Первый внутренний конфлик ребенка от 1,5-3 лет

Все дети уникальны. Но иногда требуется некое общее описание, некая фабула, на которую «нанизываются» личные особенности, привычки, реакции. Данное описание возрастных особенностей детей я использую как «базовый текст» для выступления на родительских собраниях в детских садах. Как повод поговорить. Самое интересное – это вопросы, которые родители начинают задавать после. Если и у Вас после этого текста появятся вопросы – не стесняйтесь –задавайте.

От полутора до трех.

В возрасте полутора- двух лет ребенка настигает первый внутренний конфликт, из тех, которые называют конфликтами амбивалентности. Конфликт амбивалентности- это внутренний конфликт, когда ребенок обнаруживает в себе два (или больше) прямо противоположных желания или чувства. И первый конфликт амбивалентности связан с отношениями с матерью, т.к. мать по-прежнему является главным человеком в жизни ребенка.

К полутора годам ребенок на практике убеждается, что он не всемогущ. Т.к. всегда, например, есть вещь, до которой ему самостоятельно не дотянуться. Появляется понимание ограниченности своих возможностей.

Это ведет к депрессии и гневу. Депрессию по поводу того, что он не может получить все что он хочет, и гнев на мать, когда обнаруживает, что она не готова выполнять все его желания. Оказывается, у матери существуют свои собственные желания, потребности, часто не совпадающие с желаниями самого ребенка. И у ребенка нет сил заставить мать делать так, как он хочет. И он «решает» быть самостоятельным.
« Я люблю мать и хочу, чтобы она все время была рядом, с другой стороны, я хочу быть самостоятельным, а мать ограничивает эту мою самостоятельность»- вот воспроизведение примерного монолога, который мы могли бы услышать, если бы ребенок мог так выражать свои мысли.

Ребенок в этот момент чувствует, что родной человек приносит самую большую боль.

Эти чувства очень интенсивны, одинаковы по силе, но противоположны.

Настроение малыша очень неустойчиво, он часто капризничает. Поведение как будто описывается формулой: «Пойди туда – не знаю куда»: любить и ненавидеть мать одновременно; зависеть от нее и быть самостоятельным – вот что он пытается одновременно выразить своим поведением. Внешне такое поведение выглядит совершенно не мотивированным.

При этом он снова может «прилипнуть» к матери. И здесь некоторые матери совершают ошибку. Вернее две ошибки – два неправильных способа реагирования. Они или отвергают ребенка, думая, что приучают его тем самым к «большей самостоятельности». Либо воспринимают его поведение как «возвращение блудного сына»: «Ну, наконец-то вспомнил, а то совсем мамочку забыл!»
И то и другое поведение не позволяет ребенку находить опору внутри себя. Силы его психического аппарата еще недостаточно, чтобы выдержать разрушающие его чувства. Только если мамочка демонстрирует свою неразрушаемость, постоянство, у ребенка формируется цельный образ себя.
Что значит демонстрировать постоянство? Это значит оставаться нейтральной, но не равнодушной. Оторвался от игры, пришел — хорошо; занят своими делами – тоже хорошо.

Глядя на мать, ребенок «заражается» этим настроением и тоже остается стабильным.
Таким образом, у ребенка формируется доверие к миру. Все, что я ни сделаю – все будет хорошо. Мир это примет.


В этом же возрасте у ребенка формируется способность к построению умозаключений, он может делать выводы из своего поведения и поведения окружающих. Появляется «фразовая речь». И это сильно радует родителей: вроде ребенок уже становиться более «разумным», с ним можно начинать общаться как «со взрослым». Мышление, до этого магическое, символическое, — переходит в формально- логическое, оперирование понятиями.
Но…
В это же время бурно развивается фантазия, и ребенок начинает придумывать ФАНТАЗИЙНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ некоторым событиям. Родители иногда это принимают за ложь и начинают с этим бороться. Именно в это время можно услышать жалобу: он мне начал врать! А ребенок не врет – он фантазирует, т.е строит свой уникальный, ему подвластный и понятный мир.

Также в это время формируются структуры, отвечающие за нормы, ценности, правила. Чем более строга к ребенку мать в этот период, тем строже будет сам к себе ребенок, когда вырастет. Если ребенка все время ругают, делают ему замечания, исправляют, сравнивают с другими, — то в дальнейшем ребенок сам привыкает себя ругать и критиковать.

Некоторые знают это по себе.

При совершении некоторой ошибки, вместо того, чтобы себя утешить, подбодрить, — человек начинает сам себя ругать. Знакомо? Скольким из нас эта привычка отравила жизнь.

