Как сказать ребенку «нет» и как бороться с аргументом «а Васе купили»

За последнее время довольно часто в разных местах поднимается вопрос, о том, как бороться с детским «хочу» и «не буду». Я много думала над этим, обдумывала разные статьи. А сейчас я хочу попробовать как-то систематизировать свои мысли и поделиться своими выводами.
Итак:

С малышами все довольно просто. Им редко когда вот до жути надо именно это – им просто все интересно. Поэтому можно просто перенаправить их интерес на что-нибудь более доступное и разрешенное. Так, когда сын тянется к моему телефону или там к пульту от телевизора, я аккуратно забираю его у него со словами «в это не надо играть – это мамина игрушка» и сразу же переключаю его внимание на что-нибудь другое. Например, запускаю его машинку или начинаю катать мячик. И сын даже расстроится не успевает – он уже увлечен новой игрой. Тут, еще, мне кажется, есть один важный момент – слово «нельзя» лучше заменить на «не надо». Так звучит мягче и в сущьности правильнее передает суть – ведь на самом деле странно выглядит – папе с мамой можно брать телефон, а ему нельзя. Ему тоже можно, но пока не надо, пока рано. То же самое и с открыванием дверц и цапаньем всего подряд. А вот пальцы в розетку, играть с огнем, рвать книжки и всякое в таком духе – именно нельзя, т.к. опасно. Причем как малышу, так и взрослым.

А вот когда малышь подрастает, начинается извечное «хочу». Причем современная индустрия предостовляет просто шикарное поле творчества для этого «хочу» – тут вам и макдональдсы, барби, лего, компьютерные игры и пр. И тут важно в самом начале правильно поставить установки дозволености этого «хочу». У всех финансы разные и кто-то может позволить купить своей дочке городок для барби, а кому-то и на машинку копить приходится. И ребенок должен это понимать. Кто-то может кинуть в меня тапком – мол, зачем нагружать ребенка финансовыми проблемами. Но мы живем в мире, где правят деньги. Поэтому с ними, а точнее с их отсутствием, надо считаться, а чаще – просто мириться. Так мы с сестрой все наше детство четко знали, что в нашей семье мало денег и покупать разные игрушки-фентифлюшки просто не на что. У нас не было денег на карманные расходы, поэтому булочку или бублик нам приходилось просить. Но в нашем классе были дети и по-багаче. И они приходили, приносили свои игрушки и хвастались. Мне было обидно. Я тоже хотела такие игрушки. Я приходила к родителям и жаловалась – вот, у маши есть кукла, я такую же хочу. И мне объясняли, что денег у нас нет и не предвидется. Разумеется, я спрашивала почему же Маше могут купить, а мне нет. И мне говорили, что у машиных родителей денег больше. А бабушка как-то сказала мне, что хвастаться тем, что нажито чужим трудом некрасиво, хвастаться надо своими достижениями. И в этот же момент родители предложили нам с сестрой «зарабатывать». У нас было два варианта – рисовать картины, а потом «продовать» их родителям. Понятно, что рисовать по сотне картин в день мы физически не могли, да и давали нам за них не особо много. Но мы были горды, что мы сами эти деньги заработали. Заодно развивали свое умение рисовать. А второй наш заработок заключался в работе по дому. Был составлен прайс-лист на все виды работы и мы сами выбирали, что мы будем делать. Платили нам опять же немного, зато на двоих мы неплохо помогали по дому) Так, обычные для других деньги на карманные расходы, мы с сестрой зарабатывали. И как следствие, мы не по наслышке понимали, что эти деньги зарабатываются трудом и не тратили их на все подряд, а тщательно выбирали, что нам важнее. Пусть и меркантильный получился у родителей метод, зато он лучше всего научил нас тому, что все стоит денег, а деньги надо зарабатывать. И мы уже не топали ногами «хочухочухочухочу», несмотря на все доводы, что на это хотение нет денег, а четко понимали – денег нет, а если нам что-то надо – надо заработать или, хотя бы, заслужить.
Еще я как-то читала, что можно перенаправить детское «хочу» в процесс планирования и фантазирования. Так одна мама рассказывала, что когда ее дочь пришла и стала просить купить домик для барби, она предложила дочери рассказать, какой она хочет домик, что в нем будет.Что пока они не могут купить этот домик, но это не мешает подготовиться к этому. И они начали рисовать домик, придумывать детали. И так увлеклись этой игрой, что когда финансы смогли позволить этот домик купить, желание дочки уже перегорело. Да и покупные домики не шли ни в какое сравнение с придуманым ими домиком)
Я в детстве так же любила представить, что было бы, если бы у мея появился бы желанный объект. И мои фантазии были куда красочнее того, что лежало в магазине. Поэтому подходя к прилавку, я видила уже не объект желания, а что-то не особо впечатляющее, ведь объект желания уже давно превращался к тому времени в что-то невераятно особенное)
А еще на мое детство пришолся бум жевательных резинок с вкладышами. Это был просто хит. Все собирали вкладыши, менялись. И мои родители взяли этот бум себе на вооружение – они сказали нам с сестрой, что каждую неделю они будут смотреть наши дневники и за каждую пятерку они будут давать нам жевачку, но при этом, каждая двойка нейтрализирует пятерку. Представляете, как это стимулировало нашу успеваемость?))) И опять же это тоже подтверждало теорию, что все в этой жизни надо заслужить)
Потом мы стали старше, и тоже начинали хитрить. Но хитрить по-доброму. Так я выпросила у родителей альбом с наклейками «Король лев», но не просто так – я сказала, что буду по нему тренироваться рисовать. И тренировалась. Я тогда много всего нарисовала. А пакетики с наклейками мне покупали по-прежнему за хорошую успеваемость.
Вот так мы с сестрой и выросли, усвоив главный урок для всех «хочушек» – если ты чего-то действительно хочешь – это надо заслужить. И мы уже не смотрели на других – мы были увлечены процессом заслуживания и фантозирования))

