Детская тревожность (публицистика\статьи), (11.03.2011) (14:14)

Детская тревожность (публицистика\статьи), (11.03.2011) (14:14)
Введение

  Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина.
  Детская тревожность — устойчивое состояние, являющееся индивидуальной особенностью каждого ребёнка и проявляющееся в его склонности к частым переживаниям состояния тревоги; индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают; часто повторяющееся в разных ситуациях состояние.  Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Тревожность не связана с
какой-либо определённой ситуацией и проявляется почти всегда. Тревожность развивается вследствие наличия у ребёнка внутреннего конфликта.
  В дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет — девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание.   
  Совершив какой-либо «неблаговидный» поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся с ними играть. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют; сверстники.; Тревожность ребёнка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передаётся ребёнку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.
  После развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребёнка не снижается, а, как правило, наоборот, резко возрастает.
  Тревожность ребёнка возрастает также и в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением.
  Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребёнка.
  Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребёнку, постоянные сравнения его с другими детьми.
  В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребёнка ведутся разговоры о выборе «достойной» школы, «перспективного» учителя. Озабоченность родителей передаётся и детям.
  Кроме того, родители нанимают ребёнку многочисленных учителей, часами выполняют с ним задания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсивному обучению организм ребёнка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.
  Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

  Тревога — комбинация некоторых эмоций; трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника; эпизодические проявления беспокойства, волнения ребёнка, эмоционально — дискомфортное состояние, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности и переживанием необъективной угрозы.   
  Оптимальный уровень тревоги (ОУТ) необходим для эффективного приспособления к действительности. Также ОУТ выполняет защитную функцию.
Тревога в характере ребёнка проявляется при наличии большого количества страхов.

Причины тревожности
1) Внутренний конфликт
2) Нарушение детско-родительских отношений

Возможные причины внутреннего конфликта ребёнка
1) Противоречивые требования, предъявляемые родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребёнка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит «двойку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.
2) Неадекватные требования (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребёнку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только «пятёрки» и не является лучшим учеником класса.
3) Негативными требованиями, которые унижают ребёнка, ставят его в зависимое положение.

Выявление тревожного ребёнка
  Опытный воспитатель или учитель в первые же дни знакомства с детьми поймёт, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако, прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребёнком, вызывающим опасения,  в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми.
  Наблюдения за поведением ребёнка подтвердят или опровергнут предположение родителя.

Критерии определения тревожности у ребёнка
1) Постоянное беспокойство.;
2) Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.;
3) Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).;
4) Раздражительность.;
5) Нарушения сна.

Портрет и характеристика тревожного ребёнка
1) Внимание чрезмерно обращено на себя
2) Частые страхи и сомнения по поводу правильности выполненного действия
3) Неверное восприятие требований, предъявляемых окружающими и боязнь их не выполнить
4) Чрезмерная самокритика и стремление к совершенству
5) Недооценка собственных возможностей и способностей
6) Приписывание угрожающих признаков любой двусмысленной ситуации
7) Когнитивные искажения
8) Ограниченное выражение чувств
9) Импульсивность поведения
10) Скрытие проблемы
11) Отрицание существования проблем
12) Скрытая агрессия
13) Соматические жалобы
а)  Боли в животе
б) Головокружения
в) Головные боли
г) Спазмы в горле
д) Затруднённое поверхностное дыхание
е) Сухость во рту
ё) Ком в горле
ж) Слабость в ногах
з) Учащённое сердцебиение.
14) Сильное мышечное (мускульное) напряжение и беспокойство
15) Внутреннее возбуждение по признакам, связанным с высшей нервной системой
16) Утомляемость
17) Раздражительность
18) Плохое настроение
19) Слезливость
20) Нарушения сна
21) Депрессия
22) Энурез
23) Излишний контроль ребёнка со стороны его родителей
24) Тревожность и напряжённость родителей ребёнка
25) Напряжённое вглядывание во всё, что находится вокруг
26) Робкое, почти беззвучное приветствие
27) Неловко присаживание на краешек ближайшего стула
28) Ожидание неприятностей
29) Удержание своих проблем «при себе»
30) Чрезмерное беспокойство (относительно самого события/относительно его предчувствия)
31) Частое ожидание самого худшего
32) Чувство беспомощности
33) Боязнь играть в новые игры
34) Страх приступать к новым видам деятельности
35) Высокие требования к себе
36) Низкий уровень самооценки
37) Поиск поощрения и одобрения взрослых во всём
38) Неспособность долго работать, не уставая.;39) Трудности в сосредоточении на чём-то.;40) Любое задание вызывает  у ребёнка излишнее беспокойство.;41) Во время выполнения заданий ребёнок очень напряжён и скован;42) Частое смущение;43) Частые разговоры о напряжённых ситуациях;44) Покраснение лица в незнакомой обстановке;45) Жалобы на страшные сны.;46) Холодные и влажные руки;47) Нередкое расстройство стула;48) Сильная потливость во время волнения.;49) Отсутствие хорошего аппетита;50) Беспокойный сон
51) Трудное засыпание
52) Пугливость
53) Беспокойство
54) Лёгкая расстраиваемость
55) Частая неспособность сдержать слёзы
56) Плохая переносимость ожидания
57) Нежелание браться за новое дело;58) Неуверенность в себе и своих силах.;59) Боязнь столкнуться с трудностями.


