Почему нельзя подавлять негативные эмоции ребёнка (посрамлять, обесценивать, наказывать и т.д.)

Что происходит, когда родители подавляют негативные эмоции ребёнка, не понимая их природу и часто идя на поводу родственников и друзей, поднимающих тревогу: «Что же из вашего ребёнка вырастет, если он сейчас уже такие концерты закатывает?! Ты должна выбить из него это! А то поплачешь горькими слезами»?

Читать в полной версии

Происходит то, что ребёнок начинает плохо понимать любые свои эмоции, и, в конечном итоге, перестаёт понимать свои истинные желания, перестаёт слышать свою природу, которая призвана сделать его счастливым человеком, достигшим самоосознания, он теряет внутреннюю связь с сознанием своих целей и ценностей в этой жизни, теряет энтузиазм, вкус и интерес к жизни. Ему труднее осознать, условно говоря, для чего он родился. А когда человек не знает, чего он хочет добиться, он никогда не поймёт, какие ему для этого нужны средства и какого рода поддержка. И если кто-то и даст ему поддержку, не зная для чего она нужна, он не сможет её оценить.

В чём может выражаться то, что ребёнок перестаёт понимать свои желания? Начинается всё с того, что он боится расстроить или как-то обеспокоить своих родителей. Некоторые дети даже боятся отпроситься в туалет, опасаясь вызвать раздражение или гнев родителей: «Где я тебе тут посреди чего-то туалет возьму?» или «Терпи до дома» и т.п. Родители обязывают ребёнка терпеть, считая, что это воспитывает его волю. На самом деле это часто действует разрушительно.

То есть, в этом, на самом деле, одна из очень глубоких причин конфликтов между родителями и детьми. В том, что родители с одной стороны хотят и пытаются давать поддержку ребёнку в достижении каких-то целей в жизни. Но вместе с тем, часто ведут себя так, что ребёнок всё хуже и хуже понимает эти цели. В конечном итоге, они делают вывод: «Сам не знает, чего хочет, а раз уж сам не может этого понять, то пусть делает тогда то, что хотим мы». В какой-то степени и какое-то время такое воспитание может работать, но позже оно приводит к достаточно серьёзному конфликту. Потому что ребёнок воспринимает такого рода поддержку как насилие. Он перестаёт ценить родителей — людей, которые, по большому счёту, даны ему судьбой в качестве поддержки для того, чтобы он мог реализовать свои цели. Из 6-ти миллиардов людей, только родители – те люди, которых действительно беспокоит судьба этого ребёнка. Тем не менее, он отказывается сотрудничать с ними, бездействует, или просто сопротивляется, что вызывает ещё большее беспокойство родителей. И фраза «Что же из него вырастет?» звучит чаще и чаще, всё с большим и большим беспокойством. Более того, с течением времени ребёнок перестаёт ценить даже собственное тело, которое является самым лучшим инструментом для достижения цели. В конечном итоге, начинает вести себя разрушительно. Мальчики обычно — в отношении окружающих, а девочки – в отношении себя (теряют самооценку).

Какова же природа негативных эмоций? Откуда они берутся?

Переживание негативных эмоций — неотъемлемая часть нашего существования в этом мире

Негативные эмоции (страх, гнев, обида, стыд, скорбь) являются результатом трёх видов проблем в этом мире, как для взрослых, так и для детей:

1. Столкновение наших желаний с внешними обстоятельствами (климат, погода, природные явления).

Например, мы хотим отправиться на пик-ник, выходим на улицу, а там дует сильный холодный ветер или льёт дождь, наше желание не удовлетворено и мы можем впасть в уныние, можем даже нелестно отзываться в адрес природы.

2. Столкновение наших желаний с желаниями других живых существ.

Например, мы собираемся лечь спать и выключаем свет, а у соседей начинается сессия караоке, мы можем испытать очень большой гнев. Негативные эмоции точно так же испытывает и ребёнок, если его, например, больно укусила оса/напугала собака/другой ребёнок в песочнице отобрал машинку или ударил ведёрком по голове.

3. Внутреннее противоречие и смятение собственных желаний.

Например, наше желание покушать чего-нибудь сладкого на ночь на утро может столкнуться с нашим желанием быть в форме.

Таким образом, как только мы теряем гармонию с внешним миром (природными явлениями, другими людьми, собственным телом или психикой), мы склонны испытывать скорбь, страх, гнев, чувство стыда. Мы никогда не сможем устроить так, чтобы у нас не возникало ни одного из этих видов проблем. И своим детям мы никогда сможем обеспечить абсолютную защищённость от них.

Правильное отношение к негативным эмоциям — они естественны. Это такой «побочный эффект» существования в этом мире. Главное, научиться справляться с ним, а не избегать его. То есть вопрос состоит не в том, переживать или не переживать негативные эмоции. Вопрос состоит в том, как их правильно переживать так, чтобы они не доставляли проблем нам и окружающим?

Поэтому, одним из золотых правил позитивного воспитания является право ребёнка проявлять негативные эмоции, соблюдение которого выражается в том, что родители избегают посрамления или любого другого вида наказания ребёнка за проявление негативных эмоций.

Гигиена негативных эмоций. Навык «Ты можешь испытывать негативные эмоции».

Мы обучаем ребёнка гигиене оправления естественных нужд тела (ходить на горшочек). Точно так же мы должны обучить его гигиене проявления своих негативных эмоций – не подавлять их, а проявлять там, где это безопасно. Для этого родители создают безопасную среду для того, чтобы ребёнок мог очистить себя эмоционально и пережить негативные эмоции. Безопасную среду для окружающих и, главное, безопасную для самого ребёнка.

Учась проявлять негативные эмоции, ребёнок осознаёт себя личностью, отдельной от родителей, и постепенно открывает свои внутренние богатства такие, как творческий дух, радость, сострадание, любовь, целеустремленность, самодостаточность, порядочность или совестливость, понимание гармонии во взаимодействии с другими людьми, способность исправлять свои ошибки.

Итак, для родителей главной задачей является дать ребёнку проявить свои негативные эмоции (безопасно). Но важно при этом не поддаваться влиянию этих эмоций.

Р. Нарушевич, из лекции «Как им справиться со своими «психами»?»

https://www.baby.ru/blogs/post/415466811-181805786/

https://www.baby.ru/community/view/44180/forum/post/385299626/

https://www.baby.ru/community/view/44180/forum/post/308216872/

https://www.baby.ru/community/view/44180/forum/post/316060662/

https://www.baby.ru/blogs/post/415466765-181805786/

https://forum.baby.ru/blogs/post/524398889-181805786/

https://www.baby.ru/blogs/post/513398430-181805786/

https://www.baby.ru/blogs/post/494209503-181805786/

https://www.baby.ru/blogs/post/554313880-181805786/

https://www.baby.ru/blogs/post/671508284-181805786/

https://www.baby.ru/blogs/post/513385408-181805786/

https://www.baby.ru/blogs/post/505164244-181805786/

https://www.baby.ru/blogs/post/419041911-181805786/