Пока для меня это только теория из моего детства. Когда сын подрастет – проверим, смогу ли я так же достойно обойти все «хочу»и " а у Васи/Маши...", как это сделали мои родители.


Велта
218769

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Каптен Катя (и я не голосую!!!)
Ой, Король Лев!!! Я училась рисовать по любым клочкам, где только были изображения персонажей!
Пожаловаться
Велта
У меня в тетрадях по всем предметам в конце были рисунки из короля льва))
Пожаловаться
Каптен Катя (и я не голосую!!!)
у меня не только тетрадки)) Я рисовала Налу/Муфасу/Сараби/Симбу везде, где только у меня была возможность. Даже сломанным маркером на коробке только что купленного, например, холодильника.
Пожаловаться
Велта
Маниакальная зависимость?
Пожаловаться
Каптен Катя (и я не голосую!!!)

Ну как сказать....

ДАДАДАДАДАДАДАДАДААААААААААААА!!!

Пожаловаться
Юлия

Опасная это практика – давать деньги за домашнюю работу. Ведь ее и так никто не хочет делать, а так – попросить просто там помыть посуду – и ребенок устроит скандал, ведь денег уже не дают. Ребенок должен помогать по дому, потому что он часть семьи и хочет сделать что-то хорошее для общего блага. Как-то в этом направлении надо работать, мне кажется.

Да и успеваемость выливать в материальные стимулы – это как-то дико. Учиться нужно потому, что это интересно или нужно для будущего, надо постараться придумать для ребенка объяснения из этой области… Но я понимаю, что, во-первых, все дети разные, подход одинаковый нельзя найти ко всем. Да и у детей сейчас другие идеалы.

Я просто вспоминаю свою семью, у нас ни плохие, ни хорошие оценки ни в какие покупки или их лишения не выливались. Наверное мне как-то объяснили, что это слишком по-детски (а мне всегда хотелось быть черезчур взрослой). Ну и наверное маме удавалось как-то обосновать ненужной каждой конкретной вещи, которую я хотела, а купить нельзя было...