Работа с тревожным ребёнком и помощь, которая должна быть ему оказана 

Работа с тревожным ребёнком сопряжена с определёнными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.;


Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в 3 направлениях:

1. Повышение самооценки
  Повысить самооценку ребёнка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Родителям рекомендуется обращаться к ребёнку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей.
  Однако похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребёнок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребёнка.
Желательно, чтобы тревожный ребёнок почаще участвовал в таких играх в кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе...», которые помогут ему узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей». А чтобы о достижениях каждого ученика или воспитанника узнали окружающие, в группе детского сада или в классе можно оформить стенд «Звезда недели», на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребёнка.
  Можно отмечать достижения ребёнка в ежедневной информации для родителей (например, на стенде «Мы сегодня»): «Сегодня, 21 января 1999 года, Серёжа в течение 20 минут проводил опыт с водой и снегом». Такое сообщение даст лишнюю возможность родителям проявить свою заинтересованность. Ребёнку же будет легче отвечать на конкретные вопросы, а не восстанавливать в памяти всё, что происходило в группе за день.
  В раздевалке, на шкафчике каждого ребёнка можно закрепить «Цветик — семицветик» (или «Цветок достижений»), вырезанный из цветного картона. В центре цветка — фотография ребёнка. А на лепестках, соответствующих дням недели, — информация о результатах ребёнка, которыми он гордится.
  В младших группах информацию в лепестки вписывают воспитатели, а в подготовительной группе заполнение цветиков — семицветиков можно поручить детям. Это послужит стимулом для обучения письму.
  Эта форма работы способствует установлению контактов между детьми, так как те из них, которые еще не умеют читать или писать, часто обращаются за помощью к товарищам. Родители, приходя вечером в детский сад, спешат узнать, чего же добился их ребёнок в течение дня, каковы его успехи.
  Позитивная информация очень важна и для взрослых, и для детей, для установления взаимопонимания между ними. Причём нужна она для родителей детей любого возраста.
  Использование наглядной формы работы (оформление стендов, информационных «Цветиков — семицветиков» и т. п.) помогает решить сразу несколько педагогических задач, одна из которых — повышение уровня самооценки детей, особенно тех, у кого высокая тревожность.;

