За окном поднималось морозное утро. Маленький мальчик уже в сотый раз выглядывал на улицу и в нетерпении ерзал на стуле, не в силах спокойно дождаться, когда закончится обязательный завтрак.
– Кушай-кушай, – говорила мама. – И куда тебя несет в такой день? На улицу же носа не высунешь! Такой мороз.
– Но мама! – говорил маленький мальчик, торопливо засовывая в рот бутерброды и захлебываясь чаем. – Посмотри как красиво!
И мальчик уже в тысячный раз выглянул в окно. Морозное утро раскрылось во всей красе. Небо слепило безупречной синевой, зимнее солнце, – красивое и безобидное, – лениво поднималось все выше и выше. Зимой оно очень ленилось и никогда не забиралось слишком высоко. И греть оно тоже ленилось, только светило ярко. Хотя, может быть, и светило оно лениво, но безоблачное небо и белый снег, вбирая один лучик, отдавали десять. Особенно старались снежинки. Они искрились так, словно каждая была сама по себе маленьким-маленьким солнышком...
– Красиво! – передразнивала мама. – Зато смотри как холодно! Все нормальные люди дома сидят, чай пьют и телевизор смотрят. Давай, допивай чай, и я тебе мультики включу. Нечего в такую погоду гулять, отморозишь себе чего-нибудь...
– Ну мама! – испугался маленький мальчик и в который уже раз подавился чаем. – Я хочу гулять! Ну можно?.. Я уже покушал, можно я побегу? Сегодня же выходной...
– Что с тобой поделаешь! – вздохнула мама. – Беги. Только одевайся теплее, и чтобы недолго!..
– Хорошо, мама! – раздалось из другой комнаты. – Я совсем-совсем недолго...
Маленьки й мальчик торопливо одевался, он не хотел терять ни одной минуты, ведь его целое утро ждали друзья: ленивое зимнее солнце, сверкающий пушистый снег и задиристый мороз, который так любит хватать за щеки и нос. Другие маленькие мальчики и девочки тоже вот-вот должны были сбежать от своих мам… Они встретились и играли весь день. Никто не мешал им, потому что в такой морозный день взрослые остались дома смотреть телевизор.
Под вечер, когда стало темнеть, маленький мальчик вернулся домой. Он запыхался, щеки его были похожи на два красных яблока, а нос – на спелую крупную клубнику.
– Мама! Мама! – закричал маленький мальчик, как только ворвался домой. – Ты знаешь...
– Знаю! Знаю! – раздраженно отвечала мама. – Кто обещал вернуться пораньше? Ведь замерз совсем!..
– И совсем не замерз! – откликнулся маленький мальчик, зубами стягивая варежки и с трудом сгибая окоченевшие пальцы.
– Вижу! – недовольно сказала мама, присев рядом с сыном и помогая ему раздеться. – Кто же гуляет в такую погоду?
– А когда же еще гулять?
– Вот придет весна, тогда и погуляем. Солнышко, капель, птицы поют. А потом молодая травка появится, подснежники, просыпающийся лес… Красота!.. А сейчас что? Мороз, снег, бр-р-р! Думаешь, мне нравится весь выходной дома сидеть и телевизор смотреть? Я бы тоже с удовольствием куда-нибудь пошла. Было бы тепло!.. Вот придет весна, тогда мы вместе пойдем гулять, пойдем за подснежниками, хорошо?
– Хорошо, мама! – радостно закивал маленький мальчик. – Обязательно пойдем. Но ведь это еще долго. А сейчас...
– Ладно, иди мой руки и за стол!..
2.
За окном играло ласковое весеннее солнце. Маленький мальчик уже в сотый раз выглядывал на улицу и в нетерпении ерзал на стуле, не в силах спокойно дождаться, когда закончится обязательный завтрак.
– Кушай-кушай, – говорила мама. – И куда тебя несет в такой день? На улице же мокро, все растаяло, и еще на самом деле холодно. Это только кажется, что светит солнце. Весеннее тепло обманчиво. Вот промочишь ноги и заболеешь...
– Но мама! – говорил маленький мальчик, торопливо засовывая в рот бутерброды и захлебываясь чаем. – Посмотри как красиво!
