Отрывок из статьи, автор — Алмазова Дина Георгиевна (монтессори-педагог, психолог, руководитель студии дошкольного воспитания «Вырастайка»).

Нашу студию посещают дети от 3 до 6 лет, я расскажу о нашем опыте.

Читать в полной версии

С самого раннего детства детей надо учить строить культуру коммуникации, строить фразы, помогать себе.

Мы проводим, так называемые, уроки вежливости, представляющие из себя проигрывание жизненных ситуаций, показ способов решения возникших проблем.

Как правильно отказывать

В случае, если ребёнок не хочет давать другому ребенку игрушку, мы учим правильно отказать, выстраиваем примерную фразу, объясняющую намерения отказывающего. Например: «Извини, я не могу дать тебе (игрушку), мне он (она) самому нужна». Или «Извини, я поиграю немного и потом дам (игрушку) тебе». Или «Извини, я дам тебе ее через… (минуту, 5 минут, час, завтра)».

Другого ребёнка (которому отказали в просьбе) поддерживаем ( в присутствии отказавшего ребёнка): «Жаль, что он не поделился с тобой. Я надеюсь, что в следующий раз он это сделает, мы подождем». Можно поблагодарить ребенка за то, что он не продолжает конфликт.

Я считаю, что неправильно требовать уступить игрушку, как делают многие родители: «Отдай сейчас же!», «Не отбирай свою игрушку, мальчик поиграет и отдаст», «Не жадничай, дай». Ребенок должен сделать выбор сам, без давления взрослого, иначе он будет в следующий раз ждать очередной команды. Надо почувствоать, как помочь ребенку расстаться с игрушкой. А еще надо помнить, что это нормально, чувство собственности, я могу их не давать, это мое, игрушку купили мне, я имею право с ней не расставаться, у меня по поводу нее свои представления, ожидания. У другого человека есть что-то сокровенное, «частная собственность». Иногда из-за этого старшие не любят младших детей, потому что им приходилось часто уступать только потому, что «ты старше (а значит мудрее и сильнее духом), уступи».

Как правильно просить

Мы говорим, что ты должен подойти достаточно близко к человеку, посмотреть ему в глаза, назвать его по имени, и выразить в вежливой форме свое желание, например: «Маша, дай мне поиграть игрушку, пожалуйста, мне очень хочется» или «Маша, дай мне посмотреть эту куклу/ книгу, пожалуйста». В случае, если ребенок занят, он может не концентрироваться на собеседнике, тогда мы учим правильно привлечь его внимание.

Чтобы ситуации были усвоены детьми легко, мы рассказываем детям сказку о слове «пожалуйста». Расскажем вам тоже, только коротко. Слово «пожалуйста» живет у каждого человека в сердце. Сначала ты должен его хорошенько согреть, тогда оно начинает подниматься от сердца высоко-высоко, где глазки, после чего вылетает бабочкой и ныряет в глазки другому человеку и опускается к нему в сердце. Надо немножко подождать, чтобы оно там поселилось. И если ты его хорошо согрел, то ты получишь все, что хотел — тебе ПОЖАЛУЮТ. Все зависит от того, сколько ты вложил добра, сколько ты вложил из своего сердца в просьбу, тем самым ты придашь своему слову силу.

Про все слова («хочу», «надо») мы объясняем, рассказывая сказки, проигрывая. Это срабатывает, дети понимают, как нужно выразить себя или что с ними происходит, когда они «канючат».