2. Обучение ребёнка умению управлять собой (своим поведением) в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях
  Как правило, тревожный ребёнок не сообщает о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывает их. Поэтому если он заявляет взрослым, что ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребёнок не может или не хочет признаться.
В этом случае желательно привлекать ребёнка к совместному обсуждению проблемы.   
  В детском саду можно поговорить с каждым ребёнком, сидя в кругу, о его чувствах и переживаниях в волнующих его ситуациях. Смелый человек — это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх.
  Желательно, чтобы каждый ребёнок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить ему нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нём. Подобные беседы помогут тревожному ребёнку осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как ему казалось, только для него.
  Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. А когда речь идет о тревожном ребёнке, этот приём категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одного ребёнка с достижениями другого. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета.
  Лучше сравнить достижения ребёнка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребёнок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: «Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию» или «Ваш сын закончил рисунок последним».
  Если у ребёнка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Такого ребёнка следует спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Нельзя подгонять и торопить его.
  Обращаясь к тревожному ребёнку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо наклониться к нему, либо приподнять ребёнка до уровня глаз.
Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребёнка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребёнка.
  Обучать ребёнка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним.
  Дети с удовольствием применяют приём отработки конкретного навыка сами. Например, они играют в школу, многократно повторяя ситуацию, которая их волнует.
  Очень полезно играть с тревожными детьми в ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребёнка (например, ситуация «боюсь воспитателя, учителя» даст ребёнку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация «боюсь войны» позволит действовать от имени фашиста, бомбы, то есть чего-то страшного, чего боится ребёнок).
  Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребёнка, а кукла ребёнка — роль взрослого, помогут ребёнку выразить свои эмоции, а родителю — сделать много интересных и важных открытий. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре (война, «казаки-разбойники») ребёнок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.

3. Снятие мышечного напряжения
  Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры, направленные на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и простое растирание тела.
  Ещё один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание лица старыми мамиными помадами.
  Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками ребёнка (конечно, с участием взрослого), игра принесёт ему ещё больше удовольствия.


Правила проведения игр с тревожным ребёнком

1. Включение ребёнка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет её участником.;

2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?».

3. Если вводится новую игру, то для того чтобы тревожный ребёнок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить её на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребёнок уже неоднократно играл.

4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребёнком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.


Игры с тревожным ребёнком
1) Релаксационные и дыхательные упражнения (этюды на расслабление мышц )(можно проводить за партами)
а) «Воздушный шарик»
б) «Корабль и ветер»
в) «Дудочка»
г) «Штанга-1»
д) «Штанга-2»
е) «Винт»
ё) «Водопад»
ж) «Подарок под ёлкой»
з) «Драка»
и) «Сосулька»
к) «Шалтай — болтай»
л) «Танцующие руки»
м) «Слепой танец»
н) «Насос и мяч»
  Работая с тревожным ребёнком, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы.
2) Игры, направленные на развитие у детей самооценки, формирования чувства доверия, уверенности в себе и развитие коллективности
а) «Дракон»
б) «Головомяч»
в) «Бумажные мячики»
г) «Гусеница»
д) «Смена ритмов»
е) «Зайки и слоники»
ё) «Волшебный стул»
  Данные игры можно проводить на любом этапе работы с ребёнком. Эффект от них будет лишь в том случае, если они проводятся многократно и регулярно. Желательно каждый раз вносить в подобные игры элемент новизны.
  В коллективные игры тревожного ребёнка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей.
3) Групповые игры для повышения самооценки ребёнка и снижения тревожности
а) Игра «Похвалилки»
б) Игра «За что меня любит мама»
в) Игра «Подари карточку»
г) Игра «Скульптура»


