Нужно набраться смелости и поверить в собственный же принцип. И объяснить ребенку со всей серьезностью, ПОЧЕМУ вы не разрешаете того или этого. Это как с пищей — я объясняю, почему мы этого не пьем и не едим, и ребенок должен видеть в вас не цербера, который отнимает все блага мира, а заботливую маму, которая думает на шаг вперед, в отличие от рекламы и добреньких тетушек. Помните, что дети отлично понимают мотивы, для них важна ваша позиция. И если вы поступаете из страха — ах, у всех такое, а мой ребенок будет завидовать; ну как же я от этого откажусь, родственники не поймут; и тому подобное — да, ничего не получится.

Я стараюсь деликатно объяснять дарителям, почему я так думаю. Что мы очень-очень ценим внимание, но бывают вещи, которые по каким-то причинам не можем использовать. Каждый случай индивидуален — иногда мы берем и через какое-то время избавляемся (есть масса благотворительных организаций, собирающих игрушки в бедные семьи), некоторые вещи я, получив, прячу (если не вызвали жгучего интереса). Пока ребенок был совсем маленький, были случаи, когда нам дарили вещи, которые я отказывалась брать с объяснениями (исключительно вежливо). У нас, правда, принято крупные покупки дарить с обменным чеком — не знаю, есть ли такая традиция в других странах. Поэтому, к тому времени, когда ребенку можно стало вручить что-то отдельно от мамы, родственники уже знали примерную «область действий» :). Профилактика всегда лучше — если вы стесняетесь отказываться от вредных подарков, не стесняйтесь заказывать полезные! Я иногда объявляла — хотим железную дорогу из Икеи! (подарили — супер-игра, одна из любимых). Девочка хочет палатку! (подарили — девочка счастлива). И показывать, КАК хорошо ребенку с желанным и полезным подарком, и вы бы сами этого не купили, и т.п. Если человек по-настоящему любит ребенка и хочет сделать ему приятное — возможно, у него будет желание узнать, что НА САМОМ деле нужно?

Читать в полной версии

Можно еще побеседовать про влияние ТВ и рекламы на ассортимент магазинов, и все пожилые тетушки тут же будут ахать «вот в наше время!», и им полезно тут же рассказать, что и вы поддерживаете «Их время», любите простые деревянные игрушки и шитых кукол, а вот у соседки мальчик играет (человеком-пауком, оружием, и т.п.), и вы знаете, такой кошмарный мальчик...

Очень часто люди дарят то, что «заметно» — какую-то дорогую кошмарную блямбу, занимающую пол-детской. Такие показательные подарки вряд ли идут от чистого сердца. Я не могу согласиться с тем утверждением, что подарок — это святое, и вы теперь обязаны им пользоваться даже во вред себе всю последующую жизнь. Вы же сами легко избавляетесь от ненужных китайских сувениров и неприятных вам вещей, всунутых какой-нибудь троюродной тетей? Почему ребенок должен использовать все то, что попало ему в руки?

По поводу того, что «игрушки-собственность ребенка» я не совсем согласна. У родителей все-таки есть ответственность за воспитание ребенка, и его собственность — то, что прошло их одобрение. Вряд ли мамы, защищающие «собственность ребенка», разрешили бы ему притащить с улицы все, что угодно — грязные палки, и всякий «мусор», которым ребенок может играть на улице. А что такого — он же это нашел, этим поиграл, это его собственность? почему-то никого не устраивает эта «собственность», появляющаяся посреди гостиной. Значит, у вас есть какое-то право влиять на эту собственность? Так же с игрушками. Пока ребенок был совсем маленький — я сама «прореживала» это хозяйство. Сейчас время от времени предлагаю: отдать другим деткам, выкинуть «3 вещи на выбор» (освобождаем место), то, что уже надоело; то, что перестало использоваться в играх. Незначительные вещи, которые давненько не замечаю в играх, прячу сама (обломки, осколки, палочки, потерявшиеся колесики и т.п.). Всех «живых» и важных — посоветовавшись и поговорив, почему мы их отдаем.

Еще важный момент — ребенок очень внушаем, и дошкольнику можно подсказывать сюжеты, можно помочь выбирать игрушки. Поэтому поиграйте вместе! Скажите, что вот в это и это вам играть скучно и неинтересно, а вот эти зверики такие замечательные, и с ними такую сказку можно устроить, и вот такую игру сделаем, и давай построим для них (дом, замок, дворец, сад, ...). А уж если сделать вместе что-то — вообще замечательно. Дети очень чутки к эмоциям. ТАк проявляйте подчеркнутые положительные эмоции в «общении» с «хорошими» игрушками! Устраивайте с ними игры, «рекламируйте» гостям («посмотри, какой у нас есть поезд, как интересно Петя строит железную дорогу), и т.п. Главное — если вы внутри уверены, будет уверен и ваш ребенок. Осталось согласиться, что не все в мире ребенку необходимо иметь и пробовать :) мы же с вами говорим, что в воспитании нет мелочей? их действительно нет, и детские игры — один из основополагающих моментов.

Автор — Марина Озерова (магистр общей педагогики, специализирующийся на детской психологии и детском развитии, практикующий методист и психолог с многолетним стажем, руководитель и преподаватель творческих кружков, мать троих детей)