И мальчик в тысячный раз выглянул в окно. Там баловалось весеннее солнце. Оно устало от зимней лени и теперь улыбалось во всю. Под его теплым взглядом таял снег, уступая место молодой, пока едва зеленой, траве. Под его теплым взглядом сосульки забарабанили капелью по карнизам и крышам, по дорожкам и скамейкам. Разбуженные этим радостным стуком, повылазили птицы и защебетали на все лады. Кое-где уже бежали ручьи, но снега еще хватало, чтобы попытаться построить из него маленькие и большие плотинки. Одинаково бесполезные перед наступающей весной.
– Что ж красивого? – удивилась мама. – То солнце, то ветер. Снег везде тает, того и гляди, сосулька на голову упадет… Слышишь? Не вздумай близко около домов ходить!
– Слышу!.. Не буду! – маленький мальчик быстро одевался. Он не хотел терять и минуты, ведь его ждали друзья. Как старые, так и новые. И даже старые, – снег, солнце, ветер, – разительно изменились, так что их было не узнать, и с ними можно было играть по-новому. Повыскакивали и другие дети, шумные и веселые, довольные тем, что опять ускользнули от взрослых, которые остались дома у правдивых телевизоров, боясь обманчивой весны и промоченных ног...
Под вечер, когда стало темнеть, маленький мальчик вернулся домой. Он запыхался, в его сапогах и носе хлюпало, а штаны и куртка были измазаны свежей землей.
– Мама! Мама! – закричал маленький мальчик, едва переступив порог. – Представляешь...
– А ты представляешь, на кого сейчас похож?! Ну-ка быстро снимай все и немедленно к батарее! Еще не хватало воспаление легких подхватить!..
Маленький мальчик быстро скинул сапожки, верхнюю одежду и побежал сушиться.
– Мама...
– Давай-давай, ближе к батарее...
– Ну, мама!..
– Чего еще?
– А когда мы с тобой пойдем в лес?
– В лес? Зачем?
– За подснежниками...
– За какими еще подснежниками? Не говори глупостей! В такую-то погоду. Если хочешь, я тебе завтра у бабушек куплю...
– Нет, я не хочу просто подснежников, я хочу собрать их вместе с тобой. В лесу. Или пойдем еще куда-нибудь...
– Мне, в отличие от тебя, не доставляет удовольствие ходить с мокрыми ногами. Вот будет лето, тогда… Думаешь, мне самой нравится весь выходной у телевизора сидеть? Я бы тоже с радостью куда-то помимо магазина вырвалась. Вот придет лето: тепло, сухо, зелень кругом… Можно будет на солнышке понежиться, позагорать… Вот придет лето, и мы вместе пойдем на пляж, хорошо?
– Хорошо, мама! – радостно закивал маленький мальчик. – Обязательно пойдем. Но ведь это еще долго. А сейчас на улице капель, птицы поют, а в лесу подснежники...
– Ладно-ладно, суши, давай, одежду!..
3.
За окном жарило щедрое летнее солнце. Маленький мальчик уже в сотый раз выглядывал на улицу и в нетерпении ерзал на стуле, не в силах спокойно дождаться, когда закончится обязательный завтрак.
– Кушай-кушай, – говорила мама. – И куда тебя несет в такой день? На улице жара, не ветерка, даже мухи куда-то попрятались, не только люди! Сиди лучше дома, у нас хоть немного прохладнее. А то еще солнечный удар получишь, что тогда делать будем?
– Но мама! – говорил маленький мальчик, захлебываясь вчерашним компотом. – Посмотри как красиво, как хорошо!
И мальчик в тысячный раз выглянул в окно. На ярко-синем небе плыли одинокие белые облака, исчезая на ходу под слишком теплым взглядом солнца, которое изнемогало от собственного жара и пило влагу отовсюду, куда могло дотянуться. Пышная летняя зелень съежилась и ждала, когда эта влага, не удержавшись в бездонном небе, вернется на землю бесшабашным ливнем…
– Что ж хорошего? – удивилась мама. – Из-за этого яркого солнца ничего толком не разглядишь, глаза слепит. Трава пожухла, везде этот дурацкий тополиный пух. Так и лезет в глаза и нос. А главное – жара. С улицы приходишь весь пыльный, потный… Бр-р-р!
– Но мама! – маленький мальчик не торопился обуваться, сегодня он ждал маму. – Разве ты не пойдешь со мной на пляж?
– Ну что ты говоришь?! Какой пляж? Я же тебе объясняю, на улице невыносимая жара, а до пляжа еще на автобусе ехать. Представляешь, что с нами будет после давки в автобусе в такую погоду?..
– Зато потом искупаемся, так хорошо будет!