Работа с родителями тревожного ребёнка
  Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребёнок стал тревожным. Однако порой действия взрослого способствуют развитию этого качества у него.
  Нередко родители предъявляют ребёнку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить всё, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчёмнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.
  Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребёнок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребёнок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Всё это отнюдь не способствует развитию ребёнка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребёнка должны сделать всё, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).
  Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина).
  Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребёнка («осел», «дурак»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.
  Не надо требовать от ребёнка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребёнок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.
  Полезно снизить количество замечаний. Родителям полезно попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребёнку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не бы принесли пользы, либо только навредили как самим родителям, так и ребёнку.
  Нельзя угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!»). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с ребёнком, помогать ему выражать свои мысли и чувства словами.
  Ласковые прикосновения родителей к ребёнку помогут ему обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.
  Родители тревожного ребёнка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится ещё больше, а это приводит его к стрессу.
  Родители тревожного ребёнка часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. В таких ситуациях можно сказать родителям: «Ваш ребёнок часто бывает скованным, ему было бы полезно выполнять упражнения на расслабление мышц. Желательно, чтобы вы выполняли упражнение вместе с ним, тогда он будет делать их правильно». Родители, которые следуют таким рекомендациям, через некоторое время отмечают приятные ощущения в теле, улучшение общего состояния и, как правило, готовы к дальнейшему сотрудничеству.
  Тревожность родителей зачастую передается детям, а тревожность педагога — ученикам и воспитанникам.Поэтому, прежде чем оказывать помощь ребёнку, взрослый должен позаботиться о себе.

Профилактика тревожности (Рекомендации родителям)
1. Общаясь с ребёнком, не подрывать авторитет других значимых для ребёнка людей (Например, нельзя говоритьему: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!»).
2. Быть последовательными в своих действиях, не запрещать ребёнку без всяких причин то, что разрешалось раньше.
3. Учитывать возможности ребёнка, не требовать от него того, что он не может выполнить. Если ребёнку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помочь ему и оказать поддержку, а при достижении даже малейших успехов — не забыть похвалить.
4. Доверять ребёнку, быть с ним честными и принимать таким, какой он есть.;5. Если по каким-либо объективным причинам ребёнку трудно учиться, выбрать для него кружок по душе, чтобы занятия в нём приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемлённым.

Заключение
  Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребёнка, это ещё не повод отказывать ему в любви и поддержке. Пусть он живёт в атмосфере тепла и доверия, и тогда все его многочисленные таланты обязательно проявятся.


              Приложения к статье «Детская тревожность»

Игры с тревожным ребёнком
1) Релаксационные и дыхательные упражнения (этюды на расслабление мышц )(можно проводить за партами)
а) «Воздушный шарик»
Цель: снятие напряжения, успокоение детей.
Ход упражнения: все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий даёт инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится всё больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».;
Упражнение можно повторить 3 раза.
б) «Корабль и ветер»
Цель: настрой группы на рабочий лад (особенно, если дети устали).;
Инструкция: «Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щёки… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем ещё раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»;
Упражнение можно повторить 3 раза.

в) «Дудочка»
Цель: расслабление мышц лица (особенно вокруг губ).
Инструкция: «Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»

г) «Штанга-1»
Цель: расслабление мышц спины.
Инструкция: Сейчас мы с вами будем спортсменами — тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжёлая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите её. Очень тяжело. Выдохните, штангу опустите на пол и отдохните. Попробуем ещё раз".

д)«Штанга-2»
Цель: расслабление мышц рук и спины, предоставление возможности ребёнку почувствовать себя успешным.
Инструкция: «А теперь возьмём штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь ещё раз, как чемпионы».
  Упражнение можно выполнить несколько раз.

е) «Винт»
Цель: снятие мышечных зажимов в области плечевого пояса.
Инструкция: «Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде „Начали“ будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!.. Стоп!»
  Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».

ё) «Водопад»
Цель: развитие воображения, расслабление
Инструкция: «Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нём падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове… Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи… Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.
  А свет течёт по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.
  Пусть свет течёт также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленее. Свет течёт и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы всё глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами… (30 секунд).
  Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».
  После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.

ж) «Подарок под ёлкой»
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.
Инструкция: «Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к ёлке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под ёлкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».
  После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чём мечтает.

з) «Драка»
Цель: расслабление мышц нижней части лица и кистей рук.
Инструкция: «Вы с другом поссорились. Вот — вот начнётся драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»
  Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

и) «Сосулька»
Цель: расслабление мышц рук.;
Инструкция: «Ребята, я хочу загадать вам загадку:
У нас под крышей; Белый гвоздь висит,; Солнце взойдёт,; Гвоздь упадёт.;(В. Селиверстов)
Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвёртую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем… А теперь выступаем. Здорово получилось!»;
й) «Шалтай-болтай»
Цель: расслабление мышц рук, спины и груди.
Инструкция: «Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется „Шалтай-Болтай“.
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
(С. Маршак)
Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова „свалился во сне“ — резко наклоняем корпус тела вниз».

