Первый возрастной кризис ребенка

Кажется, мы к нему подбираемся... 

Вот некоторая подборка статей на эту тему… может тоже кому пригодится...

Кризис 1 года

Переходный возраст между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис он связан со всплёском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики или понимают, но нё выполняют то, что он хочет. Поскольку ребенок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Взрослые вынуждены убирать острые вещи, закрывать электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду и книги. Не все желания ребенка выполнимы потому, что его действия могут причинить вред ему самому или окружающим. Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный период оно приобретает особую актуальность.

Аффективные реакции при очередном «нельзя» или «нет» могут достигать значительной силы: некоторые дети пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего появление сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя, или можно при бабушке, а при папе — ни в коем случае. Установление новых отношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности, т.е. большей свободы действий в допустимых пределах, наконец, терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают избавиться от острых эмоциональных реакций.

Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). Детские слова по своему звучанию иногда напоминаю: «взрослые», иногда резко отличны от них. Встречаются слова, непохожие на соответствующие слова взрослых (например, «ика» -шкаф, «пшигилича» — карандаш), слова — обрывки слов взрослых («как» — каша, «па» — упала), слова — искажения слов взрослых, сохраняющие, тем не менее, их фонетический и ритмический рисунок («тити» — часы, «ниняня» — не надо), звукоподражательные слова («ав-ав» — собака, «му-му» — корова).

Еще более интересны семантические различия. Маленький ребенок вкладывает в слово совсем другой смысл, чем взрослый человек, поскольку у него еще не сложились наши «взрослые» понятия. Для нас слово чаще всего связано с определенной группой предметов, идентичных по какому-то существенному, обычно функциональному признаку. Так, «часы» — вещь, с помощью которой мы определяем время. Это предметное значение имеют все часы, обозначаемые нами одним словом, — и большие, и маленькие, и круглые, и квадратные, и ручные, и стенные с маятником. Ребенок не может так обобщать предметы. У него своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

С тем, чтобы понять смысловую сторону автономной речи, обратимся к классическому примеру Чарльза Дарвина, описавшего автономную детскую речь на основе наблюдений за своим внуком. Гуляя с внуком по парку, он наблюдал возникновение нового слова. Мальчик, восхищенный открывшимся видом на пруд, по которому плавала утка, произнес: «Уа». Это слово он повторил дома, увидев пролитое на столе молоко, а затем начал так называть всякую жидкость — молоко в бутылке, вино в бокале и т.д. Однажды он играл старинными монетами с изображением птиц и тоже назвал их «уа». И, наконец, все маленькие круглые блестящие предметы (похожие на монеты, пуговицы, медали) получили то же название.

Только проследив всю цепочку объектов, объединенных одним детским словом, мы можем судить о его значении. Первоначально это была целостная ситуация — утка на воде. Затем появился ряд других значений, как бы вытекающих из отдельных частей целой картины: поверхность пруда соединилась в представлениях мальчика с блестящей лужицей от пролитого молока и вообще со всякими жидкостями; другая линия значений протянулась от утки — к изображениям птиц на монетах и к предметам, имеющим ту же форму и цвет, что и монеты. Такая отнесенность слова к разным, с нашей взрослой точки зрения, объектам называется многозначностью. «Скольжение» значений многозначных слов связано условиями их возникновения — с их ситуативностью, вплетенностью в эмоционально насыщенную ситуацию. Вообще автономная речь возникает только при яркой аффективной окраске воспринимаемой ребенком ситуации и активности самого ребенка, эту ситуацию переживающего или действующего в ней. Поэтому говорят, что образование многозначных слов имеет эмоционально-действенный характер.

Еще одна особенность автономной речи — своеобразие связей между словами. Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний. Поскольку автономная детская речь фонетически и семантически отличается от взрослой, она понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значение его слов. Общение с другими взрослыми с помощью такой рёчи почти невозможно, хотя здесь могут помочь неязыковые средства — жесты и выразительная мимика ребенка, сопровождающие непонятные слова. Следовательно, автономная речь допускает общение, но в других формах и другого характера, чем то общение, которое станет возможным для ребенка позднее.

Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период — раннее детство, уже многое может: он ходить или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативная и многозначная, непонятная большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребёнка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым — центральном новообразовании данного возрастного периода.

Кризис одного года — упрямство и капризы?

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: «младенческий» — с рождения до одного года, «раннее детство» — от года до трех, и «дошкольное детство» — от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.

Кризис — это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно — через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали «кризисами развития».

Почему возникает кризис
Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.
Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он — взрослый, мы — разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку — нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, — это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название «кризиса».

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному «графику», потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.
Откуда взялись капризы?
Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого «приступа».

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые «требуют» внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать «на зуб». Но вдруг со стороны родителей раздается «нельзя». Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят — не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс — стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.
Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом — все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек — здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра «разборкой» новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это — часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок — это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.
Источник:

КАПРИЗНАЯ ПОРА

Кажется, малыш сошел с ума, и вслед за ним начинает сходить с ума вся семья… добро пожаловать в кризис 1 года!

Он бегает по квартире на неокрепших ножках и прыгает с дивана, он пытается есть сам, перемазывается кашей с головы до пят, но не дает себя кормить, он брыкается и кусается, плачет и вопит, цепляется за мамину ногу и тут же с криком отталкивает вас… Знакомая картина? Поздравляем! У вас кризис первого года!
Неважно, 9 месяцев вашему малышу или 1 год и 2 месяца – рано или поздно с этим явлением сталкивается каждая семья. Но несмотря на это, мамы и папы оказываются совсем не готовы к таким потрясениям. «Вот он, результат вашего неправильного воспитания! Совсем разбаловали ребенка, скоро на голову сядет!» — это лишь малая толика того, что вынуждены слышать многострадальные родители от критичных бабушек и дедушек, а иногда и педиатров. А ведь на самом деле, этот кризис – важная и неотъемлемая часть психологического становления личности.

НИЗЫ НЕ ХОТЯТ…
Все мы знаем, что ребенок развивается постепенно, как бы переходя с одной «ступеньки» на другую. И каждый такой переход обязательно сопровождается кризисом – когда ребенок уже хочет большего, но еще не знает или не умеет этого достичь. Кризис переживают и родители, которые оказываются не готовы к новым требованиям малыша. Одним словом, «низы не хотят, верхи не могут». И в этом, как у медали, две стороны: плохая – кризис бывает абсолютно у всех детей и сопровождается сильными переживаниями. Простите за выражение, «колбасит» всю семью. А хорошая сторона заключается в том, что кризис рано или поздно заканчивается, и вся семья выходит из него знающей и умеющей намного больше. Как же пережить этот сложный период?

ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ
На любые запреты и отказы малыш реагирует возмущенным плачем и криком. В его «репертуаре» появляются истерики, капризы и «художественные падения» на пол как способ получить желаемое (к примеру, дернуть за хвост дворовую собаку или угоститься подобранным в песочнице окурком). Одевание и раздевание превращаются в акробатические этюды и борьбу нанайских мальчиков, ребенка невозможно посадить в ванную, а потом достать из нее, он настойчиво требует внимания, когда вы заняты, но с возмущением выкручивается из ваших объятий, как только вы пытаетесь приласкать его… почему так происходит? Представьте: раньше ваш малыш был одним целым – сперва физически, затем психологически – с мамой и полностью зависел от нее и других взрослых. Если кроху что-то беспокоило, он давал об этом знать плачем, и вы заботились о нем. Увидел что-то интересное, показал пальчиком – и вот уже мама несет его прямиком к цели. Но вот ваш карапуз встал на ножки, сделал первые шаги. И очень быстро обнаружил, что, оказывается, теперь он может сам добраться туда, куда хочется! Но при этом для него пока непонятно: где же заканчиваюсь Я и начинается весь остальной мир? Оказывается, я могу сам кушать такое интересное яблочное пюре, а когда невкусно – выплюнуть! И если я разозлился на маму, то могу убежать от нее или отбрыкаться… но потом выясняется, что даже если я пытаюсь кушать сам, ложка почему-то норовит перевернуться, и я все равно остаюсь голодным… обидно!!! Так где же теперь заканчиваюсь я и начинается мама?.. и куда девается мама, если я убегаю далеко-далеко?.. и если мы не одно целое, то вдруг она куда-то исчезнет без меня?..

ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ
Через пару недель непрерывных истерик, отказов и драк, а также после полутора десятков набитых синяков и шишек родителям начинает казаться, что проще родить нового малыша чем перевоспитать имеющегося. Никакие привычные воспитательные меры на ребенка просто не действуют! Многие мамы и папы, отчаявшись унять ревущего кроху, просто дают ему по попе или начинают кричать. Но и это не помогает. Как же быть? Вот способы решения основных проблем, с которыми сталкиваются родители годовасиков.

1. «Хвостатая мама»
у малыша периодически наступают такие дни, когда он не отпускает маму ни на шаг! Когда вас нет дома, это «золотой ребенок» — послушный, дружелюбный. Но стоит маме появиться на пороге… малыш тут же полностью переключается на вас, требует внимания, не позволяя заниматься никакими другими делами. Что же делать? Допустим, вы вернулись с работы и у вас есть домашние дела. А еще есть кроха, который настойчиво требует внимания. И это вполне естественно, ведь он соскучился. У вас есть 2 варианта. Первый – не обращать внимания на возмущенного и расстроенного ребенка и пытаться, например, приготовить ужин. Будьте готовы к тому, что ваши ноги будут покусаны, а кастрюли и миски – опрокинуты как главные конкуренты в борьбе за мамино внимание. И второй вариант – уделить полчаса качественному общению с крохой. Играйте, возитесь с ним, носите на руках. Вот увидите – малыш удостоверится, что мама никуда не исчезает, и довольно скоро потребует свободы. Теперь вы сможете выдать ему пару сковородок и посадить возле себя на кухне, получив возможность полноценно заняться своими делами.

2. Плач под дверью
Такая прозаическая вещь, как посещение душа или туалета, становится почти неразрешимой проблемой! Стоит вам закрыть дверь, ребенок начинает горько рыдать под дверью. И это вовсе не из вредности, а от большой любви и страха, что мама пропадет. Что делать?
— Идя в туалет, возьмите с собой яркие картинки, фантики от конфет и т.д. Засовывайте их малышу под дверь, а он будет запихивать их обратно.
— Вы можете громко петь любимые песни – слыша ваш голос за дверью, ребенок убедится, что вы не исчезли.
— Еще одна веселая игра: попросите мужа закрыться в туалете, а вы с дочкой или сыном останьтесь снаружи. А теперь постучите. Папа говорит: «Нет-нет-нет!», а вы – «Ждем-ждем-ждем!» Затем поменяйтесь ролями.

3. Маленький исследователь
Чтобы свести к минимуму риск травм и необходимость запретов (очень уж болезненно они воспринимаются в этом возрасте), пора подумать о безопасности вашего дома. Сейчас тот период, когда красоту и декоративность квартиры следует временно принести в жертву здравому смыслу. Как показывает опыт, годовалый ребенок разбивает все, что можно разбить, падает отовсюду, откуда можно упасть, и тянет в рот все, что может в него поместиться. И очень возмущаются, если взрослые не позволяют этого сделать. Если же необходимость запрета все-таки возникла, не пресекайте любопытство малыша, а перенаправьте в мирное русло, иначе рискуете получить вялого, ничем не интересующегося ребенка. Предложите крохе разрешенный способ взаимодействия с понравившимся ему предметом. К примеру: «Книжку рвать нельзя, можно перелистывать» или «Живого котенка не надо хватать за хвост, ему больно, его можно погладить. А с игрушечным можешь делать что хочешь».

