//Что же такое эмоциональное развитие?

Эмоциональное развитие особых деток в малые годы включает в себя развитие самосознания: осознание, что он — личность, что есть свое собственное тело и имя. Воспитывая ребенка в первые месяцы и годы жизни, вы закладываете основы характера, стиля его поведения и отношения его к жизни потом.

Читать в полной версии

ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ

Получение реакции

Многие детки не проявляют никакого интереса к людям и миру вокруг них и не всегда идут на контакт. «Разбудить» особого ребенка — одна из важных и трудных задач для нас -родителей. Ища играми откликов эмоций у ребенка, важно помнить: нужно не прекращать попыток и не отвергать малыша, если реакции на ваши усилия нет, а снова и снова продолжать попытки с улыбкой и терпением, брать на ручки, обнимать и целовать, ищите те игры, которым он будет рад.

Вам может показаться, что частое повторение любимой игры ( «щекотки», качание ребенка на коленях или пускание с ним мыльных пузырей) не приносит ребенку никакой поль­зы. Но вы сильно заблуждаетесь. Увлечение игрой не только приятно, но и полезно: оно развивает и стимулирует освоение новых способностей. Проследите за тем, как ваш малыш реагирует на происходящее, ведь даже самая слабая реакция —ключ к его чувствам и дальнейшим успехам. Помните, для «особого» ребенка нужно намного больше времени и усилий, чем для обычного малыша, не торопитесь!

Понятие своего «Я»

Первые части тела, которые узнает ребенок,— это обычно глазки, ротик и носик. За ними следуют волосы, руки и животик.

—. Самый очевидный повод узнать себя для ребенка— купание, когда вы моете по очереди каждую часть тела. Но можно также использовать смену подгузников, во время ко­торой называть живот, попку, ноги и т.д., а одеваясь, погово­рить о руках, ногах и т.п.

— Пойте песенки, в которых называются части тела.

— Показывайте ребенку большие и четкие изображения лю­дей, называйте части их тела.

— Посадите ребенка к себе на колени. Прикасайтесь к различ­ным частям его тела, а затем к своим, и называйте их. На­пример: «Это моя коленка. А это твоя коленка».

— Показывайте ребенку части тела на куклах.

Используйте зеркало следующими способами:

1. Пробудите ребенка прикасаться к различным частям своего лица и тела в зеркале.

2. Показывая на отражение в зеркале, называйте имя ребенка.

3.Испачкайте ребенку нос или щеку губной помадой или пе­ной для бритья. Покажите ему его отражение в зеркале, а потом, не отходя от зеркала, побудите его стереть помаду или сотрите сами. Это упражнение помогает ребенку осо­знать, что в зеркале он видит самого себя.

4. Встаньте с ребенком перед большим зеркалом. Стройте за­бавные гримасы и смотрите, станет ли ребенок вам подражать.

5. Поиграйте с зеркалом в прятки, закрывая его, а потом сно­ва показывая ребенку его лицо.

Узнавание своего имени

Развитие этого навыка требует упорства и настойчивости. Назы­вайте имя ребенка при каждой возможности. Спрашивайте: «Где у нас Кирилл? А вот Кирилл!» — при этом указывайте пальцем на ребен­ка и широко улыбайтесь.

Задавайте вопросы типа: «У кого мячик? У Кирюши мячик». Родителям свойственно говорить о ребенке в третьем лице (например, «Это чашка Кирилла» вместо «Это твоя чашка»). Такая манера разговора полезна, поскольку укрепляет представление ребенка о своей личности.

Узнавание себя в зеркале и на фотографиях

Играйте с зеркалом и поощряйте ребенка узнавать и показывать себя в зеркале.

Создайте альбом семейных фотографий и смотрите его вместе с ребенком. Лучше использовать для этого не слишком большие и ценные фотографии, за целостность которых вы не опасаетесь. Просматривая альбом вместе с ребенком, объясняйте ему, кто изо­бражен на каждой фотографии. Просите ребенка найти на фото­графиях разных людей и самого себя.

Укрепление самооценки

Ребенку с особыми нуждами, замечающему свое отличие от других детей (в особенности если у него физические проблемы или сен­сорные нарушения), для укрепления самооценки и уверенности в себе необходимо как можно больше поддержки и одобрения.

Хвалите ребенка за любое достижение. Хвалите не только за успех, но и за попытку сделать что-то новое, пусть даже неудачную. Если вы браните ребенка за неудачи, он начинает бояться ошибок и уже не решается рискнуть. От похвалы ребенок расцветает. Ему нравится привлекать к себе внимание, поэтому он будет старать­ся повторить сделанное. Похвала необходима детям: это мощный мотивирующий фактор, побуждающий ребенка двигаться вперед.

Используйте позитивный подход к ребенку. Однако помните, что ребенка нельзя перехваливать: слишком частая и беспричинная похвала обессмысливается. Не стоит хвалить ребенка за применение навыка, который он уже давно и хорошо усвоил. Не стоит поощрять ребенка похвалой, ес­ли вы ясно видите, что он мог бы сделать лучше, но недостаточно  старается. Ориентируйтесь на реальные возможности своего ре­бенка. Если ему трудно даже несколько минут спокойно посидеть за рисованием, вы должны хвалить его даже за несколько линий на бумаге. Если же он способен сосредоточиться и любит рисовать, не стоит его слишком расхваливать.

Умение делать выбор

Очень важно предлагать ребенку с особыми нуждами выбор и по­ощрять его сообщать свои желания с помощью тех средств комму­никации, которые ему доступны.

Ребенок должен понимать, что вы ему предлагаете, и иметь возможность ответить на предложение — указать глазами или ру­кой, ответить словами или жестами. Вначале вам придется поме­щать перед ребенком оба предмета, из которых нужно выбрать один. Например, чтобы дать ребенку выбрать фрукт к чаю, прине­сите ему апельсин и банан и спросите, что он хочет. Если он ука­жет глазами или рукой на апельсин, уберите банан и протяните ему апельсин со словами: «Ты хочешь апельсин».

Предложить ребенку выбор не составит труда, если речь идет о еде, напитках или игрушках, которые легко продемонстриро­вать. При переходе к более сложным выборам (например, между походом в парк или в бассейн) вы можете предлагать ребенку ри­сунки или фотографии.

Предоставляя ребенку выбор, вы можете использовать прием «Мягкий старт».

Понимание чувств

— Показывайте ребенку изображения людей, выражающих раз­личные эмоции, и в самых простых выражениях объясняй­те, что с ними происходит и что они при этом чувствуют

— Читайте ребенку книги, герои которых проявляют различ­ные эмоции.

— Объясняйте ребенку, что происходит с окружающими. «Он упал и ушибся. Ему больно», «У нее день рождения. Ей весело».

— Если ребенок обидел кого-нибудь, объясните ему, что про­изошло: «Ты ударил Оскара. Он плачет. Бедный Оскар!»

— Показывайте ребенку в зеркале веселое лицо, грустное ли­цо, удивленное, сердитое лицо и т.п.

— Открыто выражайте свои эмоции и говорите о них.

— Играйте с ребенком в сюжетные игры, герои которых про­являют различные эмоции, например в болезнь куклы.

Удачи вам и терпения!!! У вас все Получится!!!!.