Пожаловаться
Велта
Так с оценками все было хитро – это был способ превратить наше «хочу» в пользую Мы бы просили жевачку, а так мы получали желаемое, но и давали что-то взамен. А учиться мне итак было интересно. Просто чаще просилась к доске))
Пожаловаться
Girasole
Все это конечно хоршо. Но если все в этой жизни надо заслужить, то не станет ли опасностью что любовь родительскую надо тоже заслужить? Как ребенок поверит потом что он любим просто так, за то что он есть без заслуг.
Пожаловаться
Оптимистка
Тут мне кажется немножко не о том… Тут же речь идет о материальном. То есть, что можно купить за деньги(которых иногда нет). Просто не надо играть на чувствах ребенка, я думаю – типа раскидал игрушки – не люблю тебя, ты плохой. Убрал игрушки – вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я. Вот с таким подходом у ребенка как раз и разовьется чувство, что его любят за что-то. А в этой концепции такого нет… Очень хорошая, надо взять на заметку и попытаться воплотить…
Пожаловаться
Велта
Я не раз читала у разных детских психологов, что нельзя ставить на бартер чувства. Можно за убраную комнату дать конфетку, но нельзя, как правильно заметила Елена, говорить, что не любишь за бордак. За бордак можно наказать вечером без мультиков, но обязательно сказать, что ты его/ее любишь, но надо учиться класть все на свои места. Ну, или как-то так. «Я тебя люблю и ты у меня хороший, но мы ведь с тобой договаривались, что ты не будешь вот-так вот поступать, поэтому я вынуждена тебя наказать».
Пожаловаться
РаисаЗахаровна
Абсолютно согласна!
Пожаловаться
РаисаЗахаровна
 А нет ли опасности, что помощь по дому у ребенка будет только за деньги? Ведь обычная просьба помыть посуду может вылиться в конфликт. Вашим родителям повезло и вы все поняли правильно. А если зашкалит? Если на любую просьбу ребенок будет требовать деньги. Так он потом за все будет ждать оплаты и за заботу тоже. Это очень сложно -все сделать правильно.
Пожаловаться
Велта
Это действительно «палка о двух концах». Наверно тут важно, кроме бартарных отношений, в особом порядке воспитывать в детях хорошее. Рассказывать им примеры. Причем примеры должны быть яркими, захватывающими, чтобы им хотелось подражать. Ну, как пример, на вскидку, сказать, что Супермен делал такие и такие хорошие дела. Причем рассказать так, чтобы ему это казалось главой из комикса, а не вашей отсебятиной))
Пожаловаться
РаисаЗахаровна
Ну да сложный вопрос. С одной стороны, надо учить тому, что заработанное и тратиться сложнее, а с другой учить доброте. Согласна. Надо подумать.
Пожаловаться
Велта
Видимо, надо просить моих родителей написать подобную статью))
Опять же, в наше детство было много книжек типа «Черная стрела», «Айвенго», «Три мушкетера» и т.д. И эти книги замечательно учили нас доброму и светлому)
Пожаловаться
РаисаЗахаровна
Про родителей Вы правы абсолютно. Надо им написать статью.
В наше время все меряется деньгами и сознание у детей другое. У нас по телевизору ТАКИЕ мультики идут, не поймешь для кого только. У нас другие идеалы были. И самое сложное, эти другие идеалы привить нашим детям. У нас везде убийства, деньги т д. Телевизор включить невозможно.  Я с Вами согласна, что это хороший метод, но он был хорошо тогда, кгда не было культа денег. А вот сейчас, этот опыт может сыграть плохую службу.
Мне, например, страшно за своего ребенка. Потому. что я не знаю как привить ей наши с мужем идеалы. Идеалы друзей, как правило, привлекательнее.
Пожаловаться
Велта
Надо взять то, что интересно ребенку и направить на пользу дела. Взять его/ее кумира и сделать его/ее главным героем уроков. Пусть там Анжелина Джоли переводит старушку через дорогу. Я немного утрирую, но суть примерно такая. Взять то, что в центре внимание и повести по нужной дорожке.
А про убийства и пр. вспомнились соседские дети на даче. Они каждый вечер собирались и у них начинались «ролевые игры» – они были как бы редакторы газет. И статьи у них были в лучших традициях современных новостей. А лет-то им по одиннадцать-тринадцать.
Пожаловаться
эВиточка
  • полностью за! подобный метод я с успехом применяю со своим старшим! действует!