Взято из журнала Марины Озеровой (магистр общей педагогики, специализирующийся на детской психологии и детском развитии, практикующий методист и психолог с многолетним стажем, руководитель и преподаватель творческих кружков)

Натуралистичные – изображающие реальных животных реальных расцветок. Главный вопрос — ПОЧЕМУ?!

Читать в полной версии

1. Для маленьких детей важно сходство реальных предметов и их изображений.

2. Когда развивается восприятие, ребенку лучше оперировать реально существующими образами.

3. Для развития фантазии (что любят говорить производители непонятных мутантов ядовитых расцветок) важно, чтобы ребенок ГЕНЕРИРОВАЛ образ, а не глазел изо дня в день на фиолетовую корову с крыльями. Фантастические звери и прочие достижения буйного воображения взрослых дядь и теть, получающих зарплату за внедрение нового «зверя», фантазию не развивают так, как она развивается при обычном замещении предмета (или игрушки) в обычной игре. В комментариях к одному посту по этому тэгу был прекрасный пример, как мальчик «назначил» корове роль олененка, и корова так и осталась :). Фантастические звери для маленьких детей не нужны вовсе (маленьких я имею в виду младенцев и период раннего детства, до трех лет) — как раз тогда малыши соотносят изображение с реальными предметами, и для них важны настоящие образы, имеющиеся в действительности. Разумеется, это не значит, если малыш играет зеленым зайчиком, то у него мозг не разовьется :) но тем не менее, все же лучше окружать малышей реалистичными образами. Конечно, деткам постарше уже легче разобраться с настоящими и ненастоящими цветами (и образами). Но если у вас несколько детей, вы же не будете прятать от малыша игрушки старших :)

4. Мягкие игрушки-звери должны стать «живыми существами» в игре, а не «боксерскими грушами». Очень многие писали, что мягкие игрушки покупаются лишь для того, чтобы ребенок по ним прыгал, или их пинал, или дети ими дрались. Знаете, по-моему лучше прыгать на батуте или матрасе, драться подушками, и пинать мяч. Да, мы уже говорили, что ребенок отлично понимает, что игрушки ненастоящие и им не больно, но от этого роль мягкой игрушки, изображающей настоящего зверя, не меняется. Почитайте чудесный рассказ Драгунского про старого плюшевого мишку, так и не ставшего «боксерской грушей»!

Безопасность

Это, конечно, больше касается малышей. Если у вас есть возможность покупать экологически чистые материалы с безвредными красителями, то лучше такой возможностью воспользоваться :) Проверьте, насколько прочно закреплены глазки и носик, если таковые имеются, и насколько легко выдергиваются усы, если они есть на мордочке. Так же неплохо попробовать, не выщипывается ли этот пушистый мех одним легким движением детских пальчиков. Это я все к тому, что лучше купить одного дорогого «пушного зверя», зато «породистого» во всех отношениях, чем 50 китайских.

«Мягкость» мягкой игрушки :)
Игрушка должна быть приятная на ощупь, ее должно быть приятно тискать, обнимать, гладить и вообще «любить» :) Сейчас очень много таких игрушек сувенирного плана, которых надо ставить на диван для красоты и сдувать с них пыль, а к детям эти игрушки не имеют никакого отношения. Такие, знаете, огромные тигры, совершенно окостеневшие и твердые внутри.

Общий вид и выражение морды

Звери ни в коем случае не должны быть оскаленными (хищники)! Нередки случаи, когда такие «игрушки» вызывали разные фобии, энурез и т.п. Разумеется, не так — ребенок один раз взглянул и на всю жизнь испугался (хотя уже и такие игрушки есть, что и это вполне может быть). Но постоянное присутствие дома оскаленной агрессивной пасти наводит на самые нехорошие образы и фантазии, а особенно в темноте, когда все игрушки, как известно, оживают.

Общий вид — у зверя не должна быть застывшая раз и навсегда поза (котенок, спящий «клубочком», вечно пасущаяся корова, навсегда уснувший слон, окостеневший в прыжке лев, и т.д.). Игрушкой должно свободно играться, лапы желательно шевелить и менять зверю позу. Симпатичны антропософские зверики — у них идея минимализма, игрушка лишь передает общий образ, без излишних деталей (нет выражения морды, мелких деталей и т.п.).

Обычно в раннем и дошкольном детстве мягкая игрушка (даже не кукла) становится «близким другом» и самой любимой игрушкой. У нас, кстати, есть серый кот из искусственного меха, куплен случайно в обычном каком-то супере в СПб. Кот уже похож на серую тряпку :) Кормлен всем, что попало, несколько раз «мыт» в тазике с мылом, бывал везде, куда мы ездили, «копался» в песочнице, плавал в луже, и т.п. любимый-любимый :) Никуда мы без него не ходим :) (страшный-страшный уже ;)), и никаких новых не надо :)

Я к написанию этого поста стала вспоминать своих «детей», и вспомнила, что никакие любимые куклы не вызывали такой щемящей нежности, как два моих первых медведика, разрисованных карандашами (я им делала уколы :)), и закормленные манной кашей (что навсегда осталось на мордочках, несмотря на «мытье»).

Мультяшные звери. Я вообще не люблю мультяшные изображения. Они коверкают восприятие. Для новеньких советую тэг «масс-медиа и дети», плюс у себя в жж я много писала про «хорошие добрые мультики», и что они делают с образным мышлением. Поэтому еще ставить такой образ в детской… в общем, я бы не стала :). Моя подруга логопед говорит, что по ее опыту дети не любят изображения реалистичныхживотных. Просто не называют их и не воспринимают. Им нравятся мультяшные. Вы знаете, если эти дети круглосуточно перед ТВ, то ничего удивительного. Мои знакомые «бестелевизионные дети» (у нас в основном только такие вокруг) как раз, наоборот. Если восприятие уже замусорено в таком возрасте — естественно, дети это будут требовать дальше.