– Ага! А потом в том же набитом автобусе домой возвращаться… Да к тому же я на солнце опять сгорю… Лучше дома прохладный душ принять… А? Что скажешь? Давай, искупайся в ванне, а потом я тебе мультики включу...
– Но мама! – испугался маленький мальчик. – Я хочу гулять… Можно ведь и не ехать на далекий пляж, у нас тут рядом пруд. И совсем-совсем недалеко...
– Скажешь тоже! Не пойду же я купаться в вашем лягушатнике! Ладно, беги давай, только одному не купаться и поздно не приходить!
– Хорошо, мама! – радостно прокричал маленький мальчик, выскакивая за дверь. – Один не буду! У меня много друзей!..
Под вечер, когда солнце стало подумывать о том, чтобы отправиться спать, маленький мальчик вернулся домой. Он запыхался, нос и плечи обгорели, а футболка была обмотана вокруг головы.
– Мама! Мама! – закричал маленький мальчик, едва переступив порог. – Знаешь, что сегодня...
– Где твоя кепка? – раздраженно спросила мама.
– Ой! – испугался маленький мальчик. – Когда мы купались, подул ветер, и она улетела в пруд. И поплыла далеко. А ты говорила, чтобы я не заплывал далеко. Я и не заплывал. А еще ты говорила, чтобы я голову берег, тогда я взял футболку и...
– Горе ты мое… Насчет кепки мы еще поговорим, а сейчас поворачивайся!.. Боже ты мой! У тебя же вся спина сгорела! Бегом на кухню, подсолнечным маслом мазать будем.
– Да мне совсем не больно!
– Это сейчас не больно, а потом заболит. – Мама старательно втирала масло, хотя краснота действительно была не сильной. – Больше в такую жару не отпущу!
– Но...
– И никаких «но»!.. Какой нормальный человек в такую погоду гуляет? Вот придет осень, мы вместе пойдем в лес. Никакой жары, но еще тепло. Листопад, а весь лес – как радуга, всеми цветами покрашен. Красные, желтые листья… Красота! Грибы, ягоды… Вкуснотища! Вот когда надо гулять. Думаешь, мне так нравится весь день перед телевизором торчать? Я бы тоже с радостью куда-нибудь сходила. Вот пройдет лето, и мы вместе отправимся в прекрасный осенний лес. Хорошо?
– Хорошо, мама… – грустно ответил маленький мальчик. – Но ведь это еще долго! А сейчас: жарко, прохладный пруд, гроза… Так хорошо!..
– Хорошо будет потом, а сейчас тебе спину драть будет… Не вертись! А то масло пролью!..
4.
За окном поднималось усталое, но довольное осеннее солнце. Маленький мальчик уже в сотый раз выглядывал на улицу и в нетерпении ерзал на стуле, не в силах спокойно дождаться, когда закончится обязательный завтрак.
– И куда тебя несет в такой день? – говорила мама. – На улице слякоть, того и гляди опять пойдет дождь. Ты же весь чумазый с ног до головы придешь!
– Но мама! – говорил маленький мальчик, торопливо засовывая в рот бутерброды и захлебываясь чаем. – Посмотри как красиво!
И мальчик уже в тысячный раз выглянул в окно. Разноцветные деревья стояли, играя на солнце всеми цветами радуги, то и дело роняя листья. Листья кружились и покрывали землю пестрым ковром.
– Да, красиво! – передразнила сына мама. – А знаешь, какой уже ветер холодный? Везде эта осенняя грязь, дождик начинает моросить каждые полчаса… Что теперь на улице делать? Все нормальные люди осенью дома сидят, у телевизора… Давай я тебе лучше...
– Мама! – испуганно перебил маленький мальчик. – Значит, мы опять не пойдем в лес? За грибами и ягодами?
– Что значит «опять»?.. – удивилась мама. – Я же тебе говорю, что сейчас не время для прогулок. Вот наступит зима. Покроется все чистым снегом. Красота! Снежинки на солнце будут сверкать, а вокруг белым-бело! Во дворе зальют горку, и мы пойдем на ней кататься. Хорошо?
– Мама… – маленький мальчик вдруг заговорил тихо-тихо. Он опустил голову. Казалось, что он того гляди заплачет.
– Что, сынок?
– Мама… – еще тише сказал маленький мальчик. – А когда я выросту, я тоже буду жить только будущим?..
Максим Мейстер, 28-31 декабря 2002, Пермь