4. Обыденные войны
Классическое проявление кризиса одного года – это возникновение больших проблем в самых обычных делах. Малыш начинает проявлять редкостное упрямство и негативизм в вопросах еды, одевания, прогулок. Это связано с его растущей самостоятельностью, и если что-то он не умеет пока сделать сам, то свою личность может проявить хотя бы в отказе. Здесь ваши незаменимые помощники – куклы, плюшевые мишки и книжки с картинками. Годовалый ребенок очень восприимчив к чужому пример (и хорошему, и не очень). Поэтому «мальчик на картинке» поможет накормить, медвежонок – одеться и т.д.

5. Буря эмоций
Его настроение меняется каждые 30 секунд, чуть что не так – малыш рыдает, швыряет вещи, сводит с ума всю семью. Особенно пугает родителей манера абсолютно всех годовалых детей с воплем падать на пол и стучать ногами и руками, а то и головой. Родители злятся, раздражаются, наказывают ребенка… Но перед тем как прикрикнуть на свое вопящее чадо, остановитесь и задумайтесь вот над чем. Во-первых, малыш сам очень сильно страдает от своего состояния и пока что не умеет его контролировать. Во-вторых, он очень чувствителен к маминому настроению, и если вы с перекошенным лицом будете шипеть: «Успокойся немедленно!» — это никак не поможет, а только возбудит ребенка еще сильнее. Вообще, все бурные эмоции малыша можно разделить на три группы. Первая – это реакции на отказ или запрет. Кроха расстроен и выражает это именно таким способом – по-другому не умеет. Поэтому ваша задача – посочувствовать и переключить внимание малыша на что-то интересное.
Вторая группа – это «капризы специальные», инструмент ребенка для достижения желаемого. Если кроха капризничает «просто так», при этом не очень громко, а скорее канючит – видимо, ему скучно. Поговорите с ним, описывая, что вы сейчас делаете, мимо чего проходите и т.д. А если ребенок капризничает, добиваясь чего-то запрещенного, ни в коем случае не отменяйте запрет! Иначе вы только приучите добиваться желаемого с помощью крика.
Третья группа – «истерики усталости». Ребенок перевозбужден или переутомлен после похода по магазинам, зоопарку, после тяжелого дня. Он начинает капризничать, плач становится сильнее и сильнее, кажется, его невозможно успокоить. Вот это как раз не тот вариант, когда малыша можно оставить наедине со своим состоянием. Прежде всего, успокойтесь сами. Постарайтесь не доводить ситуацию до такого плача, когда ребенок «заходится», икает. Положите рядом с ним подушечку, набитую травами (мята, ромашка, валериана, мелисса), включите тихую колыбельную или просто откройте краны в ванной, ласково поговорите с ним. И не забывайте, что любые кризисы – это временно.

(из журнала «Мой ребенок»)

Кризисные периоды в развитии ребенка. Кризис 1 года
Присмотримся внимательнее к ребенку раннего возраста. Что он знает и умеет? Какие трудности перед ним стоят? Что он хочет, к чему стремится? Годовалый малыш часто неожиданно для родителей вдруг превращается из спокойного ласкового и покорного малыша в капризного, своевольного, неуправляемого деспота. Он залезает во все углы, хватает банки с вареньем, разливает мамины духи, рвет книги и ест бабушкины лекарства. Вместе с постоянным беспорядком в дом входит беспокойство за безопасность и даже жизнь малыша. Ведь нельзя же в конце концов спрятать все под замок. Бурную активность ребенка не так-то легко остановить. Он кричит и плачет, если у него что-то отбирают, упрямо рвется в закрытую комнату, а то и устраивает настоящие истерики из-за невыполненного желания.

