Как ребенок проверяет свою связь с Вами?

Вот самая обычная ситуация: вы ждете гостей. Ваш ребенок тоже рад предстоящему празднику, он помогает вам накрывать на стол, старательно моет овощи, раскладывает салфетки, расцветает от похвалы. Это поведение привязанности, он хочет быть с вами, хочет вам нравится, делать общее дело.
Вот гости на пороге – и ребенок вдруг смущается, прячется за вас, вам стоит труда уговорить его выйти и поздороваться. Это поведение привязанности, он осторожен с чужими, не «своими», взрослыми и ищет защиты у родителя.
Вы сидите за столом, увлечены интересным разговором, а ребенок словно с цепи сорвался: шумит, бегает, дергает вас. Это поведение привязанности: он испытывает тревогу, видя, что вашим вниманием завладел чужой человек и хочет вашего внимания как подтверждения, что с вашими отношениями все в порядке.
Вы теряете терпение, сердитесь на него и выставляете из комнаты. Он громко плачет, бьется об дверь, начинается истерика. Это поведение привязанности: вы дали ему понять, что можете оборвать связь с ним, более того – символически прервали ее, закрыв дверь, он протестует изо всех сил, стараясь восстановитьы связь..
Вам становится его жалко, вы идет к нему, обнимаете, ведете умыться. Он еще какое-то время всхлипывает, потом обещает, что будет вести себя хорошо и вы разрешаете ему остаться. Вскоре он затихает, свернувшись калачиком у вас на коленях и правда больше не шалит. Это поведение привязанности – связь восстановлена, напряжение спало, страх отпустил, ребенок обессилен, а восстанавливать силы лучше всего рядом с родителем.
Возможно, вы никогда не думали об этом в таком ключе. Возможно, вам казалось, или вам говорили окружающие, что это все происходит потому, что ребенок избалованный, или невоспитанный, или вредничает, или перевозбудился. На самом деле все проще и все серьезней. Ему просто жизненно нужна связь с вами. Вот и все. Если это понимать и уметь видеть то, как состояние ваших отношений влияет на состояние и поведение ребенка, очень многие случаи «плохого» поведения предстанут своем в другом свете.
Мы помним, что отношения ребенка с родителем для него еще более значимы, чем для нас отношения с партнером, он еще больше зависит о того, чтобы любовь родителя к нему была незыблема, как скала, чтобы эта связь не могла быть прервана ни ошибкой, ни глупостью, ни несовершенством характера, внешности, способностей.
Попытка установить ребенку «планку ожиданий» ввергает его в глубочайший стресс, вызывает сильный протест. И вместо ожидаемого «педагогического эффекта» своих нотаций и вразумлений мы получаем явный или скрытый саботаж, а порой и парадоксальную реакцию: ребенок усиливает как раз то поведение или качество, которым мы часто бываем недовольны. Как это работает?
Представьте себе, что вы гуляете по тропе над пропастью (а это в некотором смысле вообще метафора нашей жизни), и страхует вас прочная веревка, которую держит с той стороны человек, которому вы абсолютно доверяете, больше, чем себе. Именно так воспринимает ребенок свою привязанность к родителю и родителя к нему. И вдруг вам кажется, что веревка ослабла, провисла как-то. Что случилось? Отпустил? забыл? бросил? Ушел? Спросить вы не можете, пойти разузнать тоже – страшно же шаг ступить, без страховки-то. Что вы будете делать?
Правильно, дергать за веревку, в надежде, что она просто немного провисла и сейчас снова натянется и станет прочной и надежной, как раньше. Дергать с замиранием сердца – а вдруг дернешь, и окажется, что на том конце ее выпустили? Но если не дернуть, то как узнать?
Вот именно это и делает ребенок, когда у него есть сомнение в прочности привязанности. Дергает за веревку. Снова пробует то именно поведение, которое, по опыту, ставит отношение к нему родителя под угрозу. «Ты по-прежнему мой взрослый? – словно спрашивает он. – Даже если я вот так делаю? Даже если я плохой? Я не могу жить в такой тревоге, ответь скорее, чтобы я знал точно».
Если у родителя получается дать ребенку понять, что мол, ты, дорогой, конечно, наломал дров, но не волнуйся, я тебя по-прежнему люблю, я с тобой, можешь на меня рассчитывать, веревка прочна, – ребенок успокаивается и может изменить поведение. Если взрослый в ответ тоже заводится, сам попадает под власть тревоги «он теперь всегда будет так делать, я плохой родитель, я не справляюсь, он меня не слушается, это он назло, нужно быть пожестче с ним, чтоб неповадно было впредь» и все в таком роде, – вопрос ребенка не снимается, а только становится острее.
А значит, следует ждать чего? Ага, повторения и того самого, непереносимого для родителя поведения.

Людмила Петрановская, фрагмент из книги «Если с ребенком трудно»

Как ребенок проверяет свою связь с Вами?



Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Лена
Очень интересный взгляд на воспитание, надо скачать эту книгу. Спасибо вам.
Пожаловаться
Lastochka

Пожаловаться
Няшная Аня
Lastochka 
люба шо таке
Пожаловаться
Lastochka
Няшная Аня 

да так… вспомнила наше проявление проверки связи…

Пожаловаться
Дарья

благодаря этому примеру мой мир перевернулся когдато и я начала совсем по другому относится к истерикам:) И легче стало ))) Теперь я понимаю, почему когда я ругаюсь, моя малышка бежит ко мне целоваться — контакт проверяет

Пожаловаться
Добрый Кактус
Когда родилась дочка, сына как подменили, жесть началась. Я понимаю его ревность, но иногда не в силах сдержать свой гнев((… и потом все равно подходу и по новой пытаюсь договориться, объяснить, понять, обнять и поцеловать. Не всегда у меня получается договориться со своим ребёнком, да и со мной он ведёт себя не так, как с другими взрослыми.
Пожаловаться
Yuliya Uzun

с детьми всегда можно спокойно договориться

Пожаловаться
ЧудесатаЯ
Yuliya Uzun 
рановато зарекаетесь
Пожаловаться
Yuliya Uzun
ЧудесатаЯ 

я работаю с детьми уже 12 лет. и возраст разный. понимаю что не мои. но и ни у всех преподавателей терпения не хватает
а со своим я договариваюсь, ведь часто встречаются ситуации как в статье. пусть ему только 2 года. он все понимает если сказать по хорошему

Пожаловаться
ЧудесатаЯ
Yuliya Uzun 
Ну с чужими взрослыми они всё равно иначе себя ведут
Пожаловаться
Няшная Аня
Yuliya Uzun 
Согласна, за каждой детской истерикой стоит та или иная причина. Я окончательно убедилась в том, что не нужно воспитывать детей — нужно воспитывать себя.