НЕСКОЛЬКО ОБЩИХ ПРАВИЛ

1) Количество препятствий от 1 года до 3 лет – 3-4; ближе к 6-7 годам можно организовать 5-7 препятствий.
2) Отмечаем начало полосы (игрушкой или чем-то другим).
3) Придумываем сигнал, которым ребенок будет показывать, что он закончил проходить полосу препятствий (например, прокричать ура, похлопать в ладоши или позвонить в колокольчик). Так у ребенка будет формироваться представление о цели, которую нужно достичь, проходя полосу препятствий.
4) Придумываем игровой сюжет: помочь мышке добраться до домика, помочь зайчику убежать от волка, спасти принцессу и так далее.
5) Хвалим ребенка за каждый пройденный этап.
6) Вначале показываем или объясняем ребенку (с 5 лет), как пройти полосу препятствий. В первый раз можно пройти полосу препятствий вместе с ребенком. 

Читать в полной версии

ЧТО МОЖНО ТРЕНИРОВАТЬ

перешагивать через препятствия;
перепрыгивать через препятствия;
обходить препятствия;
идти по линии — прямой или извилистой;
идти по линии боком или спиной вперед;
идти след в след;
прыгать на месте;
прыгать вперед, назад, влево и вправо;
прыгать вдоль линии;
прыгать на двух ногах, на одной ноге;
забираться;
карабкаться;
спускаться;
спрыгивать с препятствия;
останавливаться у препятствия во время бега;
ползать;
висеть;
наклоняться.

ПОДРУЧНЫЕ СРЕДСТВА ДОМА

диванные подушки и валики;
стол, стулья, табуретки;
туристическая пенка;
гимнастическая палка, обруч;
детская палатка;
коробки крупного и среднего размеров;
книги;
ленты;
надувной круг;
напольный мягкий коврик;
крупный конструктор;
мягкие игрушки крупного и среднего размеров и многое другое.
Приведем несколько вариантов заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ СО СТУЛОМ

залезть на стул и слезть или спрыгнуть с него;
пролезть под стулом;
обойти стул;
пропрыгать вокруг стула на одной или двух ногах;
пройти между двумя рядами стульев;
перенести стул с одного места на другое;
прокатить под стулом мячик или машинку;
пройти по верху нескольких рядом стоящих табуреток (табуретки могут стоять рядом друг с другом или на некотором расстоянии друг от друга) и так далее. 

ТОННЕЛЬ МОЖНО СДЕЛАТЬ ИЗ:

большой коробки;
свернутого туристического коврика;
стола или нескольких стульев, накрытых тканью;
детской палатки с двумя входами–выходами. 

КОРОБКИ И ТАЗЫ

На них можно сесть и покрутиться вокруг себя;
в них можно наступать;
из них можно сделать цепочку, и перешагивать из одной коробки в другую (лучше скрепить коробки между собой скотчем);
в них можно кидать мячики или кубики. 

ЛИНИИ И ЛАБИРИНТЫ

Линию на полу можно обозначить с помощью веревки, ленты, гимнастической палки, обруча. Линия может быть прямой, извилистой или с поворотами под прямым углом. Можно сделать лабиринт из длинной веревки, блоков крупного конструктора. Ребенок может сам пробегать к центру лабиринта и обратно, может прокатывать мячик или машинку.

«БОЛОТО»

Пройти болото можно только по кочкам, наступая на них или перепрыгивая с кочки на кочку. В качестве кочек можно использовать детали от мягкого напольного коврика, куски ткани. 

ПРОХОЖДЕНИЕ СЛЕД В СЛЕД

Следы можно вырезать из бумаги, ковролина, пенки. Можно распечатать несколько видов следов, разложить их на полу вперемешку и предложить ребенку пройти только по одному виду следов.

РЕЧКА

Речку можно сделать из туристической пенки. Переправу можно выложить из камушков. Качающийся мостик делается из доски и двух подушек. 

УСЛОЖНЯЕМ ПОЛОСУ ПРЕПЯТСТВИЙ

Если ребенок освоил все препятствия в придуманной вами полосе, попробуйте немного усложнить задание:
проходить полосу препятствий в обуви заведомо большего размера, например, в папиных или маминых тапочках;
проходить полосу препятствий по двое, трое и так далее, держась друг за друга;
проходить полосу препятствий вместе с мягкой игрушкой или каким-то другим предметом, держа его в одной или обеих руках или бросая вперед через препятствия;
проходить прямые участки полосы препятствий с мешочком с солью на голове;
проходить полосу препятствий, везя машинку на веревочке, или на машинке-каталке, или даже на папе;
проходить полосу препятствий на время и потом выбирать лучший результат.

ЕЩЁ УСЛОЖНЯЕМ

После прохождения очередного этапа полосы препятствий можно давать ребенку какое-то задание: сделать физическое упражнение, собрать башню, рассортировать мячики, собрать разрезную картинку и так далее. Таким образом можно включить полосу препятствий в ваши тематические занятия. 

РАСПРЕДЕЛЯЕМ ПРЕПЯТСТВИЯ ПО КВАРТИРЕ

Если ребенок по какой-то причине отказывается проходить полосу препятствий, вы можете рассредоточить препятствия по квартире или в доме: валик или стул в проеме двери в комнату, узкая дорожка в коридоре по пути из комнаты в кухню и так далее. Малыши постоянно двигаются, и преодоление препятствий несколько раз в течение часа значительно увеличит их физическую нагрузку. Более того, преодолевать эти препятствия придется и вам, что явно понравится вашему малышу. Конечно, если вы размещаете препятствия по квартире или дому на долгое время, во избежание травм у малыша вам нужно следить за его перемещениями по дому или квартире.

Если у вас нет желания или возможности соорудить полосу препятствий, для детей от 4 лет вы можете составить план с пиктограммами или названиями (если ребенок уже читает) препятствий в квартире, которые он должен преодолеть: на кухне проползти под столом, в детской комнате забраться по шведской стенке и слезть с нее, проползти по ковру и пройти через палатку, в комнате залезть на стул, слезть с него, прокатить мяч под стулом, в коридоре пройти по линии и так далее. Научите ребенка самого зачеркивать на плане препятствия, которые он уже преодолел.

Как ни странно, но преодоление полосы препятствий тренирует не только тело ребенка, но и его волю, и формирует его характер. Для ребенка преодоление полосы препятствий – это своего рода аналогия жизни: нужно двигаться вперед, но идти не всегда легко: чтобы двигаться вперед, придется преодолевать препятствия.

Юлия Мазнина