Встав на ноги, и научившись ходить, ребенок, может быть, впервые начинает ощущать себя самостоятельным существом, отделившимся от взрослых, от которых он полностью зависел ранее. Конечно же, он больше желает, чем может и умеет, и достижение на этом пути укрепляет его уверенность в своих силах. Стремление к независимости нередко выражается в негативном поведении. Ребенок протестует против каких-либо ограничений. Он хочет сам решать, когда он будет одеваться, есть или играть.

Это и есть КРИЗИС ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ – главное событие, которым отмечет переход от младенчества к раннему возрасту. (Кризисом в психологии называется поворотный пункт в развитии, который сопровождается психологической неустойчивостью, противоречивостью, конфликтностью).

Конечно, не всегда кризис первого года протекает так бурно. Если родители понимают, что происходит с их малышом, и умело направляют его активность, этот период проходит вполне благополучно, даже незаметно. На его протекание оказывают влияние и индивидуальные особенности ребенка, тип нервной системы, состояние здоровья. И, как мы уже сказали, эмоциональная атмосфера в семье. Но все же в любом случае начало каждого возрастного этапа считается кризисным и требует особого внимания, потому что в этот период закладываются черты личности ребенка, которые будут определять его дальнейшее развитие. Психологам хорошо известно, что негативная картина поведения ребенка – это обратная сторона положительных изменений в его личности. Взрослые должны знать об этом и помогать ребенку преодолевать трудный рубеж.

Что происходит с ребенком на пороге раннего возраста? В это время малыш учится ходить. Это событие для него имеет неоценимое значение: свобода передвижения, которая привычна для нас, взрослых, так необычна для только что вставшего на ноги малыша. Вдохнув этого воздуха свободы, ребенок уже не хочет возвращаться назад и настойчиво борется за свои права. Мир, открывшийся перед ним в новых ракурсах, дает ему возможность находить невероятно интересные вещи, которые нельзя было исследовать, находясь в кроватке или на руках у мамы. Любознательность малыша, стремление все потрогать и изучить доступными ему способами заставляют его настойчиво добиваться желаемого.

Поведение ребенка раннего возраста, доставляющее взрослым столько хлопот. Связано с двумя важными особенностями его психики.

Первая из них – ситуативность. Для малыша 1-2 лет интересно только то, что находится в поле его зрения. Каждый предмет, попавшийся ребенку на глаза, как магнитом притягивает его к себе. Он хватает вещи, манипулирует ими, катает, бросает, сует в рот. Ребенок в этом возрасте еще не способен заниматься чисто умственной деятельностью, например, что-то воображать или обдумывать. Поэтому так велика в его жизни роль предметов. Не разрешение малышу действовать с ними, мы лишаем его возможности мыслить, а значит полноценно развиваться и жить.

Сиюминутная ситуация накладывает отпечаток на всю жизнь ребенка. Дети раннего возраста обладают хорошей памятью. Но она направлена главным образом на узнавание знакомых предметов. Ребенок не может изучать свойства предметов в умственном плане: только действуя с ними, он способен познавать мир. Эмоции малыша чаще и ярче проявляются в момент восприятия предметов. Достаточно показать ему интересную игрушку, и он отвлечется от того, к чему только что настойчиво стремился. Новый объект овладеет всем его существом. Выполнение любого практического действия зависит от того, насколько хорошо ребенок видит предмет. Предложите двухлетнему малышу сесть на стульчик, находящийся у него за спиной, и вы увидите, как непросто ему справиться с этой задачей.

