1) Проблема: отрыв от мамы.

Потребность общения со сверстниками начинает формироваться у ребенка лишь к 3 годам. До этого возраста взрослый является для малыша и партнером для игр, и образцом для подражания, а также удовлетворяет потребность ребенка в общении и внимании. Сверстники же сами нуждаются в этом, поэтому в полной мере заменить взрослого не могут. Отделение ребенка от взрослого происходит к концу раннего возраста (именно к 3 годам). Вот почему адаптация к яслям – длительный процесс. Просто двухлетний малыш очень привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест с его стороны, особенно если он эмоционально чувствительный.

Читать в полной версии

Эмоционально неразвитые дети период адаптации переносят легко, так как у них не сформирована привязанность к матери. Многие мамы, сравнивая детей, посещающих детский сад с 2 и 3 лет, отмечают, что чем раньше ребенок был отдан в дошкольное учреждение, тем более он общителен. Да, это так, но психологи отмечают возможную опасность: первичный эмоциональный контакт ребенок установил со сверстниками, а не с матерью, что может отрицательно повлиять на развитие его эмоциональной сферы (в будущем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания).

Что делать?

– окружите ребенка заботой и вниманием, чаще ласкайте и обнимайте, говорите, как сильно вы его любите;

– как можно больше играйте и общайтесь с малышом;

– оставляя ребенка в садике, говорите, что вы за ним обязательно вернетесь.

2) Проблема: страх перед воспитателем или новой ситуацией в целом.

Дети 2 лет испытывают страх перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что также ярко проявляется в яслях (этот страх может привести к тому, что ребенок становится возбудимым, обидчивым, плаксивым, чаще болеет, т.к. защитные силы организма истощаются стрессом).

Что делать?

– в первые дни не надо оставлять ребенка в садике надолго: достаточно 1 часа (по мере адаптации это время увеличивается);

если возможно, подберите для ребенка группу, куда уже ходят его друзья;

– еще до посещения садика займитесь расширением круга общения вашего малыша;

– объясните ребенку, кто такая воспитательница, и зачем она нужна.

3) Проблема: ребенок не умеет общаться со сверстниками.

При посещении детского сада в раннем возрасте могут создаться условия, когда среда негативно влияет на развитие личности, поскольку ущемляет его. Подобная ситуация случилась с сыном моей знакомой, когда возникло противоречие между требованиями сверстников и возможностями ребенка в игре, которые оказались ниже требуемых.

Что делать?

– предоставьте ребенку возможность взаимодействовать с другими детьми вне детского сада;

– понаблюдайте, что вызывает у малыша затруднения в общении, и проработайте выявленные трудности с помощью сказок и игр;

– учите ребенка играть и общаться.

4) Проблема: трудности с соблюдением режима.

В детском саду для всех детей установлен единый режим, и чтобы привыкнуть к нему, ребенку требуется определенная самодисциплина. Не каждый малыш на это способен.

Что делать?

– за 3-6 месяцев до первого посещения детского сада начните готовить ребенка к «садовскому» режиму;

– в выходные дни также создавайте для малыша режим, похожий на режим дня в саду;

– научите вашего ребенка навыкам самообслуживания: мытье рук, одевание, еда и т.д.

***

И все же, несмотря на то, что наблюдаются некоторые общие закономерности адаптации к детскому саду, каждый ребенок привыкает к нему по-своему. Все потому, что процесс адаптации включает разнообразные индивидуальные реакции, которые зависят от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от воспитания в семье и условий пребывания в дошкольном учреждении. Так что, если есть необходимость отдать ребенка в ясли-сад раньше 3 лет, не бойтесь –отдавайте, но обязательно окружите кроху большей заботой и любовью дома, это позволит ему преодолеть трудности социализации в новой обстановке.