правило, менее интересное;
• напрячься непонятно ради чего.
Как же правильно оказывать ребенку помощь?
Для того, чтобы вдохновить ребенка сделать что-то полезное, можно использовать вербальные (помощь словами) и телесные (с помощью движений и жестов) подсказки.
Телесные подсказки:
• Жесты. Многие недооценивают роль жестов в помощи ребенку, но на самом деле, особенно для маленьких детей, такие подсказки играют огромную роль.
Когда использовать жесты? Жесты хороши, когда слов недостаточно, чтобы побудить ребенка к действию.
Например, когда Вы говорите ребенку «возьми машину и положи в корзину», он может продолжать стоять на месте или заниматься другими делами. Когда же Вы показываете на машину, внимание ребенка фокусируется и он может сосредоточиться намного быстрее на задании. Жесты также помогают начать действовать, то есть запустить цепочку последовательных шагов. Ведь если машина уже в руке, то ничего не стоит положить ее в корзину.
• Движения. Подсказки в виде движений предполагают изменение положения тела ребенка. Например, если он стоит далеко от корзины с игрушками, можно, взяв его за плечи,плавно подвести поближе. Если же ребенок стоит, а для сбора мелких деталей удобнее сесть на коврик, то с помощью телесной подсказки, легко похлопав малыша по плечу, можно пригласить его сесть. Когда малыш отворачивается, то с помощью телесной подсказки можно направить его корпус в нужное русло.
Ваши помогающие движения служат не только приглашением к действию, но и хорошей, мягкой коррекцией. Вспомните, сколько бы инструктор по танцам или йоге не объяснял Вам, как встать в третью позицию или «позу собаки», пока он не покажет, а лучше не «выстроит» Ваше тело, движение не получится.
• Демонстрация. Очень хорошо приобщать ребенку к миру дел, предварительно показав ему, что и как нужно сделать. Однако с этой подсказкой легко переборщить, например, когда, показывая, мама выполняет все действие за ребенка. Чтобы такого не случилось, можно выполнить только часть действия, оставив его незавершенным, чтобы ребенку осталось сделать только финальную часть – закрыть крышку, положить носок в уже открытую коробку и т.д.
Вербальные подсказки:
• Подробный инструктаж, когда Вы разбиваете действие на маленькие шаги и проговариваете каждый из них (не потому что ребенок не знает, как, а чтобы помочь ему начать).
Чтобы инструкции были восприняты ребенком, нужно обратить внимание на несколько моментов.
Во-первых, Ваши слова должны иметь мотивирующую силу, то есть способствовать тому, чтобы ребенок начал действовать. Такие инструкции содержат конкретные глаголы, описывают простые и понятные действия: «возьми машинку», «отнеси ее к шкафу», «положи на полку», «возьми колготы», «посмотри, чистые ли они», «сложи красиво», «положи в ящик».
Во-вторых, для того, чтобы ребенку было проще поначалу, часть Ваших инструкций должна помогать ему сосредоточиться. Для этого Вы подсказываете ребенку, как он может сконцентрировать свое внимание, например: например, «подойди ко мне», «слушай внимательно», «посмотри сюда», «повернись», «посмотри выше» и т.д.
В-третьих, не стоит начинать говорить следующую инструкцию, пока не выполнена предыдущая. То есть пока ребенок не «посмотрел сюда», не стоит просить его «взять это». Действия должны быть простыми и легкими.
6. Хвалите ребенка. Правильно хвалить – целое искусство. Похвала – это не просто восторг по поводу и без повода. Похвала, которая может стать ценной для ребенка, должна быть конкретной и немедленной.
Когда Вы хотите выразить свое удовлетворение ребенку, опишите, что именно он сделал хорошо, например: «молодец, ты послушал маму», «посмотри, как быстро ты сложил эти машинки», «мне так нравится, как ты собираешь свои вещи», «сколько у тебя сил, ведь ты разложил все подушки самостоятельно!»
В таком виде похвала выглядит как комментарий, служит хорошей обратной связью для ребенка. Ведь он не видит себя со стороны, ему сложно оценить, что он делает хорошо, а что плохо. Получая похвалу-комментарий от родителей, ребенок много узнает о своих сильных качествах и об их ценности для родителей.А кто не захочет показать себя с лучшей стороны?
7. Вводите элементы соревнования и игры.Если, несмотря на все Ваши просьбы и поощрения, ребенок все же «тяжел на подъем», можно попробовать заинтересовать его соревнованием. Состязаться можно по-разному – друг с другом, с самим собой (вчерашним), с героями мультфильмов и т.д. Например,«посмотри, как быстро ты сложил эти машинки, а сможешь так же быстро сложить конструкторы?»
Для игрового эффекта можно использовать различные «декорации» и «антураж». Многих детей «заводит»состязание по времени, когда они видят перед собой песочные часы. Другим нравится выполнять задачки, чтобы получить «приз». Интересных условий и игр может быть масса, главное – творческое вдохновение и желание родителей помочь своему ребенку.
8. Постепенно уменьшайте уровень своего контроля и помощи. Использование игры или соревнования не значит, что Вам придется каждый вечер развлекать ребенка для того, чтобы он научился складывать носки в шкаф. Напротив, по мере того, как ребенок начинает привыкать к своим обязанностям, Вы поэтапно убираете разные элементы помощи, подсказки, оставляя лишь похвалу за полностью выполненное действие. Впоследствии можно уйти и от этого, в зависимости от того, переходит ли внешняя мотивация ребенка во внутреннюю.
Кроме этого, если Ваш ребенок уже освоил тот или иной навык, Вы можете отлучаться по своим делам и не следить за качеством выполнения, лишь иногда проверяя, не «сбился» ли малыш с пути, отвлекшись на игру или мультик.
Если же у Вас нет ни сил, ни желания мотивировать ребенка, поощрять или вдохновлять его, стоит обратить внимание на себя: возможно, Вы слишком устали, перегружены домашними и рабочими делами, нуждаетесь в отдыхе, помощи и поддежке. Если это так, то уделите время себе. Ведь не имея внутреннего ресурса, желания и радостного настроения, так сложно вдохнуть радость в достижения ребенка!
Терпения, сил и радости Вам, дорогие родители!
Оригинальная статья находится на сайте детского психолога Ольги Товпеко