Господство наглядной ситуации часто сказывается на выполнении задания взрослого. В опытах психолога А.Р. Лурии перед ребенком раннего возраста размещали игрушки, и взрослый просил его взять рыбку, которая лежала либо дальше других предметов, либо была менее яркой. Вначале ребенок находил взглядом нужную игрушку, тянулся к ней, но по пути ему попадалась другая, не менее привлекательная, и он брал ее, а не ту, которую просил взрослый. Непосредственное, более сильное, воздействие объектов легко отвлекает малыша. Попросите ребенка принести какой-нибудь предмет, находящийся в поле его зрения, но достаточно далеко. Он охотно отправится за ним, но по дороге обязательно увлечется чем-то другим и забудет о вашей просьбе. Неспособность отвлечься от ситуации приводит к курьезам. Например, хорошо говорящий двухлетний ребенок не может вслед за взрослым произнести фразу «Таня идет», если Таня в данный момент сидит перед ним. Все его существо восстает против такого несоответствия. Предметная ситуация определяет и содержание общения ребенка со взрослым.

Еще одна характерная особенность психики ребенка раннего возраста – особая эмоциональность восприятия окружающего мира. Мы уже говорили о том, что вещи притягивают, подчиняют себе малыша. Эмоциональность свойственна и нам, взрослым, но мы умеем управлять своими чувствами. У ребенка все не так. Как радостно бросается он к новой игрушке или включается в уже известную интересную игру. Расставание с любимой игрушкой тоже вызывает взрыв чувств.

Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру – вот, пожалуй, главная особенность ребенка 1-3 лет. Сказанное во многом объясняет причины первого кризиса раннего возраста. Ребенок стремится познать окружающий мир доступными ему средствами, встречает сопротивление взрослых, которые беспокоятся о здоровье малыша и порядке в доме, а в результате – конфликты, капризы и слезы. Что же делать? Нужно так организовать жизнь малыша, чтобы сделать ее безопасной и интересной.

Как решают эту задачу взрослые? Большинство родителей при безусловной озабоченности безопасностью ребенка проявляют единодушное нежелание задуматься о том, что же нужно самому ребенку. Какова роль взрослых в развитии ребенка раннего возраста?

Обычно мы не задумываемся над тем, чему и как следует учить малыша. Приобщение его к окружающему миру происходит как бы само собой. Но давайте все же попробуем разобраться, каким образом ребенок входит в мир человеческой культуры и как при этом должен вести себя взрослый.

Если мы оглянемся назад, то вспомним, что общение ребенка первых месяцев жизни с родителями строилось на основе непосредственных эмоциональных контактов. Ухаживая за младенцем, взрослые ласкают его, окружают нежностью и любовью. И ребенок быстро начинает отвечать им тем же: улыбаться, радостно гулить, размахивать ручками, выгибаться всем телом при виде взрослого, демонстрируя ему свое расположение. Главной потребностью младенца в общении со взрослыми является потребность во внимании и доброжелательности. Ее удовлетворение формирует доверие к другим людям, стимулирует познавательную активность.

Сформированная у младенца первая, эмоциональная форма общения является тем кирпичиком, на котором начинают строиться дальнейшие потребности ребенка. Первым симптомом меняющейся потребности в общении является стремление ребенка перевести эмоциональные контакты в план предметного общения. Ребенок уже не просто ласкается к матери, а, сидя у нее на руках, исследует вещи, которые на ней надеты, тянется к часам на стене, книгам на полке. Ему все хочется потрогать и повертеть в руках, и он все настойчивее требует от взрослого предоставить ему такую возможность. Но не только предметы сами по себе интересуют его. Манипулируя машинкой или куклой, ребенок то обращается к взрослому с просьбой помочь, то приглашает его к совместной игре. Словом, овладение предметами происходит в процессе общения со взрослым. Теперь взрослый выступает как соучастник предметной деятельности. Общаясь со взрослым, малыш стремится удовлетворить возникшую у него потребность в практическом сотрудничестве. На смену чисто эмоциональному общению приходит общение практическое, деловое, которое и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет.