Сочетание бурной фантазии с амбивалентным отношением к матери может привести к расщеплению образа матери на «хорошую» и «плохую». Делает мама что-то, что нравится ребенку – хорошая. Приносит неудобство, боль – плохая. Причем ребенок в начале этого периода ведет себя так, как будто эти «хорошая» и «плохая» мать – два разных человека. С хорошей, — он послушный и ласковый, с плохой – капризный, подозрительный, непослушный. Именно поэтому в этом возрасте становятся популярными сказки про злую мачеху или ведьму. Ребенок на фантазийном уровне «отыгрывает» ненависть к «плохой матери».

Сохраняя нейтральную позицию, реальная мама может помочь ребенку интегрировать образы хорошей и плохой матери. Тем самым, помогая ему благополучно преодолеть данный конфликт амбивалентности. Если ребенок удачно прошел эту стадию – он переходит в «невротический» регистр. Если в это период отношения с мамой были не благополучными и интегрировать образ матери не удалось – у ребенка наблюдается «пограничная» проблематика или уход в психосоматику. (пограничная проблематика – это
проблемы самоидентификации и связанные с этим психические защиты; психосоматика – перевод психологических проблем в «соматические» (телесные) заболевания)

Период с двух до трех лет – время, которое уходит на то, чтобы научиться жить с этой амбивалентностью. Ребенок как бы «шлифует» способы выхода из этого конфликта. В течение года ребенок много раз повторяет конфликт воссоединения. Неоднократно входит в него и научается жить с амбивалентностью и находить из нее пути решения. Он как будто испытывает вас на прочность. Но если вы сможете это выдержать — формируется ощущение константности (постоянства ) объектов, как матери, так и себя. Ребенок ощущает себя целостным как физически, так и психологически. И обретает уверенность в себе. Это то, что Маргарет Малер назвала психическим рождением.

Периоды ярости, аффективных вспышек становятся реже. Ребенок справляется со своими чувствами. Фантазия всемогущества становится не нужна, т.е ребенок чувствует себя достаточно сильным, для выживания в социуме.

Он еще не знает, что дальше его ждет еще более жесткий конфликт амбивалентности – Эдип.

Первый внутренний конфлик ребенка от 1,5-3 лет


БлондМама
БлондМама
Виталий
11 лет
Санкт-Петербург
210902

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Vinika
Vinika
Москва

Поучительная статья, в закладки ;)

Пожаловаться
Наташа Воронова
Наташа Воронова
Маргарита
12 лет
Вероника
25 лет
Максим
10 лет
Владислав
29 лет
Дмитрий
28 лет
Ногинск
В закладочки! спасибо!
Пожаловаться
Женечка
Женечка
Уфа
спасибо Алена)отличная статья! если не секрет, откуда вы ее взяли? хотелось бы все почитать
Пожаловаться
БлондМама
БлондМама
Виталий
11 лет
Санкт-Петербург
я выше ссылочку написала
Пожаловаться
Женечка
Женечка
Уфа
прочла)побольше бы именно таких статей, которые учат, как правильно надо общаться с ребенком.Многие и хотели бы, да не знают(я не о себе)))



Пожаловаться
Анна
Анна
Москва
Да, сейчас когда сын злится, уже не сметает все подряд с криками, а сжимает кулаки и секунд 20-30 так сидит, терпет свой гнев. При чем начал делать это сам)
Пожаловаться
БлондМама
БлондМама
Виталий
11 лет
Санкт-Петербург
вот оно «переживание конфликта». Умница уже может совладать   со своими эмоциями! мой пока не может 
Пожаловаться
Анна
Анна
Москва
Иногда аж смотреть страшно на него. Когда он очень злится, например братик младший отнял игрушку, и я попросила своего «дай ему поиграть, он же в гости пришел к тебе, поиграет и отдаст».тут такая картина началась, мой сын замахивается на брата, потом медленно опускает руки сжатые в кулаки, стискивает зубы до такой степени что лицо начинает трястись. И так сидит, потом разжимает кулаки и говорит «люблю Тему(брата так зовут).господи, я так испугалась, не знала че делать, то ли хватать сына с вопросами „че ты делаешь? почему трясешься?“, то ли оставить его наедине с эмоциями, чтоб сам умел себя брать в руки. Оставила. И все, он сам совладал с эмоциями. И у меня эта картина наверное на всю жизнь теперь в голове отложится)
Пожаловаться
Ксеня
Ксеня
Елисей
8 лет
Шатура
а откуда это? я бы почитала книжку. Потому что у нас уже похоже Эдип))
Пожаловаться
БлондМама
БлондМама
Виталий
11 лет
Санкт-Петербург