к)«Танцующие руки»
Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст им (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.
Инструкция: «Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2-3 минуты).
  Игра проводится под музыку.

л) «Слепой танец»
Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
Инструкция: «Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет „слепой“. Другой останется „зрячим“ и сможет водить „слепого“. Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под лёгкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнёру завязать повязку».
  В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребёнок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1- 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребёнок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.
  По мере избавления ребёнка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.

м) «Насос и мяч»
Цель: расслабление максимального количества мышц тела.; Инструкция: «Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонён несколько вперёд, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком „с“. С каждой подачей воздуха мяч надувается всё больше. Услышав первый звук »с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвёртого — надулись щёки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдёргивает из мяча шланг насоса… Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение". Затем играющие меняются ролями.
 
2) Игры, направленные на развитие у детей самооценки, формирования чувства доверия, уверенности в себе и развитие коллективности
а) «Гусеница»Цель: Игра учит доверию. Почти всегда партнёров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.
Инструкция: «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».
Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение «живой гусеницы».

б) «Смена ритмов»
Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.
Инструкция: Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре… Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре… Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает всё реже, считает всё тише и медленнее.

в) «Зайки и слоники»
Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
Инструкция: «Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется »Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся" и т. д. Дети показывают.
«Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.
«А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.
После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

г) «Волшебный стул»
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребёнка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имён, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причём имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чьё имя рассказывают, становится королём. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.
  В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

3) Групповые игры для повышения самооценки ребёнка и снижения тревожности

а) Игра «Похвалилки»
  Ход игры: Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причём формулировка обязательно начинается словами «Однажды я...» Например: «Однажды я помог товарищу в школе» или «Однажды я быстро выполнил домашнее задание» и т.д.
  На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребёнок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке.
  После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами.
  В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребёнок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.

б) Игра «За что меня любит мама»
  Ход игры: Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребёнок по очереди говорит всем, за что его любит мама.
  Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил то, что сказали другие. При затруднении дети могут ему помочь.
  После этого нужно обсудить с детьми, приятно ли им было, что другие дети запомнили эту информацию. Дети обычно сами делают вывод, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.
  На первых порах дети, чтобы показаться значимыми, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, любят маленькую сестренку… Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть

в) Игра «Подари карточку»
  Ход игры: Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисует карточки с пиктограммами, обозначающими различные положительные качества. С детьми необходимо обсудить, что означает каждая пиктограмма.; Например, карточка с изображением улыбающегося человечка может символизировать веселье, с изображением двух одинаковых конфет — доброту или честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое-либо положительное качество (обязательно положительное!).; Каждому ребёнку выдается 5-8 карточек. По сигналу ведущего дети закрепляют на спине товарищей (при помощи скотча) все карточки. Ребёнок получает ту или иную карточку, если его товарищи считают, что он обладает этим качеством.; По сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу».; На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при повторении игры и после обсуждения ситуация меняется.; Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно выяснить, что приятнее — дарить хорошие слова другим или получать их самому. Чаще всего дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех, кто совсем не получал карточек или получал их совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили карточки, но им бы тоже хотелось получить такие подарки.; Как правило, при повторном проведении игры «отверженных» детей не остается.

г) Игра «Скульптура»
  Эта игра учит детей владеть мышцами лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение.; Ход игры: Дети разбиваются на пары. Один из них — скульптор, другой — скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребёнка) скульптор лепит из «глины» скульптуру:;- ребёнка, который ничего не боится;;- ребёнка, который всем доволен;;- ребёнка, который выполнил сложное задание и т.д.; Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут — сами дети.; Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры.; После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую — нет.


Amatrix Fidelis
Amatrix Fidelis
Москва
106713

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Актуальные посты