В этот период жизни общение со взрослым как бы вплетается в новую, теперь уже более существенную для малыша сферу овладения предметными действиями. Меняются и средства, с помощью которых общаются старший и младший: это совместные игры, обучение использованию предметов по назначению. Взрослый нужен ребенку как доброжелательный партнер, соучастник в предметной деятельности.

Еще одна особенность раннего возраста – потребность ребенка в поддержке и оценке взрослым его действий – это один из стимулов поведения в этом возрасте. Внимание взрослого придает ребенку уверенность в себе. Поддерживает его тонус, дает ощущение важности его занятий, желание продолжать и совершенствовать их. Ведь недаром дети так любят устраиваться со своими игрушками поближе к взрослому. Даже если оба заняты своим делом, малыш чувствует себя спокойнее и увереннее в присутствии взрослого, который изредка поглядывает на него, разговаривает с ним или просто улыбается ему.

Что характеризует детей, имеющих полноценное общение со взрослыми?

Такие дети:
инициативны по отношению к старшему – стремятся привлечь его внимание к своим действиям;
доверчиво, открыто и эмоционально относятся к взрослым;
настойчиво требуют соучастия в своих делах;
чувствительны к отношению взрослого, к его оценке и перестраивают свое поведение в зависимости от поведения взрослого, тонко различают похвалу и порицание;
предпочитая предметное сотрудничество со взрослым, проявляют любовь к нему и охотно откликаются на ласку;
активно пользуются речью, привлекая внимание к себе и стремясь получить поддержку.

Казалось бы, здесь говорится о само собой разумеющихся вещах. Но достаточно встретиться с ребенком, не получающим должного внимания в семье, как сразу станет заметна сниженная активность его поведения. Ребенок, не привыкший к сотрудничеству со старшими, робок, не уверен в себе, скован. Он не в состоянии правильно относиться к оценке взрослого. Такие дети менее любознательны, они не хотят и не умеют играть с игрушками. И пылятся в углу яркие куклы и звери, разноцветные кубики и пирамидки, а ребенок просит новые и новые игрушки, которые станут такими же заброшенными и ненужными как и старые. Только вещь, побывавшая в руках у взрослого, становится привлекательной для малыша. В раннем возрасте только взрослый является источником познания мира для ребенка.

На ранних этапах детства, когда малыши еще не умеют обращаться с предметами, когда их житейский опыт слишком мал для того, чтобы отражать его в собственных играх, необходимо, чтобы взрослые помогали детям: раскрывали свойства предметов. Поэтому прежде чем дать ребенку новую игрушку, поиграйте с ним вместе, придумайте интересный сюжет, заинтересуйте его не только ее внешним видом, но и тем, что с ней можно сделать. Постройте домик из кубиков и поселите в нем какую-нибудь зверюшку, пустите плавать в тазу с водой пластмассовых рыбок, рассмотрите и обсудите устройство машинки и т.д. А дальше ребенок сам разовьет предложенную вами игру. Желательно только выбирать такие игрушки, которые можно использовать по-разному: пластичных кукол и зверей, принимающих различные позы, кубики разных размеров и цветов, детскую посуду, крупную мозаику, различные пазлы, конструкторы LEGO для маленьких, различные развивающие игры. Заинтересовав ими ребенка, можете быть уверены, что вы направили его любознательность в нужное русло. Если вы испытываете затруднения в вопросе выбора игр для малыша, если вам не хватает знаний о том во что и как играть с ребенком, не слишком ясны особенности развития ребенка в данном возрастном периоде, найдите хороший детский центр раннего развития и ходите на занятия вместе с ребенком. Яркие положительные впечатления, радость открытия нового, обилие различных видов деятельности по возрасту, дадут вашему ребенку предпосылки для раннего гармоничного развития, а вам – знания о том во что и как играть с ребенком, грамотность в вопросах детского развития и уверенность в будущем своего ребенка.

По материалам книги «Ступени общения»,
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О


Первый возрастной кризис ребенка


Ирина
Ирина
Дзержинск
108586

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества