//Что же такое эмоциональное развитие?
Эмоциональное развитие особых деток в малые годы включает в себя развитие самосознания: осознание, что он — личность, что есть свое собственное тело и имя. Воспитывая ребенка в первые месяцы и годы жизни, вы закладываете основы характера, стиля его поведения и отношения его к жизни потом.
ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ
Получение реакции
Многие детки не проявляют никакого интереса к людям и миру вокруг них и не всегда идут на контакт. «Разбудить» особого ребенка — одна из важных и трудных задач для нас -родителей. Ища играми откликов эмоций у ребенка, важно помнить: нужно не прекращать попыток и не отвергать малыша, если реакции на ваши усилия нет, а снова и снова продолжать попытки с улыбкой и терпением, брать на ручки, обнимать и целовать, ищите те игры, которым он будет рад.
Понятие своего «Я»
Первые части тела, которые узнает ребенок,— это обычно глазки, ротик и носик. За ними следуют волосы, руки и животик.
—. Самый очевидный повод узнать себя для ребенка— купание, когда вы моете по очереди каждую часть тела. Но можно также использовать смену подгузников, во время которой называть живот, попку, ноги и т.д., а одеваясь, поговорить о руках, ногах и т.п.
— Пойте песенки, в которых называются части тела.
— Показывайте ребенку большие и четкие изображения людей, называйте части их тела.
— Посадите ребенка к себе на колени. Прикасайтесь к различным частям его тела, а затем к своим, и называйте их. Например: «Это моя коленка. А это твоя коленка».
— Показывайте ребенку части тела на куклах.
Используйте зеркало следующими способами:
1. Пробудите ребенка прикасаться к различным частям своего лица и тела в зеркале.
2. Показывая на отражение в зеркале, называйте имя ребенка.
3.Испачкайте ребенку нос или щеку губной помадой или пеной для бритья. Покажите ему его отражение в зеркале, а потом, не отходя от зеркала, побудите его стереть помаду или сотрите сами. Это упражнение помогает ребенку осознать, что в зеркале он видит самого себя.
4. Встаньте с ребенком перед большим зеркалом. Стройте забавные гримасы и смотрите, станет ли ребенок вам подражать.
5. Поиграйте с зеркалом в прятки, закрывая его, а потом снова показывая ребенку его лицо.
Узнавание своего имени
Развитие этого навыка требует упорства и настойчивости. Называйте имя ребенка при каждой возможности. Спрашивайте: «Где у нас Кирилл? А вот Кирилл!» — при этом указывайте пальцем на ребенка и широко улыбайтесь.
Задавайте вопросы типа: «У кого мячик? У Кирюши мячик». Родителям свойственно говорить о ребенке в третьем лице (например, «Это чашка Кирилла» вместо «Это твоя чашка»). Такая манера разговора полезна, поскольку укрепляет представление ребенка о своей личности.
Узнавание себя в зеркале и на фотографиях
Играйте с зеркалом и поощряйте ребенка узнавать и показывать себя в зеркале.
Создайте альбом семейных фотографий и смотрите его вместе с ребенком. Лучше использовать для этого не слишком большие и ценные фотографии, за целостность которых вы не опасаетесь. Просматривая альбом вместе с ребенком, объясняйте ему, кто изображен на каждой фотографии. Просите ребенка найти на фотографиях разных людей и самого себя.
Укрепление самооценки
Ребенку с особыми нуждами, замечающему свое отличие от других детей (в особенности если у него физические проблемы или сенсорные нарушения), для укрепления самооценки и уверенности в себе необходимо как можно больше поддержки и одобрения.
Хвалите ребенка за любое достижение. Хвалите не только за успех, но и за попытку сделать что-то новое, пусть даже неудачную. Если вы браните ребенка за неудачи, он начинает бояться ошибок и уже не решается рискнуть. От похвалы ребенок расцветает. Ему нравится привлекать к себе внимание, поэтому он будет стараться повторить сделанное. Похвала необходима детям: это мощный мотивирующий фактор, побуждающий ребенка двигаться вперед.
Используйте позитивный подход к ребенку. Однако помните, что ребенка нельзя перехваливать: слишком частая и беспричинная похвала обессмысливается. Не стоит хвалить ребенка за применение навыка, который он уже давно и хорошо усвоил. Не стоит поощрять ребенка похвалой, если вы ясно видите, что он мог бы сделать лучше, но недостаточно старается. Ориентируйтесь на реальные возможности своего ребенка. Если ему трудно даже несколько минут спокойно посидеть за рисованием, вы должны хвалить его даже за несколько линий на бумаге. Если же он способен сосредоточиться и любит рисовать, не стоит его слишком расхваливать.
Умение делать выбор
Очень важно предлагать ребенку с особыми нуждами выбор и поощрять его сообщать свои желания с помощью тех средств коммуникации, которые ему доступны.
Ребенок должен понимать, что вы ему предлагаете, и иметь возможность ответить на предложение — указать глазами или рукой, ответить словами или жестами. Вначале вам придется помещать перед ребенком оба предмета, из которых нужно выбрать один. Например, чтобы дать ребенку выбрать фрукт к чаю, принесите ему апельсин и банан и спросите, что он хочет. Если он укажет глазами или рукой на апельсин, уберите банан и протяните ему апельсин со словами: «Ты хочешь апельсин».
Предложить ребенку выбор не составит труда, если речь идет о еде, напитках или игрушках, которые легко продемонстрировать. При переходе к более сложным выборам (например, между походом в парк или в бассейн) вы можете предлагать ребенку рисунки или фотографии.
Предоставляя ребенку выбор, вы можете использовать прием «Мягкий старт».
Понимание чувств
— Показывайте ребенку изображения людей, выражающих различные эмоции, и в самых простых выражениях объясняйте, что с ними происходит и что они при этом чувствуют
— Читайте ребенку книги, герои которых проявляют различные эмоции.
— Объясняйте ребенку, что происходит с окружающими. «Он упал и ушибся. Ему больно», «У нее день рождения. Ей весело».
— Если ребенок обидел кого-нибудь, объясните ему, что произошло: «Ты ударил Оскара. Он плачет. Бедный Оскар!»
— Показывайте ребенку в зеркале веселое лицо, грустное лицо, удивленное, сердитое лицо и т.п.
— Открыто выражайте свои эмоции и говорите о них.
— Играйте с ребенком в сюжетные игры, герои которых проявляют различные эмоции, например в болезнь куклы.
Удачи вам и терпения!!! У вас все Получится!!!!.
Классная статья! Здоровья всем детишкам!
Хорошая статья, особенно согласна с термином что ребенка надо именно «разбудить», мы будили больше года, и сейчас он как будто стал наконец просыпаться и нам даже не верится в те изменения которые стали в нем происходить! Но я не давила и не наседала с занятиями которые ему неприятны, он нам доказал что до всего должен дойти сам и бесполезно насильно что то вдалбливать.
Настя, молодец!!
Очень содержательно!!!))))